Социальные лифты по п сорокину. Теория социальной мобильности (П.Сорокин). Механизмы социальной мобильности

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «вертикальная социальная мобильность». Какие условия, по мнению автора, влияют на интенсивность социальной мобильности? (Назовите любые три условия.) Какой социальный механизм, по его мнению, сдерживает социальную мобильность в демократическом обществе?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В процессе развития общества его социальная структура не остаётся неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоёв изменяют экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы.

Кроме того, каждый человек устремлён к повышению своего статуса. Всё это создаёт уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества. Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.

Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определённым требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус.

По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъёма и спуска…» Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоёв).

В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определённый социальный механизм, сдерживающий мобильность... Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

Б.А. Исаев

Какие изменения социальной структуры на микроуровне отмечены в тексте? Какой пример излишней социальной мобильности приводит автор? Какие показатели, по его мнению, не влияют на положение человека в демократическом обществе? (Назовите любые два показателя.)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) Ответ на первый вопрос:

На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами.

2) Ответ на второй вопрос:

Большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоёв).

3) Ответ на третий вопрос:

Социальные ограничения;

Национальные ограничения.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Источник: ЕГЭ - 2018. До­сроч­ная волна

Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три «лифта для подъёма и спуска». (Сначала называйте социальный лифт, затем приводите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы любые три «лифта для подъёма и спуска» и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:

1) Вступление в брак с представителем более высокой социальной страты. Например, гражданка Иванова из среднего класса вышла замуж за принца Великобритании и улучшила свой соц. статус - стала принцессой.

2) Образование. Например, г-ка Петрова, рожденная в семье рабочих, получила высшее образование и устроилась работать директором завода.

3) Профессиональные институты (работа). Например, г-н Егоров, устроившийся после школы на работу кассиром магазина, был повышен до уровня директора этого магазина.

Как было сказано ранее, Сорокин является одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Социальная стратификация и социальная мобильность выступают перманентными характеристиками любой организованной социальной группы. По степени мобильности бывают мобильные периоды истории (революции, которые приводят к слому социальной структуры) и немобильные (эпохи реакции, характеризующиеся устойчивой социальной структурой), а также различные типы общества.

Под “социальной мобильностью” Сорокин понимает любой переход определенного индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, с одной социальной позиции на другую, это своеобразный “лифт” для перемещения как внутри одной социальной группы, так и между группами.

В соответствии с его концепцией мобильность различается по направленности (горизонтальная и вертикальная, последняя рассматривается им в двух плоскостях - как восходящая и нисходящая), по форме (коллективная и индивидуальная), по интенсивности и направленности.

Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, но на том же уровне социальной стратификации. Это значит что уровень социальной группы, в которой индивид (группа) находился до перемещения и уровень социальной группы, в которую индивид совершил перемещение - остаются на одинаковых социально - значимых позициях. Индивид или группа при горизонтальной мобильности могут сохранить неизменными свои социальную роль, социальный статус. Примеры: переезд с одного города в другой; переход с одного места работы на другое с сохранением прежних должностных обязанностей; переход ученика 8 класса с одной СОШ в другую; и др.

Вертикальная мобильность означает перемещения индивида (группы) из одного пласта в другой (если вверх, то это будет восходящая мобильность, если вниз - то нисходящая). Вертикальная мобильность рассматривается социологом в трёх аспектах, соответствующих трём формам социальной стратификации, - политическом, экономическом, профессиональном. Он определяет основные механизмы мобильности, с помощью которых преодолеваются «сита», как бы просеивающие индивидов. Это семья, школа, церковь, армия, всевозможные профессиональные, экономические и политические организации. При рассмотрении названных структур в русле вертикальной мобильности Сорокин анализирует их в качестве «каналов социальной циркуляции».

