Таможенные пошлины в россии. Ввозные таможенные пошлины: что это такое, виды ставок В рф не применяются пошлины

В августе 2012 г. Россия вступила в ВТО. Вместе с тем страна является и участницей Таможенного союза. Предлагаем читателям рассмотреть принципы взимания таможенных пошлин в рамках Таможенного союза с учетом изменившейся ситуации.

В рамках Евразийского экономического сообщества с 2007 г. в соответствии с Договором о Создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007 определены основные цели, задачи и направления таможенно-тарифного регулирования на единой таможенной территории трех государств — Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В рамках Таможенного союза предусмотрено создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины, действуют общий таможенный тариф и единая таможенная политика.

Высшим органом управления Таможенного союза является Межгосударственный Совет ЕврАзЭС, созданный на уровне глав государств и правительств, постоянно действующим регулирующим комитетом — Комиссия Таможенного союза.

Формирование общего рынка потребовало корректировки и унификации национальных законодательств о таможенном деле. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 17 (в ред. от 16.04.2010) был принят Таможенный кодекс Таможенного союза. Создание единого экономического пространства значительно повлияло на действующий порядок таможенного регулирования государств — участников Таможенного союза.

В результате присоединения России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО вступили в действие отдельные законодательные акты Таможенного союза, направленные на дальнейшее совершенствование правовой системы в условиях многосторонней мировой торговли. Наиболее значимым является подписание Российской Федерацией специального Перечня уступок и обязательств по установленным товарам, прилагаемого к Генеральному Соглашению по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994). В среднесрочной перспективе до 2014-2016 гг. порядка 90 % от общего числа тарифных линий сохранены на уровне действующих ставок, на отдельные — ставки ввозной таможенной пошлины снижены (1000 наименований товаров продовольственной группы, готовой одежды, транспортных средств и т. д.).

Поскольку другие государства — участники Таможенного союза не состоят в ВТО, для этих стран на отдельные виды товаров ставки пошлин не изменились и действуют до момента их присоединения.

Таможенные пошлины: виды, плательщики, базовые ставки

Таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. При экспорте товаров таможенная пошлина является ввозной, при импорте — вывозной .

Порядок взимания и уплаты ввозных таможенных пошлин установлен:

  • Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС);
  • международными соглашениями и решениями Евразийской экономической комиссии (ЕЭК; до 2012 г. — Комиссия Таможенного союза);
  • законодательными актами, принятыми каждым государством — участником Таможенного союза (уточняют отдельные положения ТК ТС).

В свою очередь, к законодательным актам РФ, регулирующим данные вопросы, относятся:

  • Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 311-ФЗ), в котором установлен порядок осуществления таможенных процедур и контроля при ввозе или вывозе товаров в РФ;
  • Постановление Правительства РФ от 12.07.2011 № 565 (в ред. от 06.02.2012) «Об утверждении перечня товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления».

Механизм взимания вывозных таможенных пошлин устанавливается каждым государством — участником Таможенного союза. В РФ взимание вывозных таможенных пошлин осуществляется на основании:

  • Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (в ред. от 06.12.2011) «О таможенном тарифе» (далее — Закон РФ № 5003-1) — в части регулирования ставок вывозных таможенных пошлин и особенностей предоставления тарифных преференций и квот;
  • Постановления Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации»;
  • иных федеральных законов, нормативных положений Федеральной таможенной службы России (ФТС России).

Плательщиками ввозных и вывозных таможенных пошлин являются декларант и иные лица, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с ТК ТС, а также международными договорами государств — участников Таможенного союза. В свою очередь, Федеральным законом № 311-ФЗ определено, что в качестве декларанта вправе выступать :

  • юридические лица, находящиеся на территории РФ и созданные в соответствии с российским законодательством;
  • индивидуальные предприниматели, постоянно проживающие в РФ и зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством;
  • физические лица, имеющее постоянное место жительства в РФ, обладающее признаками, предусмотренными нормами ТК ТС.

К сведению. В отдельных случаях декларантом могут быть и другие лица (например, перевозчик и экспедитор при проведении таможенной процедуры в режиме таможенного транзита, а также иностранные лица в случаях, предусмотренных ТК ТС).

Как правило, ответственность за уплату таможенных платежей возлагается именно на декларанта.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза. В зависимости от вида применяемых ставок базой для исчисления таможенных пошлин служит таможенная стоимость товаров или их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иные характеристики).

Базовые ставки ввозных таможенных пошлин систематизированы в Едином таможенном тарифе Таможенного союза (ЕТТ ТС), который применяется к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран. Ставки ЕТТ ТС устанавливаются Решением Совета Евразийской экономической комиссии и ежегодно корректируются.

В свою очередь, каждому виду товара ЕТТ ТС присвоены цифровые коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) с соблюдением принципа однозначного отнесения товаров только к одному коду. Порядок ведения и контроль кодов ТН ВЭД ТС осуществляется ФТС России.

ЕТТ ТС включает порядка 11 170 тарифных позиций, из которых 9208 облагаются адвалорными ставками пошлины, 216 — специфическими, остальные 1746 — комбинированными ставками пошлины.

В исключительных случаях государства — участники Таможенного союза вправе устанавливать более высокие или низкие ставки ввозных таможенных пошлин . На основании решения ЕЭК введение такой меры обусловлено развитием той или иной отрасли экономики. Информация о величине ставки ЕТТ ТС представляется на рассмотрение ЕЭК по конкретным видам товаров, объемам их производства и уровню потребностей (как в натуральном, так и в стоимостном выражении), также прилагаются сведения об объемах импорта и т. д.

