Описание профессиональной деятельности является первым и важнейшим этапом любого исследования в психологии труда, оно основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий получил название профессиографии. Основным результатом профессиографии как метода является составление профессиограммы. В процессе разработки профессиограммы на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме выделяются профессионально важные качества (ПВК) для данной профессии. Важной частью профессиограммы является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности (ПВК) или препятствующих успешному ее выполнению (антиПВК). Содержание и объем психограммы зависят от цели изучения профессии. В качестве таковой могут выступать профессиональный отбор, профессиональная подготовка, рационализация труда и отдыха, профессиональная ориентация.
Основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм.
Комплексная профессиограмма учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.
Аналитическая профессиограмма раскрывает не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики труда и его психологическая характеристика.
Психологически ориентированная профессиограмма, где выделяются: а) описание внешней картины труда, трудовое поведение (фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.); б) внутренняя картина труда (типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, опыт, психические состояния), интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).
Понятия профориентации и профконсультации и профотбора.
Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.
Основными направлениями профессионального сопровождения в связи с выбором профессии являются:
- а) профессиональное просвещение, построенное на популяризации совокупности знаний о социально-психологических и других аспектах выбираемой профессии;
- б) профессиональное консультирование, выполняющее справочно-информационную, диагностическую и формирующую цели.
Профконсультация - это процесс оказания психологической помощи в виде совета, в ходе которого осуществляется профориентация. Е.А. Климовым описаны наиболее часто встречающиеся ситуации профконсультационной практики.
- 1. Выбирающий профессию хорошо ориентируется в мире профессий, выбрал свою профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями, имеет представление о путях получения профессии и обращается в профконсультацию для подтверждения правильности своего выбора.
- 2. Выбирающий профессию имеет сразу несколько вариантов профессионального плана и не знает, какое учебное заведение предпочесть.
- 3. Конфликтная ситуация, когда профессиональный план вызывает разногласия либо внутренние (недооценка себя, завышенный уровень притязаний), либо внешние (конфликт с родителями, учителями).
- 4. Выбирающий профессию не имеет профессионального плана, не уверен в себе, однако проявляет выраженные склонности к определенному виду деятельности.
- 5. Выпускник не имеет ни четко выраженного профессионального плана, ни склонностей к какому-то виду деятельности.
Профотбор - это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности. Основным компонентом профотбора является определение профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность - это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью.
Профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям:
- 1) по медицинским показателям (внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределить снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью);
- 2) по данным образовательного ценза, конкурсным экзаменам (выделяют тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей);
- 3) на основе психологического отбора (предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности).
Пригодность человека к конкретному виду трудовой деятельности определяется методами профессиональной ориентации и профессионального отбора.
Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее со ответствующих его индивидуальным возможностям. Профессиональная ориентация обеспечивает эффективное использование трудового потенциала человека, содействует повышению его социальной и профессиональной мобильности, играет значительную роль в профилактике вынужденной безработицы. Кроме того, профориентационные мероприятия стимулируют поиск человеком наиболее эффективных средств повышения своего профессионально-квалификационного уровня, развитие интеллектуальной и трудовой активности. Эффективность работы системы профориентации определяют результаты профессионального отбора.
Профотбор - это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности. Профессиональная пригодность - это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям (состояние нервной системы, слуха, зрения, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.); отбор по данным образовательного ценза, направлен на выделение тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей; психологический отбор предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой деятельности.
Виды профотбора.
Профотбор предусматривает оценку у конкретного индивидуума состояния здоровья, физического развития, уровня общеобразовательной подготовки, социальных данных, профессиональных способностей и включает медицинский, образовательный, социальный и психофизиологический отбор.
В задачу медицинского отбора входит выявление тех людей, которые по состоянию здоровья могут заниматься данным видом трудовой деятельности. В нашем обществе забота о сохранении здоровья людей – одна из главных задач, поэтому медицинский отбор является исходным в комплексе профессионального отбора, а остальные виды отбора проводят лишь среди лиц, которые по состоянию здоровья признаны пригодными.
Образовательный отбор направлен на выявление тех лиц, начальные знания которых обеспечивают успешное овладение данной специальностью или непосредственное выполнение профессиональных обязанностей.
Социальный отбор выполняет очень много функций, в том числе и сугубо профессиональных. В последнем случае его задачей является уменьшение текучести кадров и обеспечение удовлетворенности человека своей работой. Для этого выясняют мотивы овладения данной специальностью, степень знакомства с коллективом и прочее.
Психофизиологический отбор предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическими возможностям соответствуют требованиям, которые предъявляет специфика обучения и деятельности по конкретной специальности.
40. Понятие «охрана труда». Законодательство Украины об охране труда.
По данным Международной организации труда количество несчастных случаев на производстве непрерывно растет и на сегодняшний день составляет приблизительно 125 млн. ежегодно. Следовательно, какими бы значительными не были трудовые достижения современного общества, они не могут компенсировать человеку утраченного здоровья и тем более жизни. В связи с этим необходимо предпринимать меры, направленные на создание максимально безопасных условий труда. Одной из таких мер является охрана труда.
Охрана труда – система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и трудоспособности человека в процессе деятельности.
1. Законодательство Украины об охране труда. Законодательная и нормативная база Украины по охране труда регламентирует все, что связано с созданием безопасных условий труда.
Закон Украины «Об охране труда» (1992 г.) определяет основные положения по реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, регулирует отношения между собственником и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды. Закон устанавливает единый порядок организации охраны труда и закрепляет за государством функции управления охраной труда .
Действие закона распространяется на все предприятия и всех граждан, которые работают, а также привлечены к труду на этих предприятиях.
Основной принцип закона – приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия, а также полная ответственность собственника за создание безопасных и безвредных условий труда.
Кроме того, согласно Законы Украины «Об охране труда» государство гарантирует работникам, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, получение оговоренных компенсаций, например, спецпитания, газированной воды, дополнительного отпуска, льготной пенсии и др.
Очень важным моментом является то, что впервые в истории Украины в законодательство введено понятие возмещения морального ущерба работнику.