Так, характеризуя в этом плане школу, он пишет «В обществе, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой «социальный лифт», движущийся с самого низа общества до самых верхов. В обществе, где привилегированные школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального здания, перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Однако даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоёв всё-таки удавалось проникнуть в этот школьный лифт и благодаря ему возвыситься»

Примеры вертикальной мобильности: переход с одной рабочей должности на другую с изменённой ставкой з/п; получение высшего образования; заключение (расторжение) бракосочетания; получение наследства по дарственной (или по иному документу); и др.

С количественной точки зрения Питирим Сорокин разграничивает, как уже упоминалось раньше, интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается социальная дистанция, количество слоев, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящим периоде за определенный промежуток времени. Под всеобщностью социолог, с одной стороны, понимал количество участников, задействованных в том или ином социальном перемещении: от одного человека до большой группы людей. С другой стороны, под всеобщностью следует понимать проникновение социальной мобильности и возможность её существования во всех сферах общества.

На базе богатого эмпирического материала Сорокин делает вывод, что в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляется не по воле случая, а по необходимости, и при этом контролируется разнообразными институтами. При этом он доказывает, что «церковь, семья, школа, а также другие профессиональные организации выступают не только средствами образования и перемещения людей, но помимо этих функций они выполняют функции социальной селекции и распределения индивидов внутри социального здания. Причём эти функции имеют не меньшее социальное значение, чем функции образования и воспитания».

Несомненно, наряду с видами социальной мобильности Сорокин рассмотрел и определил основные её причины, о чём также подробно описал в свой работе «Социальная мобильность». Из этих причин можно выделить самые главные, не связанные с политической и экономической деятельностью государства (что тоже является причинами): это уровни и темпы социальной стратификации в том или ином обществе (это и определяет связь социальной мобильности с социальной стратификацией), а также личные качества, индивидуальные особенности и предпочтения каждого члена этого общества вместе с его возможностями и желаниями. А на желания и возможности каждого индивида, писал Сорокин, способен влиять и государственный строй в стране, и присущий ему политический режим, и экономический уклад.

Своё внимание Сорокин обратил также на географические и территориальные перемещения. "Вопреки обычному мнению, чем далее, тем люди становятся менее и менее оседлыми .

За один только день мировой транспорт перевозит такую массу людей, что в сравнении с ним так называемое великое переселение народов древности кажется безделицей. Позднее автор назовет это перемещение "географической мобильностью". Но главное его внимание всё-таки привлекает межгрупповое и внутригрупповое перемещение индивидов, индивидуальное и коллективное, т.е. мобильность социальная. Он ставил вопрос - существуют ли какие-нибудь постоянные тенденции в композициях социальных группировок, их изменениях, т.к. вся предшествующая социология, особенно до трагических событий 1914 и 1917 гг. исходила из прямолинейных эволюционных законов. «Нынешние времена», писал Сорокин, «убеждают в том, что эти "законы прогресса, эволюции, развития" были "псевдозаконами", социология последних десятилетий шла по ошибочному пути. Оптимизм эволюционистов, предлагающий элиминацию, засыпание всех или почти всех щелей социального неравенства, уничтожение социальной пирамиды - оказался наивным. Различия между богатыми и бедными, то значительны, то относительно снижаются (но не исчезают), правовые политические различия в условиях демократии несколько снижаются, в условиях деспотизма и тоталитаризма увеличиваются, власть то концентрируется в руках немногих, то в руках большего количества лиц, некие профессии то имеют высокий престиж, то уравниваются с другими. Нет единой линии прогресса в этих отношениях, а есть только повторяющиеся флуктуации, колебания, то расширение, то сужение размеров явлений» .

На сегодняшний момент сорокинское определение социальной мобильности - уникально и неповторимо .

Понятие социальной мобильности ввел П. Сорокин , определивший ее как «любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой». Сорокин рассматривал мобильность как одну из необходимых социальных функций. Классифицировав мобильность на горизонтальную и вертикальную, восходящую и нисходящую, он раскрыл механизм их реализации и показал, что основу восходящей мобильности составляют потребность индивидов в социальном признании и успехе, а также непрерывный процесс образования и вертикального перемещения новых социальных групп. Нисходящая мобильность обусловлена выталкиванием в конкурентной борьбе менее удачливых и менее способных к конкуренции индивидов, а на уровне групповой мобильности — снижением в силу объективных факторов социальной престижности конкретных профессий, утратой популярности политическими партиями и т.д.