Решение о введении более высокой или низкой ставки пошлины принимается на период до 6 месяцев; в отдельных случаях срок может продлеваться. Так, Решением Совета ЕЭК ТС от 19.03.2012 № 9 «О внесении изменений в отдельные решения Комиссии Таможенного союза по вопросам освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины отдельных категорий товаров» утвержден Перечень товаров, освобождаемых от уплаты пошлинами при ввозе для строительства на территории Республики Беларусь атомной электростанции.

Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию государств — участников Таможенного союза ЕЭК вправе устанавливать сезонные таможенные пошлины , срок действия которых не может превышать шести месяцев. В этом случае сезонные пошлины применяются вместо ввозных таможенных пошлин. Так, например, Решением Комиссии Таможенного союза от 25.01.2012 № 913 (в настоящее время документ утратил силу) были установлены сезонные пошлины на период с 1 мая по 31 июля 2012 г. на отдельные виды сахара.

Тарифные преференции и льготы

Необходимо отметить, что в Таможенном союзе действует единая система тарифных преференций . Одной из основных функций преференций является содействие экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран мировой торговли. В частности, Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 18, в ред. Решения Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 № 17), содержит тарифные преференции, действующие по 70 товарным группам ЕТТ ТС (например, рис, бижутерия, антиквариат, метлы, щетки и т. д.).

Преференциальный режим предоставляется при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товаров, происходящих из третьих стран, и предусмотрен для:

  • развивающихся стран. В этих странах ставки ввозных пошлин установлены в размере 75 % от размера базовых ставок ЕТТ ТС (в перечень включены 103 государства, в том числе Хорватия, Чили, Турция, Малайзия);
  • менее развитых стран. В этих странах применяются нулевые ставки ввозных пошлин (в перечень включены 49 государств, например, Мальдивы, Эфиопия, Гвинея).

Действие преференциального режима распространено и на отдельные виды наиболее чувствительных к ввозу товаров. Решение о включении в Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины комиссия Таможенного союза принимает консенсусом, тех или иных товарных позиций принимается коллегиально участниками Таможенного союза (например, в него включены товары, относящиеся к группе мясной и молочной продукции, пищевой и готовой продукции, минеральное топливо, нефть и т. д.).

При ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза могут применяться тарифные льготы — освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, пониженные ставки пошлин. Следует отметить, что они не могут носить индивидуального характера. Порядок предоставления льгот установлен Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 (в ред. от 19.12.2011) «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Например, освобождены от уплаты ввозной таможенной пошлины отдельные виды ввозимых товаров:

  • для официального или личного использования представителями третьих стран, а также физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз;
  • в виде гуманитарной помощи или при ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;
  • в качестве безвозмездной помощи, а также в благотворительных целях;
  • физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенных для производственной и предпринимательской деятельности;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Важно! Ежегодно ЭКС формирует специальный Перечень ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза товаров, в отношении которых действуют тарифные квоты . Квоты применяются для категории ввозимых товаров в режиме таможенной процедуры «выпуск для внутреннего потребления».

Тарифная квота представляет собой меру регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран. При введении тарифных квот для определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) устанавливается более низкая ставка пошлины по сравнению с базовыми. Например, Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 865 (в ред. от 13.11.2012) «О Перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2012 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств — членов Таможенного союза» на 2012 г. были введены тарифные квоты по 9 товарным группам, относящимся к мясной продукции.

В целях применения единого таможенно-тарифного регулирования по товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза, происходящим из любых третьих стран, в том числе происхождение которых не установлено, применяются базовые ставки, установленные ЕТТ ТС.

Таможенные преференции в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, отменены Приказом ФТС России от 02.08.2012 № 1560 «О применении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза».

ТК ТС установлены следующие ставки ввозных таможенных пошлин :

  • адвалорные — взимаются в процентах от таможенной стоимости;
  • специфические — устанавливаются в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении;
  • комбинированные (смешанные) — сочетают оба вида пошлин.

Адвалорные ставки варьируются от 0 до 30 %, за исключением некоторых позиций (например, таких товарных позиций, как икра, сахар, пиво, этиловый спирт, бывшие в употреблении автобусы, пассажирские автомобили и грузовые автобусы старше пяти лет, а также мебель стоимостью ниже 1,8 евро за 1 кг) . Адвалорная ставка пошлины применяется в зависимости от таможенной стоимости товара. Например, для товарной подгруппы «Турбины гидравлические мощностью не более 1000 кВт» адвалорная ставка пошлины составляет 15 % от таможенной стоимости оборудования и взимается в евро или долларах США за единицу.

Специфические ставки пошлины устанавливаются в зависимости от физических характеристик товара в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик). Например, специфическая ставка пошлины для товарной подгруппы «Яблоки» составляет 0,2 евро за 1 кг, «Пиво солодовое» — 0,6 евро за 1 л.

Комбинированные ставки пошлины складываются из двух альтернативных ставок — адвалорной составляющей и специфической. Эти ставки пошлины применяются к определенному виду товаров (некоторые сорта мяса, рыбы, молочной продукции, по отдельным видам овощей и фруктов, кормам для животных, табачным изделиям, мылу, пластмассе и изделиям из нее, кожаным и меховым изделиям, искусственным цветам, керамическим изделиям, бижутерии, алюминию и олову, их изделиям, одежде, бытовой электронике, автомобилям, часам и мебели). Например, для товарной подгруппы «Олово и изделия из него» комбинированная ставка пошлины составляет 5 % от таможенной стоимости, но не менее 0,2 евро за 1 кг.

Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые за пределы Таможенного союза, в свою очередь, регулируются законодательными актами государств — участников Таможенного союза отдельно. В связи со вступлением России в ВТО ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, были скорректированы и установлены Постановлением Правительства РФ от 21.07.2012 № 756. Ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2006 № 695 (в ред. от 24.10.2012).

Обратите внимание! На отдельные категории товаров, выработанных из нефти, ставки вывозных таможенных пошлин рассчитываются по специальным формулам, установленным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1155 (в ред. от 21.03.2012) «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти».

В рамках Таможенного союза каждый из участников внутреннего рынка вправе на своей территории защищать экономические интересы посредством установления защитных мер . Они предназначены для ограничения ввоза товаров на таможенную территорию одного из государств — участников Таможенного союза для их свободного обращения на внутреннем рынке. Такие меры предусматривают введение количественных ограничений импорта или специальной пошлины , в том числе временной. Помимо введения специальных мер таможенного барьера участники Таможенного союза вправе установить на своей территории компенсационные и антидемпинговые меры.

Компенсационные меры направлены на ограничение импорта товара, субсидируемого одним из государств-участников или третьими странами. В этом случае экономическим регулятором служит компенсационная пошлина .

Антидемпинговые меры, в свою очередь, направлены на ограничение демпингового импорта товаров и применяются при введении антидемпинговой пошлины , в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятии ценовых обязательств.

Обратите внимание! Аналогичные виды пошлин действовали и до вступления России в Таможенный союз по Закону РФ № 5003-1.

Как правило, таможенные пошлины, взимаемые при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, исчисляются плательщиками таможенных пошлин самостоятельно. Однако существуют некоторые исключения из этого правила. Так, в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не требуется подачи декларации, поскольку таможенные платежи исчисляются таможенным органом в месте (учреждении) международного почтового обмена на основании таможенного приходного ордера.

Исчисление и уплата таможенных пошлин в Таможенном союзе

Общий порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин установлен Таможенным кодексом Таможенного союза. Кроме того, отдельными нормативными документами регулируются положения по:

  • порядку зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов (Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 21.05.2010;
  • исчислению и уплате вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории ТС (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран»);
  • предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 (в ред. от 19.12.2011) «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров»).

Таможенные пошлины подлежат уплате в валюте того государства Таможенного союза, таможенному органу которого подается таможенная декларация. Валюта исчисленных к уплате пошлин может не совпадать с валютой, в которой происходит их уплата, поскольку таможенные платежи уплачиваются в валюте государства Таможенного союза. В связи с этим плательщикам таможенных платежей необходимо пересчитывать курс иностранной валюты с учетом действующего курса валют, установленного на день регистрации таможенной декларации. Сумма таможенных пошлин, подлежащих к уплате или взысканию, определяется с учетом рассчитанной базы и соответствующей ставки пошлины.

Пример 1

Российская организация заключила внешнеторговый контракт на приобретение импортного оборудования контрактной стоимостью 20 000 евро на условиях 100%-ной предоплаты. Курс евро, установленный ЦБ РФ, составил:

  • на дату перечисления предоплаты контрагенту — 39,5 руб./евро;
  • на дату регистрации таможенной декларации — 40,2 руб./евро.

Адвалорная ставка ввозной таможенной пошлины составляет 10 % от таможенной стоимости за единицу.

Таким образом, иностранному поставщику необходимо перечислить денежные средства в размере 100%-ной предоплаты в сумме 790 000 руб. (20 000 евро × 39,5 руб./евро). Таможенная пошлина, в свою очередь, должна быть уплачена на дату регистрации таможенной декларации в размере 80 400 руб. (20 000 евро × 10 % × 40,2).

Порядок расчета ввозной таможенной пошлины, подлежащей к уплате при применении специфической ставки, рассмотрим на следующем примере.

Пример 2

Российская организация заключила внешнеторговый контракт на приобретение партии пива солодового емкостью 0,5 л в количестве 10 000 бутылок. Контрактная стоимость составила 25 000 евро. Специфическая ставка таможенной пошлины составляет 0,6 евро за 1 л. Курс, установленный ЦБ РФ на дату регистрации таможенной декларации, — 41,65 руб./евро.

Таким образом, организации необходимо уплатить таможенную пошлину в размере 124 950 руб. (10 000 ед. × 0,5 л × 0,6 евро × 41,65).

Иной порядок расчета ввозной таможенной пошлины к уплате применяется при применении комбинированной ставки. В том случае, когда комбинированная ставка установлена в процентах от таможенной стоимости (адвалорная составляющая), но не менее чем за определенное количество (евро или доллар США) за единицу товара (комбинированная составляющая), необходимо последовательно рассчитать пошлину по адвалорной, а затем по специфической ставке. Далее определяется сумма таможенной пошлины, которая принимается равной большей из полученных расчетных величин. Рассмотрим порядок расчета пошлины на основании применения комбинированной ставки.

Пример 3

Российская организация заключила внешнеторговый контракт на приобретение партии изделий из олова. Объем ввозимой партии — 1,5 т, контрактная стоимость изделий — 10 000 евро. Курс, установленный ЦБ РФ на дату регистрации таможенной декларации, — 41,42 руб./евро. Комбинированная ставка ввозной пошлины на изделия из олова составляет 5 % от таможенной стоимости, но не менее 0,2 евро за 1 кг.