Моральный ущерб – страдания, причиненные работнику вследствие физического или психического воздействия, влекущие за собой ухудшение (лишение) возможностей реализации им своих привычек и желаний, ухудшение отношений с окружающими людьми, иные отрицательные последствия нравственного характера.
Кодекс законов о труде (КЗоТ) Украины устанавливает, что работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации или с физическим лицом. С целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов работников и работодателя должен заключаться коллективный договор. В нем обязательно должны быть отображены вопросы условий труда и охраны труда.
Нормативно-правовые акты по охране труда (НПАОП) – это правила, стандарты, нормы, положения, инструкции и другие документы, которые имеют статус правовых норм и обязательны для исполнения.
Разработка и принятие новых, пересмотр и отмена действующих нормативно-правовых актов по охране труда производится Госнадзорохрантруда (специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда) при участии профсоюзов Фонда социального страхования от несчастных случаев.
Государственный межотраслевой нормативный акт по охране труда – нормативно правовой акт, общегосударственного использования, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения, организации общественного производства Украины, независимо от их отраслевой принадлежности и формы собственности. Обозначается ДНАОП .
Государственный отраслевой нормативный акт по охране труда – нормативно-правовой акт, действие которого распространяется на предприятия, учреждения, организации, которые относятся к определенной отрасли, независимо от формы собственности. Обозначается НАОП
Профессиональная ориентация
Выбор профессии - многоактовый процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Сделав первоначальный выбор, индивид поступает в профессиональное учебное заведение, затем определяет место будущей профессиональной деятельности, уточняет формы совершенствования квалификации, а иногда даже меняет специальность.
На стабильность, динамику, успешность профессионального самоопределения, профессиональное развитие личности оказывают влияние следующие факторы :
1) социально-экономические (жизненная среда, социально-экономическое положение родителей, заработок, научно-технический прогресс и др.);
2) воспитательные (целенаправленное развитие учащихся, уроки труда, факультативные занятия, деятельность учащихся в профилирующих кружках и т.д.);
3) психологические (профессиональная зрелость, интеллект, специальные способности, потребности, интересы, ценности и др.).
Кроме нравственных и психологических издержек непродуманный выбор специальности, профессиональная непригодность влекут за собой и материальные потери. Американцы, например, считают, что лучше истратить 10 тысяч долларов на поиск нужного человека, чем потерять 100 тысяч с человеком, который через год заявит, что дело ему не по плечу. Поэтому необходимы профессиональная ориентация и профессиональный отбор в высшую школу, профессио-графия основных должностей, на которые может быть определен специалист по окончании вуза.
Воспроизводство знаний среди как можно более широких кругов населения - залог процветания общества во всех областях, основа его настоящего и будущего благосостояния. Странам, наиболее эффективно решающим эту задачу сегодня, обеспечено интеллектуальное, а следовательно, и экономическое, социальное, политическое лидерство в XXI веке.
Профессиональная ориентация-это, во-первых, профессиональная информация, то есть распространение сведений о специализации высшей школы; во-вторых, формирование интереса к той или иной специальности. Она содействует профессиональному самоопределению личности в соответствии с ее способностями и с учетом потребностей общества, а также формированию конкретных профессиональных качеств человека.
В настоящее время все большее внимание уделяется профессиональной ориентации молодежи. Выходят книги (например, «Моя профессия. Краткий энциклопедический справочник» и др.), в которых дается характеристика наиболее распространенных профессий.
Поскольку профессия-вид трудовой деятельности, для осуществления которой человек должен иметь специальные знания, навыки, умения и способности, профориентация и весь дальнейший комплекс действий по профессиональному отбору в высшую школу должны основываться на профессиографии.
Анализ истории развития профессиональной ориентации показывает, что она преследует в основном две цели: помочь молодежи выбрать необходимую профессию, где каждый будет лучшим исполнителем порученной ему работы; оказать помощь молодому человеку в выборе такой профессии, которая принесет ему наибольшее творческое удовлетворение и в которой он мог бы в наибольшей степени проявить себя.
Многие вузы проводят мероприятия по профессиональной ориентации школьников. К таким мероприятиям относятся шефская работа и организация кружков в школах, проведение дней открытых дверей, бесед и лекций о научных достижениях, встречи ведущих ученых со школьниками, проведение различных олимпиад. Сознательный выбор профессии каждым учащимся, определение им своего места в общественном производстве в значительной степени способствуют повышению качества учебного процесса в вузе и подготовки специалистов высокой квалификации.
Одно из важных мест в проведении работы по профессиональной ориентации отводится самой школе. Профориентация в средней школе включает изучение интересов и склонностей учащихся, профессиональное просвещение, предварительную теоретическую и практическую их подготовку к работе в избранной области, профессиональную консультацию и контроль.
Соответственно выделяют три этапа профессиональной ориентации: подготовительный, основной и уточняющий.
Подготовительный этап направлен на изучение контингента учащихся в целях их профориентации и профессионального просвещения. Здесь изучается все, что имеет отношение к профессиональным их устремлениям, начиная от социальных и семейных условий, в которых живет и развивается школьник, и кончая его успехами на занятиях по различным предметам и увлечениями.
Существует определенная связь между учебными и профессиональными интересами школьников. Так, имеющиеся данные по опросу школьников свидетельствуют о том, что более половины из них связывают свой выбор профессий с любимыми предметами, изучаемыми в школе.
Основная цель профпросвещения- ознакомление учащихся с различными профессиями и их спецификой. Его составная часть-пропаганда наиболее необходимых в данном экономическом районе массовых профессий.
Теоретическая и практическая подготовка к работе в избранной области относится, как и профессиональная консультация, к основному этапу профориентации.
На основном этапе учащиеся в соответствии со своими склонностями посещают различные кружки, факультативные занятия по предметам, близким к профилю будущей их профессии, читают рекомендуемую литературу, в том числе и художественную, где освещаются интересующие их вош росы, и т.д.
Поскольку эффективность профессиональной подготовки специалистов в значительной мере обусловлена системой отбора молодежи в вузы, во многих из них проводится целенаправленная работа по выявлению старшеклассников, склонных к той или иной профессии, и ознакомлению с ней.
Профессиональная консультация помогает старшеклассникам определить свой дальнейший жизненный путь в соответствии с их целями, задатками и способностями.