Среди современных социологических подходов к проблеме социальной мобильности следует выделить концепцию М. Липсета и Р. Бендикса, связывавших развитие индустриального общества с расширением вертикальной мобильности. Согласно концепции Липсета и Бендикса, индустриальные общества характеризуются высоким уровнем восходящей мобильности. С одной стороны, широкие возможности неограниченного социального роста выступают как бы «предохранительным клапаном», переключающим энергию наиболее энергичных и талантливых представителей социальных низов и снижающим риск революционных преобразований; иначе говоря, мобильность выполняет функцию стабилизации общества. С другой стороны, индустриальное общество предъявляет высокие интеллектуальные требования к индивиду, поэтому развитие и продуктивное использование индивидуальных дарований независимо от социального положения их носителя является принципиальной особенностью такого общества, отличающей его от других.

П. Блау и ряд других социологов связывали феномен мобильности с идеей социальной справедливости и эффективности социальной системы.

Значительное место социальной мобильности отводилось в теориях индустриального общества, популярных в середине XX в. В частности, теория конвергенции подчеркивала, что тенденция к росту вертикальной мобильности в равной мере присуща всем индустриальным обществам независимо от социального строя и политической системы. Согласно этой теории, процесс индустриализации способствует росту вертикальной мобильности и выравниванию социальных возможностей выходцев из разных классов и слоев.

Критически направленные теории индустриального общества, напротив, доказывали, что индустриализация неизбежно ведет к расширению нисходящей мобильности, поскольку рост требований к квалификации и деловым качествам работников, а также широкая механизация и автоматизация производства способствуют росту безработицы, выталкиванию вниз и маргинализации все большего числа работающих.

В последнем десятилетии XX в. выделяются исследования Б. Дюрье, обратившегося к методологии изучения мобильности и обосновавшего особую значимость компаративного анализа для понимания ее перспектив, а также исследования Дж. Голдторпа и Р. Эриксона, которые провели сравнение уровней мобильности в разных индустриальных обществах и пришли к выводу о близости показателей социальной мобильности во всех индустриальных странах независимо от социального строя.

Механизмы социальной мобильности

Общие принципы социальной мобильности сформулировал Питирим Сорокин. Он считал, что едва ли возможно такое общество, страты которого не допускали бы никакого движения через свои границы. Даже кастовая система знает исключения. Далее, Сорокин полагал, что история не знает ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, т. е. переход из одного слоя в другой осуществлялся бы без сопротивления. Он также утверждал, что более современное общество отличается большей интенсивностью передвижения индивидов по вертикали.

Поднимаются и опускаются но ступеням социальной иерархии не экономические, политические или профессиональные группы, а отдельные их представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды. Сказанное не означает, что эти передвижения не могут быть массовыми. Напротив, в современном обществе водораздел между стратами многие преодолевают сравнительно легко. В случае успеха индивиды меняют социально-профессиональную группу. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и дослужившийся до министерского портфеля или избранный в парламент, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей прежней профессиональной группой. Разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место, но и возможность заниматься привычным делом.

Сорокин выделил и основные механизмы социальной мобильности. Он пишет, что «...все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, и наоборот». Роль такого «сита» выполняют те же механизмы, которые упорядочивают, регулируют и консервируют стратификацию. Это (1) социальные институты , регулирующие движение по вертикали, и (2) своеобразие культуры (ценностей и норм), образа жизни каждого социального слоя, проверяющего каждого выдвиженца «на прочность», на соответствие ценностям и нормам страты, в которую он перемещается.