Расчетная величина адвалорной составляющей составит 500 евро (10 000 × 5 %), специфической — 300 евро (1500 кг × 0,2).

Большей из расчетных величин будет являться адвалорная (500 евро > 300 евро). Следовательно, организации необходимо уплатить таможенную пошлину в размере 20 710 руб. (500 евро × 41,42).

Для целей исчисления таможенных пошлин, уплачиваемых при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Однако из этого правила существуют исключения, предусмотренные ТК ТС или международными договорами. Например, особые правила предусмотрены при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК ТС) или при незаконном перемещении товаров через таможенную границу (ст. 81 ТК ТС).

ТК ТС установлен общий срок уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенные процедуры до выпуска товаров в свободное обращение. Перечень случаев, по которому обязанность по уплате таможенных платежей должна быть прекращена, является расширенным (ст. 80 ТК ТС). Основными являются:

  • уплата или взыскание таможенных платежей;
  • помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин;
  • уничтожение (безвозвратная утрата) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли и т. д.

В отдельных случаях таможенные платежи могут не уплачиваться (ст. 80 ТК ТС). В частности, при ввозе товаров (кроме личного пользования) между одним получателем и отправителем по одному транспортному (перевозочному) документу таможенной стоимостью не более 200 евро.

Сроки уплаты таможенных пошлин действуют для каждой таможенной процедуры отдельно (ст. 82 ТК ТС). Например, по товарам, помещаемым под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления», срок уплаты пошлины установлен до их выпуска. При этом срок временного хранения товаров составляет два месяца. По письменному обращению декларанта таможенный орган вправе продлить этот срок до четырех месяцев. Таким образом, общий срок уплаты таможенных пошлин увеличен с 15 дней до четырех месяцев (пп. 1, 2 ст. 170 ТК ТС).

После выпуска товаров в свободное обращение таможенные органы вправе проводить проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. Срок проведения такой проверки составляет три года.

Исполнение обязанностей по обеспечению уплаты таможенных пошлин (ст. 85 ТК ТС) проводится при:

  • перевозке товаров в режиме таможенного транзита;
  • изменении срока уплаты таможенных пошлин;
  • помещении товаров в режим процедуры переработки вне таможенной территории и т. д.

В этот перечень не включены отдельные таможенные режимы, например условный выпуск товаров или хранение иностранных товаров. Однако действующие нормы ТК ТС предусматривают возможность расширения данного перечня на уровне норм национального законодательства.

Плательщики таможенных пошлин вправе применить генеральное обеспечение по уплате платежей, суть которого заключается в следующем. Если одним и тем же лицом на территории одного из государств Таможенного союза совершено несколько таможенных операций, то таможенному органу может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин для совершения всех операций. Порядок применения генерального обеспечения определяется национальным законодательством.

Размер обеспечения определяется исходя из сумм таможенных пошлин, подлежащих к уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта, без учета тарифных преференций и льгот по их уплате.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сумма обеспечения определяется аналогично. При этом ее размер должен быть не меньше сумм уплаченных таможенных платежей, которые подлежали бы к уплате в других государствах Таможенного союза, как если бы товар помещался на их территории под аналогичные таможенные процедуры.

Обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма подлежащих к уплате таможенных пошлин не превышает 500 евро. Одновременно ТК ТС предусмотрена возможность установления на уровне национального законодательства иных случаев, когда обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется.

Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин установлены аналогично действовавшим в РФ до вступления в Таможенный союз. К ним отнесены: денежные средства, банковская гарантия, поручительство и залог имущества. При этом национальным законодательством могут предусматриваться иные способы обеспечения, поскольку на сегодняшний день имеются существенные различия в сфере гражданского права и банковского законодательства в государствах Таможенного союза.

_______________________________________________________________________________

Федеральный закон от 21.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.».

Опережая планы, совет Евразийской экономической комиссии принял решение снизить порог беспошлинного ввоза товаров в страны объединения уже с начала следующего года. Для России он сократится в три раза - с €1,5 тыс. до €500

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

С начала следующего года порог беспошлинного ввоза наземным транспортом товаров для личного пользования на территорию стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС — Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России) будет снижен до €500. Общий вес таких товаров не должен будет превышать 25 кг, следует из решения совета Евразийской экономической комиссии. Документ опубликован на правовом портале ЕАЭС, все пять членов совета это решение одобрили 1 ноября. Со стороны России его подписал первый заместитель председателя правительства, глава Минфина Антон Силуанов.

Для России этот порог будет снижен в три раза. Сейчас согласно действующему законодательству без оплаты таможенных пошлин наземным транспортом в страну можно провести предметы на сумму до €1,5 тыс. Воздушным транспортом при этом беспошлинно разрешается ввозить в Россию товар на €10 тыс. максимум (эта норма не меняется). Суммарный вес этих предметов в обоих случаях не должен превышать 50 кг. В случае превышения указанных норм владельцу товара сегодня придется заплатить пошлину 30% от его стоимости (не меньше €4 за каждый лишний килограмм).

Если товаров наберется больше, чем указано в норме, и по весу, и по сумме, взиматься будет та пошлина, которая больше по сумме, рассказал РБК о существующей в данный момент практике руководитель коммерческого отдела компании «Универсальные Грузовые Решения» Максим Коверченко. «В части превышения веса берется €4 за 1 кг, а в части превышения стоимости будет 30%. Таможня в итоге возьмет то, что больше по стоимости, не будет брать и то, и то», — сказал он. По его словам, в настоящее время нормы взимания пошлин такие же, только порог ввоза выше по сумме и весу. Коверченко считает, что в результате такого шага люди «будут заказывать меньшие партии, если продукция позволяет».