Но здесь важны и другие моменты. Развивающее начальное обучение должно быть направлено прежде всего на решение важнейшей задачи современной школы-формирование уже у младших школьников творческого отношения. к учебной деятельности.
Исследования, проведенные в вузах СССР, свидетельствовали о том, что более 70 % студентов не обладали качествами творческой личности. Следовательно, школа выполняла свои функции в этом плане далеко не в полной мере. И если элементы творчества человеку не привить на начальной стадии, его обучения за 10-11 лет, то высшей школе наверстать это очень трудно .
Воспитание гражданина- процесс непрерывный. Компьютеризация обучения в век научно-технического прогресса объективная необходимость. И, конечно, хорошо, если школьники начнут приходить в вузы с необходимыми знаниями. Но если при этом наша молодежь не приобщается к гуманистическому культурному наследию, то данный пробел восполнить в вузах весьма сложно.
Уточняющий этап связан с контролем, анализом работы выпускников школ и выработкой предложений, направленных на более качественную организацию профориентации.
Таким образом, формируемая замкнутая система профориентации позволяет посредством необходимой коррекции на заключительном этапе гибко и оперативно учитывать потребности общества в квалифицированных кадрах.
В первом из шести томов энциклопедии «Мир профессий» рассказывается о профессиях, где основным предметом трут да являются природные явления, процессы, совершающиеся во взаимодействии человека с природой («человек-природа»). Второй том посвящен профессиям, связанным с общеобразовательной и профессиональной школой, детскими, медицинскими, юридическими и культурно-просветительными учреждениями и сферой обслуживания («чело-век-человек»). В других томах рассказывается о профессиях художественного профиля («человек - художественный образ») и о тех, где человек взаимодействует со знаковыми системами - буквами, цифрами, формулами и изображениями, используемыми в проектах, картах, схемах и пультах управления («человек - знаковая система»). В томе «Человек -техника» представлены профессии, связанные с созданием, использованием, обслуживанием различных технических устройств, являющихся основным предметом труда профессионала.
Конкретным результатом профориентационной работы является профессиональное самоопределение личности, то есть принятие ею решения о будущей трудовой деятельности -кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и кем работать. Профессиональное самоопределение - явление двустороннее: с одной стороны, есть тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой-то, что выбирают (объект выбора). И субъекту, и объекту присуще большое количество различных характеристик, чем и объясняется то, что выбор профессии не всегда однозначен.
Профессиональное самоопределение - важное событие в жизни человека. Оно не только связано с его прошлым опытом, но и определяет будущее, формирует образ его «Я», предопределяя в конечном счете многие стороны жизни. Наиболее изученным и существенным фактором профессионального самоопределения являются интересы субъекта. Не менее важны здесь и его способности. Профессиональное самоопределение отражает определённый уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей.
Немаловажной является также психологическая готовность старшеклассника к самоопределению, под которой понимают личностное новообразование, основывающееся на сформированности самосознания школьника, развитости его мотивов и потребностей, ценностных ориентации и временных перспектив, осознании своих способностей и интересов.
Вхождение во взрослую жизнь и занятие в ней достойного места не предполагает завершения формирования психологической готовности старшеклассника к самоопределению уже в школе, где закладываются лишь такие личностные основы и механизмы, которые обеспечивают его непрерывный всесторонний и профессиональный рост.
Решение о выборе профессии принимает активно действующая личность, осознающая свою ответственность за успешное выполнение той или иной работы и реализацию своих способностей. Ее профессиональное самоопределение детерминировано в значительной мере содержанием, методами и формами профориентации.
Определенная система активизирующих профконсульта-ционных методов разработана Н.С. Пряжниковым .
Активизирующий потенциал несут в себе практически все существующие методы, но реализуется этот потенциал всегда по-разному. Например, казалось бы, такой явно неактивный метод, как лекция. Но ее можно провести настолько мастерски, что слушатели уйдут с нее достаточно активизированными или по крайней мере озадаченными. И, наоборот, скучными и неинтересными могут оказаться даже такие «беспроигрьшшые» методы, как игра, если она проводится вяло и неумело. Причем многое здесь зависит не только от Мастерства психолога, но и от готовности занимать активную, творческую позицию самих учащихся. И все-таки существуют методы, активизирующий потенциал которых в большинстве случаев достаточно высок даже в работе с изначально пассивными аудиториями и при использовании этих методов недостаточно подготовленным в плане их активизации психологом.
Значительное активизирующее воздействие оказывают итак называемые невербальные средства профессионального общения психолога-консультанта, его умение организовать эмоционально-доверительный контакт с группой и даже с классом, а также создание особой атмосферы при проведении всей профориентационной работы.
В разработанных Н.С. Пряжниковым активизирующих црофконсультационных методах (по группам) сделана попытка соединить различные формы работы с решением проблем профессионального и личностного самоопределения . В частности, профессиональные игры в школе предназначены для работы с учащимися 7-11 классов. По своему содержанию и активизирующим возможностям эти методики уступают деловым играм и психотерапевтическим процедурам, но они рассчитаны на реальные условия работы в школе (ограниченность времени урока, необходимость работы с целым классом и т.п.)- Подобные игры могут быть использованы В дополнение к диагностическим процедурам, дискуссиям, индивидуальным консультациям и лекционным формам работы. Опыт показал, что если они занимают примерно 25-30 % учебного времени, то воспринимаются учащимися не как развлечение, а как естественная форма работы.
Важным условием проведения таких игр, по мнению Н.С. Пряжникова, является их высокий темп, что позволяет решать и проблемы, связанные с уровнем дисциплины учащихся на уроках, чего больше всего обычно боятся психологи перед входом в школьный класс.
Игровые профориентационные упражнения и микроситуации обычно используются в работе с подгруппой (8-15 человек) или с малой группой (6-8 человек). Многие игры основаны на довольно эффективной процедурной модели, когда участники рассаживаются в круг, что внешне делает эти упражнения похожими на занятия психотерапевтических групп. И хотя называть их в полной мере психотерапевтическими все же нельзя это скорее профориентационные группы), но некоторые соответствующие эффекты там имеют место. Поэтому для проведения подобных занятий профконсультант должен обладатьхотя бы минимальным уровнем психотерапевтической культуры (не навязывать собственного мнения, всячески демонстрировать свою поддержку и симпатию участникам, организовывать их реальное взаимодействие, создавать условия для самовыражения всех участников группы и т.п.).