Сорокин показал, как различные институты выполняют роль механизмов социальной циркуляции, своеобразных социальных лифтов, перемещающих людей вверх и вниз. Так, система экономики обеспечивает и социализацию личности, и се вертикальную мобильность с точки зрения профессионального мастерства и обеспеченности. Политическая система (государство, партии, организации) формирует политическую элиту, институт права собственности и наследования укрепляет класс собственников. Система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но в роли своеобразного социального лифта позволяет способным и упорным подняться на высшие этажи социальной иерархии.

Использования движущей силы какого-то социального института для подъема наверх не всегда достаточно. Для закрепления в новой страте необходимо принять ее образ жизни, строить свое поведение в соответствии с ее нормами и ценностями. Процесс адаптации может протекать достаточно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, нормами, ценностями, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует психологического напряжения.

Человек навсегда может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой оказался волею судьбы. Если социальные институты можно рассматривать как «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразную селекцию. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, он обречен стать изгоем. Поднявшись на более высокую ступень, он остается за дверью, ведущей в самую страту.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, находиться в высших слоях, индивид опускается на более низкую ступень. Часто он не в состоянии открыть дверь в новый для него социокультурный мир и испытывает психологические затруднения. Я уже упоминал этот феномен пребывания человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве и называемый маргинальностью.

Россия в настоящее время переживает период смены политической и экономической элит. Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, к 1998 г. укрепил свои позиции, претендуя на право занимать верхние этажи социальной лестницы. Поднялась и новая политическая элита во главе с Б. Ельциным: ее подъем произошел как путем вытеснения старой номенклатурной элиты советского периода, так и путем перехода части последней в состояние новоявленных предпринимателей и «демократов».

Экономические кризисы, сопровождающиеся массовым падением материального благосостояния, ростом безработицы, увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной роста наиболее обездоленной части населения, составляющей основание пирамиды социальной иерархии. Перемещение по нисходящей линии охватывает целые группы — работников нерентабельных предприятий и отраслей. Так произошло со стратами военных, работников ВПК, ученых в постсоветской России. Понижение социальной группы может быть временным, а может приобрести устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы выправляется, она возвращается в привычный социальный статус. Во втором — нисхождение оказывается окончательным, и начинает адаптироваться к новому месту в социальной иерархии. Так, в частности, произошло с бывшей «советской интеллигенцией» в нынешней России.

Социальная мобильность.

1.Понятие и виды социальной мобильности. 2.Факторы социальной мобильности.

3.Каналы социальной мобильности (социальные лифты).

4.Миграция.

1.Понятие и виды социальной мобильности.

Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.Сорокиным. Под социальной мобильностью он понимал перемещение индивидов и или социальных групп в социальном пространстве.

Совокупность социальных перемещений людей в обществе, связанных с изменением их статуса называется социальной мобильностью . Эта тема интересовала человечество с давних пор.

Люди находятся в постоянном движении, изменяя свое социальное положение, а общество - в развитии.

Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Теория социальной мобильности, разработанная П. Сорокиным, основана на представлении об обществе как социальном пространстве, элементарной частицей которого является отдельный индивид.

В зависимости от возможности (невозможности или затруднительности) социальных перемещений П. Сорокин выделяет два типа социальных структур:

1) закрытый , в котором социальные перемещения невозможны или затруднены (препятствуют перемещениям сословный или кастовый характер социальной структуры общества);

2) открытый , характерный для современного классового общества. В открытых социальных структурах имеет место социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе,

Виды социальной мобильности.

Основные виды социальной мобильности:

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем) и нисходящая мобильность (движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная ассиметрия : все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное , а нисхождение - принудительное .

Т.е. общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус

других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией,

молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не

обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и

нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение.

Объем и дистанция социальной мобильности.

С количественной точки зрения следует разграничить объем и дистанцию вертикальной мобильности.