О планах ЕАЭС , которые можно будет ввозить на территорию стран — членов союза для личного пользования до €500, известно с мая прошлого года. Однако тогда в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) предполагали, что подобные изменения будут происходить постепенно, вплоть до 2021 года. В 2017 и 2018 годах правила беспошлинного ввоза, согласно планам ЕЭК, должны были остаться прежними, в 2019 году порог предполагалось снизить до €1 тыс., в 2020-м — до €750. На уровне €500 он должен был установиться с начала 2021 года.

К этому же времени, согласно документам экономической комиссии, должен был снизиться максимальный вес товаров, которые можно ввозить без пошлины (его, как и решили в ЕАЭС, планировалось сократить с нынешних 50 до 25 кг в 2021 году).

Помимо этого в объединении уже не первый год обсуждают снижение порога беспошлинного ввоза интернет-покупок. В феврале это решение наконец было согласовано . По нему до конца 2018 года порогом беспошлинной торговли для товаров, ввезенных на территорию стран — членов Евразийского экономического союза в рамках интернет-торговли, станет €1 тыс. С 1 января 2019 года этот порог снизится до €500, а с 1 января 2020 года будет составлять €200. Однако подобная последовательность не в полной мере устроила российский Минфин. Снизить порог беспошлинной интернет-торговли до €500 уже с 1 июля ведомство предлагало в апреле.

Снижение порога беспошлинной торговли до €500 не решает вопроса выравнивания конкуренции между иностранными ретейлерами и российскими, поскольку 99,5% всех международных отправлений приходится на посылки, стоимость которых ниже этой суммы, отметил в беседе с РБК президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Поэтому, говорит он, такое пороговое значение не повлияет на рынок. По мнению эксперта, беспошлинного ввоза «не должно быть в принципе, поскольку это приводит к дисбалансу между локальными игроками и зарубежными». Несмотря на то что снижение порога до €500 — шаг в нужном направлении, работу надо продолжать, и в этом вопросе России нужно перенять опыт развитых стран, таких как Китай, где уже не существует беспошлинного ввоза, и Европы, где его не будет с 2021 года, заключил глава АКИТ.

ЕАЭС является международным интеграционным экономическим объединением, созданным на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства. Союз действует с 2015 года.

Таможенные пошлины - косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Под таможенно-тарифным регулированием следует понимать совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в каче­стве национального торгово-политического инструментария в целях регулирования внешней торговли, защиты национальных произво­дителей на внутреннем рынке, регулирования структуры экспорта и импорта товаров, а также пополнения доходной части федерального бюджета.

Таможенный тариф. Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по харак­теру своего действия относятся к экономическим регуляторам внеш­ней торговли. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» таможенный тариф РФ - свод ставок тамо­женных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории.

В ТН ВЭД указываются ставки таможенных пошлин, взимаемых при ввозе и вывозе товаров и транспортных средств через таможен­ную территорию Российской Федерации.

_________________

Элементами таможенного тарифа являются: таможенные пош­лины, их виды и ставки, система группировки товаров, таможенная стоимость товаров и методы ее определения, тарифные льготы, пре­ференции и привилегии.

Таможенная пошлина - это обязательный взнос (платеж), взима­емый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную тер­риторию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Выделяется ряд экономических функций таможенных пошлин:

    протекционистская - для защиты национального производ­ства от притока в страну иностранных товаров;

    преференциальная - для стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов;

    статистическая - для более точного учета внешнеторгового оборота;

    уравнительная - для выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства.

Наиболее заметная функция таможенных пошлин - это их це-нообразующая роль - создание стоимостного барьера, повышаю­щего цену импортного товара и создающего разрыв в уровне цен на товары в разных странах. Значение пошлин как фактора, повыша­ющего цену иностранного товара, различно по отдельным товарам. По одним (сырьевые, некоторые виды полуфабрикатов) оно обычно невелико, по другим (готовые промышленные изделия и сельскохо­зяйственные товары) - значительно. Таможенная пошлина является первым и часто основным факто­ром, повышающим цену конкретного иностранного товара при его движении на внутренний рынок страны. Однако на этом ценообра-зующая роль пошлины не заканчивается. Дело в том, что, создавая разницу в ценах конкретных товаров на мировом и внутреннем рын­ках, пошлина влияет на общий уровень товарных цен в стране. Она позволяет национальным производителям повысить общий уровень

____________________

Рассматривать таможенную пошлину как обычный налог, взима­емый с целью пополнения доходной части бюджета, далеко неправо­мерно с точки зрения общепризнанных принципов и норм между­народного права.

Так, согласно принципам и нормам ГАТТ таможенная пошлина является торгово-политическим инструментом, главная цель которого состоит в оперативном регулировании внешнеторгового оборота. Таможенная пошлина - это прежде всего не фискальная, а ценовая категория, выполняющая функцию регулятора внешнеторговых опера­ций либо в сторону протекционизма, либо в сторону свободной тор­говли. Введение таможенных пошлин направлено на защиту интересов отечественных товаропроизводителей, обеспечение оптимального соотношения между конкурирующим с отечественным производст­вом товаров импортом аналогичных иностранных товаров.