Можно назвать следующие профориентационные упражнения; «Профессия на букву...», «Подарок», «Маскарадный костюм», «Человек- профессия», «Автопортрет» (профо-риентационный вариант), «Кто есть кто?», «Звездный час», «День из жизни».
Хороший эффект дает создание в школе игровых микро-ситуаций (для 3-6 человек), где моделируются различные элементы профессионального общения, связанные обычно с конфликтностью отношений. Например, общение продавца и покупателя, инспектора ГАИ с нарушителями правил дорожного движения, зубного врача с пациентами, экскурсовода с иностранными туристами и т.п.
Карточные профконсультационные методики-это попытка использовать интригующую форму работы (раскладывание пасьянсов из карт, карточные игры), высокоэффективные операциональные возможности карточных технологий, содержательные моменты профессионального самоопределения и планирования жизни. Следует сказать, что в содержательном плане данные методики лишены какой бы то ни было мистики, хотя внешне чем-то и напоминают методы гадалок. Главным достоинством карточных технологий являются предметность поискового действия и возможность оперативного составления из карточек образов моделируемых объектов.
Все разработанные Н.С. Пряжниковым профконсультационные карточные методики можно подразделить на две основные группы: информационно-поисковые системы (ИПС) и игровые карточные технологии.
В индивидуальных информационно-поисковых системах по определенным правилам учащиеся составляют из карточек образы своих профориентационных проблем и подбирают пути их решения (методика «Стратегия»), а также образы наиболее привлекательных профессий (методики «Карманный компьютер», «Формула», «Кто? Что? Где?»). Поскольку внешне эти методики напоминают раскладывание пасьянсов, то они получили название «профессьянсы». В отличие от бланковых тестов, главным преимуществом карточных технологий является возможность оперативной корректировки процесса выбора вариантов. В этом состоит важное условие реализации методик, поскольку профконсультант постоянно должен озадачивать учащегося с помощью специальных («провокационных») вопросов и тем самым способствовать осознанности и самостоятельности его действий.
В игровых карточных системах делается попытка смоделировать основные этапы человеческой жизни (индивидуальная игра «Человек-Судьба-Черт» и групповая игра «Страшный суд»), а также основные этапы профессионализации человека (групповая игра «Карьера»). Важнейшим активизирующим приемом данных методик является специально организуемый игровой спор консультируемого клиента с ответами, выписанными на карточках, а также определенные призы и наказания по результатам такого спора. В групповых играх «Страшный суд» и «Карьера» есть возможность помогать по определенным правилам тем игрокам, у которых сплошные неудачи и которые пребывают в растерянности, близкой к расстройству. В игре «Человек- Судьба- Черт» психолог в роли «черта» на определенном этапе начинает мешать подростку в достижении намеченных жизненных целей, что привносит в работу дополнительную интригу.
Важной особенностью проведения карточных консультационных игр является их высокая динамичность, позволяющая охватывать моделируемые жизненные ситуации в целостности, а не углубляться в обсуждение частных вопросов.
Можно обозначить некоторые недостатки и проблемы практического внедрения карточных профконсультацион-ных методик. Во-первых, необходимость определенных затрат времени: от 40 минут до 1,5-2 часов в индивидуальных процедурах и от 2 до 3,5 часа в групповых карточных играх. Во-вторых, есть проблемы, связанные с изготовлением и приобретением данных методик. В-третьих, довольно сложно самостоятельно изготовить профконсультационные карточки. Наконец, в-четвертых, самостоятельное освоение данных методов тоже затруднительно.
В связи с проблемами профессионального самоопределения важную роль приобретает психологический аспект, связанный с уст.ановлением границ профессиональной пригодности.
Пригодность человека к конкретному виду трудовой деятель- ности определяется методами профессиональной ориентации и профессионального отбора.
зумном выборе профессий, наиболее соответствующих его ин- дивидуальным Основными структурными компонентами пригодности чело- века к работеГражданские качества (моральный облик, отношение к об- ществу). В некоторых профессиях недостаточное развитие именно этих качеств делает человека профессионально непри- годными (учитель, воспитатель, судья, руководитель);
|
Знания, навыки, опыт, выучка в данной профессиональной области.
Из сказанного следует, что творцом профпригодности являет- ся сам субъект при условии его высокой активности.
В профотборе профессиональная пригодность может оцени- ваться по нескольким критериям: по медицинским показате- лям - внимание обращается на ряд противопоказаний, кото- рые могут предопределить снижение надежности в работе и спо- собствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью. К ним относятся: противопоказания в отноше- нии психического здоровья, в отношении состояния нервной си- стемы, слуха, зрения, сердечно-сосудистой и дыхательной сис- тем и т.д. (например, к водителям предъявляются требования в отношении нервно-психического здоровья, остроты зрения, цве- тоощущения); отбор по данным образовательного ценза, по конкурсным экзаменам направлен на выделение тех лиц, зна- ния которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей; психологический от- бор предназначен для выявления лиц, которые по своим спо- собностям и индивидуальным психофизиологическим возмож- ностям соответствуют требованиям, предъявляемым специфи- кой обучения и деятельности по конкретной специальности.
|
последовательность, необходимая специальная подготовка, тре- бующиеся знания и умения, режим труда и отдыха, санитарно- гигиенические условия, характерные психофизиологические со- стояния (монотонность, утомление, эмоциональная напряжен- ность), объем и характер перерабатываемой информации, физическая и интеллектуальная тяжесть труда, используемое оборудование, алгоритмы и психологическая структура выпол- няемых человеком действий. Затем оценивают степень значи- мости различных психических свойств и качеств личности дл я эффективного выполнения данной деятельности. Для этого в соответствии с проведенным описанием профессиональ- ных действий определяются свойства личности, которые обес- печивают реализацию каждого такого действия и определяют степень важности различных психических функций для дости жения конечного эффекта трудового процесса; продолжитель- ность загрузки психической функции в течение всего трудово- го процесса. Такой анализ позволяет получить среднюю оценку значимости каждой психической функции в обеспечении от- дельных рабочих операций и трудового процесса в целом, необ- ходимую для ранжирования функций по степени их важности для изучаемой деятельности, и сформулировать требования к профессионально важным качествам, функциям личности. Дру- гой подход к оценке личностных качеств состоит в определении одного или нескольких интегральных показателей, характери- зующих способности человека по выполнению наиболее ответ- ственных сторон профессиональной деятельности. Например, для машиниста тепловоза - способность человека сохранять в условиях длительного монотонного воздействия высокий уровень готовности к экстренным действиям, сохранять бдительность, а для водителя - психофизиологические качества, наиболее силь- но влияющие на безопасность движения: внимательность, быст- рота ориентировки и предвидения.