Под дистанцией понимается количество слоев - экономических, профессиональных или политических, - проходимых ин­дивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени . Если, например, некий индивид за год поднимается с позиции человека с годовым доходом в 500 долларов до позиции с доходом в 50 тысяч долларов, а другой за тот же самый период с той же исходной позиции поднимается до уровня в 1000 долларов, то в первом случае интенсивность экономического подъема будет в 50 раз больше, чем во втором. Для соответствующего изменения интенсивность вертикальной мобильности может быть измерена и в области политической и профессиональной стратификации.

Под объемом вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вер­тикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютный объем вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительный объем вертикальной мобильности.

Наконец, соединив показатели дистанции и объема вертикальной мобильности в определенной социальной сфере (скажем, в экономике), можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая, таким образом, одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной вертикальной мобильности.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной страты в другую, расположенную на одном и том же уровне (из православной в католическую религиозную группу). Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном положении.

Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность . Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию . Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переехал на постоянное место жительства и устроился на работу, то это уже миграция.

На вертикальную и горизонтальную мобильность влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодые более мобильны, чем пожилые, а мужчины мобильнее женщин. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Для молодых свойственна профессиональная, для взрослых - экономическая, для пожилых - политическая мобильность. Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило больше детей, а у высших - меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Даже если каждый сын богача пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях пирамиды образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, необходимых для замещения родителей. Количество вакансий и количество претендентов на занятие тех или иных социальных позиций в разных классах разное.

Профессионалы (врачи, юристы и т.д.) и квалифицированные служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, если речь идет о США, имеют на 50% больше детей, чем необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить социальная мобильность в современном обществе.

Высокая и низкая рождаемость в разных классах создает для вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страты, как страны, могут быть недоселены или перенаселены.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достига­ют более высокой социальной позиции либо опускаются на бо­лее низкую ступеньку, чем их родителиПример: сын шахтера становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позицииИначе она называет­ся социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром маши­ностроительной отрасли.

Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп.На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых "белых воротничков" - инженерами, программистами, операторами роботиизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 года. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся вверх и никто -вниз.

Индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность , когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

Индивидуальная и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Индивидуальной мобильности больше соответствует достигаемый, а групповой - приписываемый статус.

Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство лбдей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.

Переход от наследственной аристократии к плутократии (аристократии на принципах богатства) имел те же последствия. В 212 году н.э. почти все население Римской империи получило статус римского гражданства. Благодаря этому огромные массы людей, ранее считавшиеся неполноправными, повысили социальный статус. Нашествие варваров (гуннов, лобардов, готов) нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывали новые династии и новую знать.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом.Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве.

Таковы главные виды, типы, формы (между этими терминами существенных различий нет) cоциальной мобильности. Кроме них иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по-горизонтали управляются государством а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор , общественные призывы на комсомольские стройки и т.п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) некоторых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность . Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50-70-е годы в СССР за счет сокращения малых дервень проводилось их укрупнение.

Тема: Теория социальной мобильности (П. Сорокин)

Тип: Контрольная работа | Размер: 44.22K | Скачано: 36 | Добавлен 29.12.13 в 12:41 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Москва 2013


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.Сущность теории социальной мобильности 4
1.1. Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности 8
1.2.Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ 9
1.3. Демократия и вертикальная социальная мобильность 10
Заключение 12
Список используемой литературы 13

ВВЕДЕНИЕ
Мы постоянно перемещаемся. Наше общество называют мобильным и это неслучайно. Мы используем средства передвижения и редко задумываемся о том, что это сложный социальный феномен. Сейчас кажется очевидным, когда человек ездит на автомобиле, летает на самолете, может позвонить по телефону и связаться с кем-то, находящемся на другом конце планеты. Между тем, это в себе несет массу социальных проблем, и эти проблемы необходимо изучать.
Слово «мобильность» используется в социологии довольно давно и обычно в течение многих лет, даже десятилетий социологи говорили о социальной мобильности.
Социальная мобильность ярко раскрыта и представлена нам Питиримом Сорокиным. Он говорил о том, что существует социальное пространство и существует два вида мобильности в этом социальном пространстве, об этом я расскажу в моей теме.
Цель и задача моей работы: с помощью литературных источников углубиться и изучить данную тему, раскрыть сущность социальной мобильности, выделить ее основные аспекты.