Ставка таможенной пошлины - это указанный в таможенном та­рифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию России или вывозимый с ее таможенной территории. Ставки таможен­ных пошлин определяются Правительством РФ, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и каких-либо других факторов.

Виды ставок пошлин. Существует следующая классификация таможенных пошлин в зависимости от способа их исчисления.

По способу взимания:

адвалорные пошлины {ай \а1огет йи1у) - исчисляются в про­ центах к таможенной стоимости товаров, облагаемых таможенной пошлиной.

Адвалорная пошлина - наиболее употребительная среди приме­няемых в международной торговле пошлин ввиду простоты ее расчета, большего соответствия принципам, нормам и правилам международ­ной торговли, способности служить инструментом сравнения степе­ней защиты рынка.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облага­емых пошлиной по адвалорным ставкам, производится по формуле:

С ПА - Т с х П А < 100% где С ПА - сумма таможенной пошлины;

Т - таможенная стоимость товара, руб.; П д - ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.

специфические пошлины {зресЩс йШу) - начисляются в уста­ новленном размере за единицу товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Специфические пошлины наряду с комбинированными формируют пиковые ставки таможенных тарифов и служат инстру­ ментом защиты внутреннего рынка.

Таможенная пошлина в отношении товаров, облагаемых пошли­ной по специфическим ставкам, исчисляется по формуле:

С ПС т >< П с >< К Е"

где С пс - сумма таможенной пошлины;

В т - количественная или физическая характеристика товара

в натуральном выражении; П с - ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара; К Е - курс евро, установленный ЦБ РФ.

При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по спе­цифическим ставкам, установленным в евро за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составля­ющей в евро за килограмм массы товара, в качестве основы исчис­ления используется масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.

комбинированные пошлины (сотЫпеа 1 йи1у), сочетающие оба названных выше вида исчисления размера таможенной пошлины, то есть исчисляемые в процентах от стоимости облагаемого товара с добавлением определенной денежной суммы, привязанной к нату­ральному (физическому) объему товара. Комбинированные пошлины обычно формируют пиковые ставки таможенных тарифов и служат инструментом защиты внутреннего рынка.

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Положительной чертой адвалорных пошлин является поддер­жание одинакового уровня защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандарти­зированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары.

В мировой практике таможенные пошлины в зависимости от направленности перемещения товаров подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные.

Импортные пошлины накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Они являются преобладающей формой пошлин, используемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от ино­странной конкуренции.

Экспортные пошлины применяютя к экспортным товарам при вы­пуске их за пределы таможенной территории государства. Они исполь­зуются обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары. Их цель - сокращение экспорта и пополнение бюджета.

Транзитные пошлины, которые в настоящее время практически нигде, в том числе и в России, не используются, взимаются с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в дру­гие страны, и служат, как правило, неким регулятором сдерживания транзитных грузопотоков. Они используются преимущественно как средство торговой войны.

В отдельную группу принято выделять так называемые сезонные и особые виды таможенных пошлин, применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров.

Сезонные пошлины. Согласно ст. 6 Закона «О таможенном тарифе» для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительст­вом Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

В целях оперативного регулирования внешнеторговых операций таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций с по­мощью сезонных пошлин носит ограниченный во времени характер. Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйствен­ных продуктов и некоторых других товаров. Они связаны с сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, кар­тофель), циклически меняющиеся по временам года. Сезонная диф­ференциация цен осуществляется с учетом различий в издержках производства и соотношения спроса и предложения на такие товары.

Эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка предполагает немедленное реагирование таможенного законо­дательства на существенные сезонные колебания цен на сельскохо­зяйственные и иные товары.

Механизм использования сезонных пошлин предполагает, что в период их действия ставки таможенных пошлин, установленные по данным товарным позициям в таможенном тарифе, не приме­няются.

Таможенные пошлины по своему экономическому содержанию и характеру действия относятся к стоимостным, рыночным регуля-

торам внешнеторгового оборота. Как всякий налог, пошлина увели­чивает цену товара и снижает его конкурентоспособность. Однако за внешне простым и односложным действием пошлины на внеш­нюю торговлю скрыты сложные и многоплановые процессы, гене­ратором которых выступает таможенное обложение.

Экономическая роль импортных пошлин, прежде всего, связана с тем что, воздействуя на цены товаров и отгораживая национальные рынки от мировых, они, повышая уровень внутренних цен, активно влияют на накопление капитала, темпы развития и норму прибы­ли отдельных отраслей экономики, нивелируют различия в нацио­нальных и международных условиях производства. Другими слова­ми, таможенная политика затрагивает самые существенные стороны национального производства.

Уровень таможенного обложения неодинаков в различных госу­дарствах. Однако определенная закономерность при сопоставлении ставок пошлин на одинаковые товары в различных странах просле­живается достаточно четко - пошлины в развивающихся странах существенно выше, чем в развитых государствах. Это связано с тем, что развивающиеся страны с помощью таможенного обложения за­щищают отдельные отрасли своей национальной экономики, со­действуя их ускоренному развитию.

По мнению профессора И. И. Дюмулена, пошлины можно клас­сифицировать следующим образом :

Таможенные пошлины по объекту обложения делятся на две груп­пы: импортные таможенные пошлины и экспортные таможенные пошлины.