|
ность методики - означает, что каждая методика должна оце- нивать строго определенную функцию психики человека.
|
|
|
|
Анализ зарубежной практики показывает, что профотбор, осу- ществляемый на современной научной основе, позволяет обеспе- чить надежность и безопасность работы людей различных про- фессий.
Следующий этап отбора предполагает психологический про- гноз успешности обучения и последующей деятельности на ос- нове сопоставления сведений о требованиях профессии к челове- ку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; о возможности целенаправ- ленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств (с учетом времени, отводимого на обучение); вероятность адаптации к профессии, возможности появления экстремальных ситуаций и воздействий.
|
|
Применение тестов с целью прогнозирования профессиональ- ной пригодности может осуществляться только на основании ана- литического, синтетического и комплексного подходов. Анали- тический подход предусматривает изучение и оценку отдель- ных психологических показателей (например, внимания, памяти, двигательной координации и т. п.), важных для успешности обу- чения и деятельности в избранной профессии. Синтетический подход предусматривает изучение целостной деятельности или
важных ее элементов, и поэтому в рамках этого метода приме- няются различные аппараты, с помощью которых моделируют- ся такие элементы и целые профессиональные операции. Комп- лексный подход заключается в объединении аналитического и синтетического методов и в изучении некоторых психических процессов как в раздельном их проявлении, так и в условиях целостной деятельности, где они могут выступать с иными ка- чественными и количественными показателями.
|
|
дней выполняют профессиональные обязанности и ведется конт- роль изменения показателей качества деятельности человека че- рез каждые 2 часа. Полученные для каждого кандидата показа- тели качества деятельности аппроксимируются экспоненциаль- ными функциями:
гаемой специальности; - его способности к усвоению этой специальности; t - текущее время подготовки. Необходимое вре- мя подготовки кандидата определяется по формуле: Отечественный и зарубежный опыт профессионально-психо- логического отбора продемонстрировал его высокую производ- ственную и экономическую целесообразность: использование от- бора позволяет снизить отсев обучающихся в учебных заведени- ях из-за профессиональной неспособности на 30-50%, увеличить надежность работы систем управления на 10-25% , сократить на 40-70%, уменьшить стоимость подготовки спе-циалистов на 30-40% .
Следует учитывать, что профпригодность - интегральное ка- чество, которое необходимо выявлять, развивать. В этой связи встает проблема психологического сопровождения, связанного с
- социальную - усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять социально-професси- ональную деятельность в качестве и полноцен-
ного члена общества;
медико-физиологическую - учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для вы- полнения той или иной профессиональной деятельности. Основными направлениями профессионального сопровождения |
|
Профконеультирование, выполняющее следующие цели:
Климовым описаны наиболее часто встречающиеся си- туации профконсультационной практики:1) выбирающий профессию хорошо ориентируется в мире про- фессий, выбрал свою профессию в соответствии со своими ин- тересами., склонностями, способностями, имеет представле- ние о путях получения профессии, но обращается в профкон- сультацию для подтверждения правильности своего выбора;
2) выбирающий профессию имеет сразу несколько вариантов профессионального плана и не знает, какое учебное заведение выбрать;
вает разногласия либо внутренние (недооценка себя, завышен- ный уровень либо внешние (конфликт с лями, учителями);4) выбирающий профессию не имеет профессионального плана, не уверен в себе, однако проявляет выраженные склонности к определенному виду деятельности;
5) выпускник не имеет ни четко выраженного профессионально- го плана, ни склонностей к какому-то виду деятельности («ну- левая» ситуация).
этом диагностируется как изначально присущее человеку каче- ство. оно подкрепляется интересами, способностями субъек-та, его профессиональными намерениями.
Наиболее распространенными психодиагностическими мето- диками, направленными на выявление общей профессиональ- ной направленности, являются: «Карта интересов»; методика «Цен- ностные ориентации» Рокича; методика ДДО (дифференциаль- но-диагностический опросник); опросник Холланда.
|
росах профессиональной подготовки, обеспечивает благоприят-
ные условия для получения профессионального образования. Важно подчеркнуть, что вопросы выбора профессии, профессио- нального самоопределения нельзя отнести к компетентности школы. Часто, поступив в учебное заведение, подросток или юноша сталкивается с ситуацией несоответствия своих ожида- ний и той системы профессиональной подготовки, которая реа-
лизуется в учебном заведении. Поэтому необходимо психологи- ческое обеспечение выбора профессии и адаптации к условиям организации обучения в системе профессионального образова- ния, а затем адаптации к условиям профессионального труда и выработки индивидуального профессионального стиля трудовой деятельности с учетом своих психологических особенностей, в частности типа темперамента.
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике че-
|
|
вень нервно-психического напряжения (например, оценка дея-
тельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).
Существует четыре пути приспособления темперамента к тре- бованиям деятельности.
Первый путь - профессиональный отбор, одна из задач ко-
торого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют только лишь при отборе на профессии, предъявляю- щие повышенные требования к свойствам личности.
Второй путь приспособления темперамента к деятельности зак- лючается в индивидуализации предъявляемых к человеку тре- бований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Третий путь заключается в преодолении отрицательного вли-
яния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
Продуктивность работы человека тесно связана с особен- ностями его темперамента. Так, особая подвижность сангви- ника может принести дополнительный эффект, если работа тре- бует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии а однообразие, регламен- тированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают боль- шую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холе- рики и сангвиники.
|
|
У людей художественного типа (преобладает активность пер- вой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывают отпечаток большая эмоциональ- ность, яркость воображения, непосредственность и живость вос- приятия действительности. Их интересует прежде всего искус- ство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное твор- чество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расце- нивают как «сухарей».
Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание ак- тивности того или иного полушария оказывает вли-яние на индивидуальные особенности личности человека, на его
профессиональные склонности и индивидуальный стиль профес- сиональной деятельности.
Психопрофилактика - аутогенная психомышечная тренировка. Среди методов, которые дают возможность защитить психику человека от вредных действий и настроить ее на преодоление трудности, стрессовых состояний, на первом месте стоит психическая саморегуляция.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
К психологическим средствам восстановления работоспособности принадлежат психотерапия, психопрофилактика и психогигиена.
Различные воздействия на организм через психическую сферу с учетом терапии, профилактики, гигиены носят информативный характер, сигналы - носители информации, продуцируются психикой непосредственно или косвенно. Этим и отличаются данные воздействия от других средств, например, фармакологических. Психотерапия включает мышечную релаксацию, специальные дыхательные упражнения, а также гипнотерапию.
Психическая саморегуляция - это действие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих им воображаемых образов. Следовательно, слова, речь, воображаемые обиды условно-рефлекторным путем влияют на функциональное состояние различных органов и систем положительно или отрицательно,
В конце XIX - в начале XX ст. в Европе и в Северной Америке усиливается интерес к индийской культуре, в частности - йоги. Возникло мнение перенести на европейскую почву учение йоги, применяя его к медицинским потребностям. Первым, кто смог это сделать, был Йоган Генрих Шульц(1886-1970 г. г.), который, начиная в 1909 г., опубликовал много трудов, посвященных аутогенной тренировке, в частности своеобразной модификации приемов йоги.
Аутогенная тренировка построена на учении йоги, самовнушении и в фракционном гипнозе. Это деление искусственное, потому что приемы взаимно переплетаются. При помощи аутогенной тренировки мы сознательно раскрываем в себе резервы, которые преимущественно не используются.
Аутогенная тренировка, за Щульцом, состоит с двух степеней: низшей и высшей. На низшей степени усваивают формулы, при помощи которых можно научиться руководить своими внутренними органами, сосудами, отдельными функциями печени, сердца и т. д. После этого переходят ко второй степени, в результате чего можно научиться руководить своими чувствами, мыслями, вызывая в себе те или иные ощущения.
Аутогенная психомышечная тренировка преследует цель научить человека сознательно корректировать некоторые автоматические процессы в организме. Ее можно применять с целью восстановления сил перед рабочим днем, в перерывах, а также после рабочего дня. Для снятия чувства тревоги, страха есть определенные формулы, тесты. Для более быстрого восстановления сил после усталости рекомендуется использовать внушенный сон. Человек должен научиться погружать себя на определенное время в сон и самостоятельно выходить из него бодрым. Длительность внушенного сна от 20 до 40 мин.
Психогигиена включает искусство взаимоотношений между людьми, духовную гармонию Человека и Природы, комфортные условия быта, различные виды отдыха. По Р. Хьюсману и Д. Хетфилду, во взаимоотношениях между людьми доминирующим является фактор справедливости. Трудности, которые возникают в этой сфере можно свести до востребования: как нам удается или не удается сохранить справедливость? Авторы приводят основные причины разрушения взаимоотношений между людьми: 1. Неправильная психологическая «валюта». «Не получить того, что ты хочешь, - почти то же самое, что не получить совсем ничего», - сказал Аристотель. Одной из причин, по которой нам трудно сберечь равновесие в отношениях, является именно то, что мы используем не понятную другим, и не соответствующую к условиям психическую установку.
Существуют определенные трудности в выборе правильной психологической установки и в семейных отношениях. Наиболее высоко в семейных отношениях ценятся доверие, любовь, уважение, общение и умение выслушивать партнера.
Очень часто мы пользуемся неправильной психологической установкой, ибо применяем «золотое» правило «Делай для других то, что ты бы хотел, чтобы другие делали для тебя». Но обычно у нас нет никаких доказательств того, что другие хотят того же, что и мы. Для сохранения справедливости во взаимоотношениях и достижения правильной психологической установки желательно следовать несколько модифицированному правилу «Делай для других то, что они хотели бы, чтобы ты сделал для них ».
2. Крах доверия. Доверие является основой взаимоотношений - на работе, в семье, с друзьями и с детьми. К сожалению, доверие - это то, что мы ожидаем от других, но сами весьма неохотно вкладываем в отношения. Одной из причин, мешающей нам доверять другим, является наше предположение, что все остальные хотят иметь выгоду. Кроме того, доверие в отношениях приходит не сразу. Мы не слишком доверчивы, пока другая сторона не докажет, что ей можно доверять, и, наконец, мы с трудом доверяем другим потому, что доверие - очень хрупкое чувство. В то время как для установления доверительных отношений требуется значительное время, разрушить их ничего не стоит.
3. Скрытые, внутренние ожидания. Часто человек не делает чего-либо только потому, что мы не говорим ему, чего мы хотим. Наши ожидания относительно ее действий являются скрытыми. Весь наш опыт (на работе, дома и в других ситуациях) формирует ожидание, на основании которых мы пытаемся предсказать действия других людей.
Огромный вклад в формирование полноценных взаимоотношений между людьми сделал известный во многих странах мира труд Д. Карнеги «Как находить друзей и влиять на людей».
Духовная гармония Человека и Природы воплощена в учении Порфирия Иванова. Полстолетия своей жизни П.К. Иванов посвятил делу оздоровления, поиску путей к пониманию природы человеческого здоровья. Он оставил нам знание и мудрость, надежду страдающим, методы, которыми он щедро делился со всеми. Стержнем учения Порфирия Иванова является памятка - своеобразная «сердечная просьба» под названием «Детка», в основе ее 12 положений способов человеческой жизни.
1. Дважды на день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся где можешь: в озере, реке, ванне, становись под душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание завершай холодным. Важна не длительность купания, а регулярность. Могущественная, но кратковременная доза холодного действия на организм усиливает обменные процессы, повышает защитные силы организма. Вылив на себя одно или два ведра воды, можно согреться. После купания лучше не вытираться, а обсохнуть на воздухе. Можно при этом выполнять физические упражнения.