1. Сущность теории социальной мобильности.
Социальная мобильность – это явление перемещения индивида внутри социального пространства, под которым П. Сорокин понимает некую вселенную, состоящую из народонаселения Земли. Определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за определенные «точки отсчета».
Набор «точек отсчета», согласно П. Сорокину, таков:
1) указание отношений человека к определенным группам;
2) отношение этих групп друг к другу внутри популяции;
3) отношение данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество.
Таким образом, чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т. д. Кроме того, необходимо также знать положение человека в пределах каждой из основных групп населения конкретного государства. Когда наконец определено положение населения государства среди всего человечества, тогда, по П. Сорокину, можно считать в достаточной степени определенным и социальное положение индивида.
Итак, П. Сорокин резюмирует:
социальное пространство - это народонаселение Земли;
социальное положение - это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т. е. с ее членами;
положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей;
совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение каждого индивида.
Социальная вселенная имеет два основных класса координат - горизонтальный (например, социальные группы католиков, демократов, промышленников) и вертикальный (например, епископ - прихожанин, партийный лидер - рядовой член партии, управляющий - рабочий) параметры социального пространства. В дальнейшем речь пойдет больше о социальных явлениях в их вертикальном измерении: высоте и профиле социальных структур, их дифференциации по социальным слоям, перемещении населения по вертикали. Иными словами, речь пойдет о социальной стратификации и вертикальной социальной мобильности.
В зависимости от возможности (невозможности или затруднительности) социальных перемещений П. Сорокин выделяет два типа социальных структур:
1) закрытый, в котором социальные перемещения невозможны или затруднены (препятствуют перемещениям сословный или кастовый характер социальной структуры общества);
2) открытый, характерный для современного классового общества. В открытых социальных структурах имеет место социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, связанная с изменением их статуса
Основные типы мобильности
Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная.
Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида (социального объекта) из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (например, из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую, из одной организации в другую и т. д.). Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются отношения, возникающие при перемещении индивида (социального объекта) из одного социального слоя в другой.
В зависимости от направления перемещения существует, согласно П. Сорокину, два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т. е. социальный подъем и социальный спуск.
Восходящие и нисходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего слоя в более высокий или создание индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий социальный пласт (например, большевики в России), и наоборот.
Ситуацию в целом П. Сорокин обобщает так, как показано на рис. 1.
>
Рис. 1. Социальная мобильность и ее формы (по П. Сорокину)
1.1. Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности
С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности.
Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев - экономических, профессиональных или политических, - проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени.
К примеру, некий индивид за год поднимается с позиции человека с годовым доходом в 500 долларов до позиции с доходом в 50 тысяч долларов, а другой за тот же самый период с той же исходной позиции поднимается до уровня в 1000 долларов, то в первом случае интенсивность экономического подъема будет в 50 раз больше, чем во втором. Для соответствующего изменения интенсивность вертикальной мобильности может быть измерена и в области политической и профессиональной стратификации.
Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности.
Наконец, соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере (скажем, в экономике), можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая, таким образом, одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной вертикальной мобильности.