Импортные таможенные пошлины начисляются на импортные товары как условие их выпуска в свободное обращение на внутрен­ний рынок страны. Эта группа применяется всеми странами. Ими облагаются более 80% товаров, импортируемых всеми странами мира. Они играют разную роль в экономике различных стран. В большинстве случаев эта роль торгово-политическая, с их помо­щью регулируется импорт иностранных товаров, осуществляются задачи и цели торговой политики. В большинстве развивающих­ся стран импортные таможенные пошлины выполняют серьезную фискальную роль и служат часто основным источником доходов го­сударственного бюджета. Характерно, что по мере экономическо­го развития страны фискальная роль таможенных пошлин падает. Например, в США еще в конце XIX века свыше 50 % всех поступле­ний в бюджет покрывалось за счет импортных пошлин. Сейчас эта доля составляет 1,5%.

Экспортные таможенные пошлины - это пошлины, которыми облагаются вывозимые товары. Экспортные таможенные пошлины обычно применяются теми странами, которые занимают лидирую­щее место в мировой торговле отдельными товарами. Экспортная пошлина в этом случае - своеобразная рента, взимаемая с ино­странного покупателя товара за счет некоторого повышения экс­портной цены товара. В современной торгово-политической прак­тике экспортные пошлины применяются крайне редко.

По способу взимания различают четыре вида таможенных по­шлин: адвалорные, специфические, альтернативные и комбини­рованные.

Адвалорные ставки начисляются в процентах к таможенной сто­имости облагаемых товаров (например, 15% от таможенной стои­мости автомобиля). Адвалорные пошлины - это наиболее простой метод расчета денежной величины пошлины. Они являются наибо­лее распространенными видами таможенных пошлин. В большин­стве стран мира адвалорными пошлинами облагается примерно 90 % номенклатуры ввозимых товаров. Адвалорные ставки пошлин об­легчают и процесс переговоров о взаимном снижении таможенных барьеров, поскольку дают простую и наглядную базу для сопостав­ления высоты обложения товаров пошлинами.

Специфические ставки - это пошлины, размер которых устанав­ливается в денежных единицах за единицу облагаемого товара (20 долларов за тонну груза, один доллар за литр вина и т. п.). Специ­фические пошлины напрямую не связаны с ценой товара, и денеж­ный доход от их взимания зависит только от объема ввозимого или вывозимого товара. На первый взгляд, различия между адвалорной и специфической пошлинами носят чисто технических характер. Однако в таможенном деле всегда за организационно-технически­ми различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекцио­нистской зашиты остается неизменным. В этих условиях адвалор­ные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфи­ческие. А при падении цен - специфические ставки оказываются более стабильными, и степень их протекционистской защиты по­вышается. В связи с нестабильностью цен и различием цен в раз­ных странах на одни и те же товары специфические ставки пошлин трудно сопоставлять при ведении торговых переговоров. Поэтому в рамках ВТО действует рекомендация, обращенная ко всем стра­нам мира, - постепенно изменить специфические ставки пошлин на адвалорные ставки.

Альтернативная ставка пошлины содержит одновременно адва­лорную и специфическую пошлину с примечанием, что взимается та из них, которая дает наибольшую величину таможенного сбора (например, 20 долларов за тонну груза или 10 % с цены товара, ко­торая выше).

Комбинированные ставки пошлин сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15 % от таможенной стоимости товара, но не более 20 долларов за тонну).

По характеру обложения таможенные пошлины включают мини-мальные, максимальные и преференциальные ставки пошлин.

Максимальные ставки пошлин устанавливаются на основе одно­сторонних решений органов государственной власти страны. Они обычно носят автономный характер и являются верхним пределом уровня таможенного обложения, который может применять испол­нительная власть страны.

Минимальные ставки пошлин - это, как правило, ставки пошлин, которые применяются в отношении товаров тех стран, которые пользуются режимом наибольшего благоприятствования. Обычно эти ставки пошлин имеют так называемый конвенционный (договор­ный) характер. Эти ставки устанавливаются на основе двусторонних или многосторонних соглашений и применяются в течение того вре­мени, пока действуют эти соглашения.

Преференциальные ставки пошлин - это более низкие ставки по­шлин, чем минимальные. Эти ставки пошлин, как правило, уста­навливаются односторонним решением правительства страны их вводящей. Преференциальные ставки пошлин в современных усло­виях применяются в двух направлениях: их используют развитые страны в отношении товаров, ввозимых из развивающихся стран, и их используют развивающиеся страны в торговле друг с другом. По решению ООН в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, развитые государства применяют нулевые ставки пошлин. Каждая страна, предоставляющая преференциальные став­ки пошлин другой стране, как правило, ограничивает товарную но­менклатуру в отношении преференциальных ставок пошлин.

Следует еще отметить так называемые сезонные ставки пошлин. Эти ставки пошлин обычно применяются в отношении сельскохо­зяйственных товаров с целью защиты национального производства. Их величина изменяется в зависимости от времени года (например, 20% к стоимости ввозимой клубники в июле-августе и 10% - в остальные месяцы года).

В последнее десятилетие получили распространение так называ­емые тарифные квоты, которые предусматривают различные ставки пошлин на товары, ввозимые в рамках, тарифной квоты, и вне ее. Например, ставка пошлины на пшеницу в стране - 20 % с цены то­вара. Устанавливается тарифная квота в 20 000 тонн со ставкой пошлины в 10%. Это означает, что первые 20 000тонн пшеницы будут облагаться ставкой пошлины в 10%. Последующий ввоз облагается 20 %-ной ставкой. Другими словами, тарифная квота - это заранее установленное количество товара (квота), которое можно ввезти по заранее установленной более низкой ставке пошлины. Тариф­ные квоты широко применяются как инструмент аграрного про­текционизма.