2. Перед купанием или после него, а если можно, то и во время с ним выйди на природу, стань босиком на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 мин. Вдохни через рот несколько раз воздуха и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.
3. Не употребляй алкоголя и не кури.
4. Пытайся хотя бы раз в неделю обходиться без еды и воды, с пятницы (с 18-20 ч) к воскресению (12 ч). Если тебе тяжело, то держись хотя бы сутки,
Система не предусматривает обязательного голодания. Речь идет о сознательном воздержании от еды и воды после «сытых» дней. За 42 ч. воздержания организм полностью очищается от шлаков, и только - при активном движении, на лоне природы. Люди, которые живут по системе, худеют только тогда, когда имели избыточный вес, и наоборот, добирают веса, если были худыми. Нервная система сама начинает стремиться к гармонии.
5. В 12 ч. дня в воскресенье выйди на природу босиком, подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего тела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится. Относительно еды система не имеет ограничений. Важно только не загружать желудок, кушать без спешки, тщательно пережевывать пищу.
6. Люби окружающую природу. Не плюй кругом и не выплевывай с себя ничего. Привыкни к этому: это твое здоровье.
Не нужно избавляться от мокроты, слюны, ибо вместе с продуктами распада выведешь из организма вещества, необходимые для переваривания еды, и антитела - защитные силы в борьбе с болезнью. Целая фабрика иммунитета тратит энергию на образование мокроты. Выбрасывать эту энергию неумно.
7. Здоровайся со всеми вокруг и всегда особенно с пожилыми людьми. Хочешь иметь в себе здоровье - здоровайся со всеми. Бездуховный человек превращается в неполноценное создание.
8. Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нищему. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душой и сердцем.
9. Преодолей в себе жадность, лень, самодовольство, корыстолюбие, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не бери близко к сердцу несправедливмх мыслей. Человеческие недостатки так или иначе влияют на здоровье, ибо физиология человека зависит от психики, а все, отрицательное, влияет на нервную систему, содействует заболеванию.
10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, немощи, смерти. Это твоя победа. Постоянные мысли о недомогании развивают в человеке мнительность, ведут к усилению болезней как в физическом, так и в моральном плане.
11. Мысли не отделяй от дела. Прочитал - хорошо, но самое главное - делай.
12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвастайся и не возвеличивайся в этом. Будь скромным.
Нужно выполнять все правила: только комплексное соблюдение системы гарантирует полное выздоровление. Знаниями с людьми нужно делиться искренне. Став здоровым, помоги другому. Только взаимопомощь способна возвратить здоровье людям.
Для безопасного труда важным является выбор человеком такой профессии, которая лучше всего отвечала бы его психофизиологическим возможностям. В различных отраслях производства люди часто не могут овладеть некоторыми профессиями, хотя успешно овладевают другими, технологически не менее сложными. Один работник в течение многих лет ни одного раза не был травмирован, а другой при этих же условиях несколько раз в течение года. Это объясняется антропологическими, физиологическими или психологическими особенностями или недостатка ми человека, которые в отдельных ситуациях могут приводить к возникновению опасности. Они являются постоянными или временными (ухудшение слуха и зрения, притупление реакции и ориентации, неумение сосредоточиться, плохая координация движений, плохая память и тому подобное). Для безопасного труда, повышения его эффективности и успешного подбора кадров необходимый профессиональный отбор, базирующийся на научно-обоснованных требованиях, которые предъявляются к человеку различными профессиями.
Например, отбор и дальнейший контроль профессиональной пригодности для таких специальностей как монтажники и машинисты башенных кранов, желательно проводить с помощью медицинских тестов, таких как в авиации и на железнодорожном транспорте. Для этих профессий необходимо, чтобы зрительно-двигательные реакции были устойчивыми, вестибулярный аппарат был в норме. Работники, психофизиологические особенности которых не отвечают требованиям той или иной профессии, на практике постоянно будут сами подвергаться опасности и создавать опасные ситуации для других. Поэтому умение определить склонность людей к той или другой профессии является необходимым для обеспечения жизнедеятельности.
Каждый человек должен понять значение правильного выбора профессии, осознать необходимость согласования его с интересами общества. В то же время каждый человек имеет право на выбор профессии, рода занятий и труда в соответствии с призванием, способностью, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей общества. Отсюда вытекает, что выбор профессии должен быть не только свободным, но и в полной мере осознанным, отвечать как интересам личности, так и интересам общества.
Если выбор профессии оказался случайным, то в дальнейшей трудовой деятельности реализуется, по обыкновению, нетипичные и несущественные для данной личности возможности, в результате чего наступает неудовлетворенность или апатия к работе. Если в процессе труда человек может реализовать и активизировать наиболее четкие и характерные для нее черты, наступает духовная гармония. Последнее возможное только в том случае, если требования профессии, содержание труда совпадают с индивидуальными особенностями и возможностями личности.
Полное раскрытие задатков человека возможно, если он правильно подготовится к будущей деятельности, выберет профессию, оценит свои способности, определит свою пригодность, глубоко осознает возможности профессионального роста в определенной сфере, учитывая потребности общества и свои интересы.
Помочь людям выбрать жизненный путь, адаптироваться к профессии, повлиять на рациональное распределение трудовых ресурсов призвана система профориентации.
Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединенных общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; профессиональная активизация, профессиональная психодиагностика, профессиональный отбор (подбор), профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.
Профессиональное просвещение предусматривает вооружение совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильного выбора одной из них; воспитание положительного отношения к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирования мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание социально-экономических потребностей общества и психофизиологических особенностей личности.
Профессиональное образование объединяет профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Цель их - сообщение человеку определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, информирование о способах и условиях овладевания ими, пропаганда общественной значимости наиболее необходимых на данное время профессий.
Не менее значимым компонентом профориентации является развитие интересов и склонностей людей в различных видах профессиональной деятельности. Оно складывается из таких важных элементов, как формирование и воспитание профессиональных интересов, воспитание уважения к определенной профессии, любви к труду.