1.2. Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ
На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в интенсивности и всеобщности горизонтальной и вертикальной мобильности. Теоретически может существовать стратифицированное общество, в котором вертикальная социальная мобильность равна нулю. Это значит, что внутри такого общества отсутствуют восхождения и нисхождения, не существует никакого перемещения членов этого общества, каждый индивид навсегда прикреплен к тому социальному слою, в котором он рожден. В таком обществе оболочки, отделяющие один слой от другого, абсолютно непроницаемы, в них нет никаких "отверстий" и нет никаких ступенек, сквозь которые и по которым жильцы различных слоев могли бы переходить с одного этажа на другой. Такой тип стратификации можно определить как абсолютно закрытый, устойчивый, непроницаемый или как неподвижный. Теоретически противоположный тип внутренней структуры стратификации одной и той же высоты, а также одного и того же профиля - тот, в котором вертикальная мобильность чрезвычайно интенсивна и носит всеобщий характер. Здесь перепонка между слоями очень тонкая, с большими отверстиями для перехода с одного этажа на другой. Поэтому, хотя социальное здание также стратифицировано, как и социальное здание неподвижного типа, жильцы различных слоев постоянно меняются; они не остаются подолгу на одном и том же "социальном этаже", а при помощи огромнейших лестниц они передвигаются "вверх и вниз". Такой тип социальной стратификации может быть определен как открытый, пластичный, проницаемый или мобильный. Между этими основными типами может существовать множество средних или промежуточных типов.
Выделив типы вертикальной мобильности и социальной стратификации, обратимся к анализу различных обществ и временным этапам их развития с точки зрения вертикальной мобильности и проницаемости их слоев.

1.3. Демократия и вертикальная социальная мобильность
Одна из самых ярких характеристик так называемых демократических обществ - большая интенсивность вертикальной мобильности по сравнению с недемократическими обществами. В демократических структурах социальное положение индивида, по крайней мере теоретически, не определяется происхождением; все они открыты каждому, кто хочет занять их; в них нет юридических и религиозных препятствий к подъему или спуску по социальной лестнице. А это все лишь способствует "большей вертикальной мобильности" ("капиллярности" - по выражению Дюмона) в таких обществах. Большая социальная мобильность, вероятно, одна из причин веры в то, что социальное здание демократических обществ не стратифицировано или менее стратифицировано, чем здание автократических обществ. Ранее мы видели, что это мнение не подтверждается фактами. Такая вера суть своего рода помрачение ума, случившееся с людьми по многим причинам, в том числе и оттого, что социальный слой в демократических группах более открыт, в нем больше отверстий и «лифтов» для спуска и подъема. Естественно, все это производит впечатление отсутствия слоев, хотя они, конечно же существуют.
Выделяя значительную мобильность демократических обществ, следует сделать оговорку, что не всегда и не во всех «демократических» обществах вертикальная мобильность больше, чем в «автократических». В некоторых недемократических обществах мобильность была большей, чем в демократических. Это не всегда заметно, так как «каналы» и методы подъема и спуска в таких обществах не столь явные, как, скажем, «выборы» в демократических обществах, да и еще существенно от них отличаются. В то время как «выборы» суть заметные показатели мобильности, другие выходы и каналы часто упускаются из виду. Поэтому создается подчас ложное впечатление устойчивого и неподвижного характера всех «невыборных» обществ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На мой взгляд, сегодня важнейшим, главенствующим каналом социальной мобильности, к сожалению, являются деньги и материальные ценности. Мы живем по принципу «у кого собственность, у того и власть», то есть с помощью денег человек может добиться почти любого социального положения. Главной целью людей стало накопление богатства, впрочем, так было всегда. В идеале, у Питирима Сорокина, человек продвигается по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям. Но, к сожалению, все совершенно иначе. Главенствующую роль заняли деньги, на сегодня они являются основным каналом вертикальной циркуляции.
Я считаю работы Питирима Сорокина о социальной мобильности и социальной стратификации наиболее важными за всю историю русской социологии. Он затронул самые главные проблемы общества, которые до него еще никто не затрагивал. Я со всей уверенностью могу заявить, что Питирим Сорокин является самым главным русским социологом, чьи труды продолжают иметь огромное значение в современной не только русской, но и зарубежной социологии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3 т. Т. 2: Социальная структура и стратификация. – М., 2000.
2. Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб., 2002.
3. Сорокин П. А. Долгий путь: Автобиогр. роман / пер. с англ. П. П. Кротова, А. В. Липского. - Сыктывкар: Союз Журналистов Коми АССР: Шыпас, 1991. - 304 с. - С. 48.
4. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
5. Юдина Т. Н. Социология миграции. – М., 2006.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!