Целью профессиональной психодиагностики является изучение личности с целью профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Различают такие виды консультаций: справочные, в ходе которых выясняют пути трудоустройства, требования к приему на работу, возможности овладения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты, перспективы профессионального роста; формирующие, цель которых осуществлять руководство, коррекцию выбора профессии; медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья человека, его психофизиологических свойств в отношении к избираемой профессии, если необходимо, переориентацию в другую или близкую к избираемой сферу деятельности.
Профессиональный отбор осуществляется в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с условиями труда максимальной трудности. Цель профессионального отбора - выявление пригодности человека к конкретному виду труда. Если у претендента обнаруживают отсутствие хотя бы одного профессионально важного качества, ему отказывают в трудоустройстве. Такой шаг нужен, чтобы оградить человека от нежелательных, возможно серьезных последствий стихийного отбора. При осуществлении профотбора предпочтение оказывается тем претендентам, которые имеют более высокий уровень профессионально важных качеств, свойств и благоприятные перспективы их развития.
Следует отличать профотбор от профподбора. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующую данной профессии личность, т.е. идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, т.е. идут от личности к профессии.
Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспособления человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешность профессиональной адаптации - один из главных критериев правильного выбора профессии, оценкой эффективности всей профориентационной работы. Успешная профессиональная адаптация характеризуется сохранением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профессиональной деятельности, совпадением общественной и личной мотивации труда. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социальной.
ТЕМА: ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ПРИРОДНЫЕ СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ)
План: 1.Классификация стихийных бедствий и этапы борьбы с ними.
2. Лучистая энергия Солнца и жизнедеятельность человека.
3. Сильные ветры.
4. Атмосферные разряды.
1. КЛАССИФИКАЦИЯ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И ЭТАПЫ БОРЬБЫ С НИМИ
Согласно номенклатуре аварий и катастроф, предложенной ВОЗ, различают:
а) стихийные бедствия - метеорологические бури (ураганы, смерчи, циклоны, бураны), морозы, засуха и т. п.; топологические (наводнения, снежные обвалы, оползни и т. п.; теллурические и тектонические (землетрясения, извержения вулканов).
б) аварии - выход из строя технических сооружений (плотин, туннелей, зданий, шахт), пожары, кораблекрушения, крушения поездов, отравление воды в системах водоснабжения и т. п.
Только аварии являются антропогенными катастрофами, а все остальные - стихийными бедствиями. По определению ВОЗ, катастрофа - это ситуация, представляющая неожиданную, серьезную и непредвиденную угрозу для здоровья людей. Комитет ВОЗ по проблемам современного общества определяет катастрофы как явления природы или акции человека, представляющие и несущие угрозу для человеческой жизни в такой степени, что вынуждает их обратиться за помощью извне. Есть и другие, более краткие формулировки: «Катастрофа - это непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население не способно справиться самостоятельно».
В зависимости от характера действия стихийные бедствия подразделяются на мгновенно распространяющиеся (землетрясение) и постепенно распространяющиеся (ураганы, бури, наводнения, пожары). Если при последних имеется возможность провести достаточно широкий комплекс предупредительных работ не только в период до непосредственной угрозы возникновения стихийного бедствия, но и за время от предупреждения до воздействия сил стихии, то при первых речь может идти о восстановительных работах или о постоянных работах профилактического порядка не в конкретном месте землетрясения, а в достаточно широкой сейсмической зоне.
Существует градация стихийных бедствий и по возможности их локализации. К постепенно локализуемым стихийным бедствиям можно отнести, например, пожары, наводнения, солевые потоки, к нелокализуемым - ураганы, бури, цунами.
Как правило, борьба со стихийными бедствиями имеет три этапа:
Первый этап - проведение профилактических работ, главной целью которых является не допустить возникновения стихийного бедствия, если это возможно, или уменьшить его последствия, если беда неминуемая. Такие работы проводятся задолго до начала воздействия сил стихии и могут охватывать весьма продолжительный отрезок времени.
Второй этап - работы с локализации, а в ряде случаев и по ликвидации стихийного бедствия в период его воздействия. Цель этих работ - максимально уменьшить зоны наиболее тяжелых последствий, свести их к минимуму, оказать своевременную помощь пострадавшим, срочно ликвидировать наиболее опасные аварии.
Третий этап - ликвидация последствий стихийного бедствия после того, как силы стихии успокоились. На этом этапе продолжают оказывать помощь пострадавшему населению и проводят обширный комплекс восстановительных работ. Продолжительность этапа зависит от объема возникших разрушений, и в большинстве случаев он длится значительное время, иногда несколько лет. Наиболее сложен и ответственен второй этап, так как приходится работать в условиях непосредственного воздействия разбушевавшихся сил. Наиболее трудоемок третий этап.
Опыт показывает, что наиболее тяжелая обстановка возникает там, где царят благодушие, неорганизованность, отсутствие необходимых знаний у людей, оказавшихся в зоне стихийного бедствия.
При определенных обстоятельствах разбушевавшаяся стихия становится неподвластна человеку, на продолжительное время своим разрушающим действием охватывает огромные пространства, опустошая все вокруг, неся людям горе и страдание. Стихийное бедствие - явление природы, носящее чрезвычайный характер и приводящее к резкому нарушению нормального образа жизни больших групп людей, к повреждению, а иногда к уничтожению значительных материальных ценностей. В ряде случаев стихийные бедствия вызывают гибель людей или наносят существенный ущерб их здоровью.
Так, за данными Международного общества Красного Креста, стихийные бедствия за 100 последних лет забрали более 11 млн. человеческих жизней, в том числе от наводнений - 9, от ураганов - 1, от землетрясений - 1. В последние годы наблюдается тенденция роста численности пострадавших от стихийных бедствий, определяемая в первую очередь общим ростом численности населения Земли и освоением ранее нежилых районов, наиболее часто подвергающихся воздействию сил стихии. Картины после некоторых стихийных бедствий может быть сравнима лишь с последствиями современной войны, и для ликвидации их прилагаются усилия многих стран мира. И хотя человечество не может мириться с последствиями разбушевавшихся сил стихии, на сегодня оно вынужденно в большинстве случаев выполнять пассивную роль, проводя лишь комплекс работ по ликвидации таких последствий.