По способу взимания:

    адвалорные - начисляются в процентах к таможенной сто­имости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

    специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за одну тонну);

    комбинированные - сочетают оба названных вида таможен­ного обложения (например, 20 % от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за одну тонну).

По объекту обложения:

Импортные - пошлины, которые накладываются на импорт­ ные товары при выпуске их для свободного обращения на вну­ треннем рынке страны. Являются преобладающей формой

пошлины, применяемой всеми странами мира для защиты на­циональных производителей от иностранной конкуренции;

    экспортные - пошлины, которые накладываются на экспорт­ные товары при выпуске их за пределами таможенной терри­тории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне вну­тренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеет целью сократить экспорт и по­полнить бюджет;

    транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средства торговой войны.

По характеру:

    сезонные - пошлины, которые применяются для оперативно­го регулирования международной торговли продукцией сезон­ного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на данный период действия обычного таможенного та­рифа по этим товарам приостанавливается;

    антидемпинговые - пошлины, которые применяются в слу­чае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если та­кой импорт наносит ущерб местным производителям подоб­ных товаров, либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

Компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб на­ циональным производителям таких товаров.

По происхождению:

Автономные - пошлины, вводимые на основании односто­ ронних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принима­ ется в виде закона парламентом государства, а^ конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствую­щим ведомством (обычно Министерством торговли, финан­сов или экономики) и одобряются правительством;

    конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашения о таможенном союзе;

    преференциальные - пошлины, имеющие более низкие став­ки по сравнению с обычно действующим таможенным тари­фом, которые накладываются на основе многосторонних со­глашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономиче­ское развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференции, предусма­тривающая значительное снижение импортных тарифов раз­витых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из разви­вающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:

    постоянные - таможенный тариф, ставки которого едино­временно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавля­ющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

    переменные - таможенный тариф, ставки которого могут из­меняться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Ев­ропе, в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления:

Номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, на­ложенных на импортные узлы и детали этих товаров. Практика тарифных переговоров в рамках ГАТТ, а теперь в ВТО привела к появлению еще нескольких видов таможенных пошлин. Прежде всего, это так называемые «связанные ставки». Связывание (консолидации) ставок пошлин означает обязательство государства не повышать уровень таможенного обложения выше взятого на себя обязательства. Связанные ставки - это максимальные ставки по­шлин, которые страна-участник Соглашения имеет право приме­нять в рамках Соглашения. Вместе с тем государство имеет право использовать более низкие ставки пошлин, получившие название «фактически применяемые ставки». В настоящее время большин­ство стран-членов ВТО связали ставки почти на все импортируе­мые товары.

Ставки таможенных пошлин

и порядок их установления

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О таможенном тарифе» в Россий­ской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

    адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимо­сти облагаемых товаров;

    специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

    комбинированные, сочетающие оба названных вида таможен­ного обложения.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через та­моженную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исклю­чением случаев, предусмотренных Законом о таможенном тарифе.

Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правитель­ством

________________

Статья 319. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются

1. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;

2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

2. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях, если:

1) в соответствии с законодательством Российской Федерации или настоящим Кодексом:

товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;

в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - на срок действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 000 рублей;

3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных настоящим Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

Действующие ставки таможенных пошлин на автомобили, ввозимые и лицами с августа 2012 года (с учетом изменений, внесенных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54).

1. Автомобили, ввозимые юридическими лицами (действующие ставки)

1.1. Автомобили с бензиновым двигателем

1.1.1. Автомобили до трех лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 21 109 0 0 1000
8703 22 109 9 1001 1500 25%, но не менее €1,1 за 1 см 3
8703 23 191 0 1501 1800
8703 23 192 1 1801 2300
8703 23 192 2 2301 3000 25%, но не менее €1,8 за 1 см 3
8703 24 109 0 3001 25%, но не менее €2,35 за 1 см 3

1.1.2. Автомобили от трех до пяти лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 21 909 8 0 1000
8703 22 909 8 1001 1500
8703 23 901 8 1501 1800 25%, но не менее €0,45 за 1 см 3
8703 23 902 4 1801 3000
8703 24 909 8 3001 25%, но не менее €1 за 1 см 3

1.1.3. Автомобили от пяти до семи лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 21 909 4 0 1000 25%, но не менее €0,45 за 1 см 3
8703 22 909 4 1001 1500 25%, но не менее €0,5 за 1 см 3
8703 23 901 4 1501 1800 25%, но не менее €0,45 за 1 см 3
8703 23 902 3 1801 3000 25%, но не менее €0,55 за 1 см 3
8703 24 909 4 3001 25%, но не менее €1 за 1 см 3

1.1.4. Автомобили старше семи лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 21 909 3 0 1000 €1,4 за 1 см 3
8703 22 909 3 1001 1500 €1,5 за 1 см 3
8703 23 901 3 1501 1800 €1,6 за 1 см 3
8703 23 902 2 1801 3000 €2,2 за 1 см 3
8703 24 909 3 3001 €3,2 за 1 см 3

1.2. Автомобили с дизельным двигателем

1.2.1. Автомобили до трех лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 31 109 0 0 1500 25%, но не менее €1,2 за 1 см 3
8703 32 199 0 1501 2500 25%, но не менее €1,8 за 1 см 3
8703 33 199 0 2501 25%, но не менее €1,25 за 1 см 3

1.2.2. Автомобили от трех до пяти лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 31 909 8 0 1500 25%, но не менее €0,45 за 1 см 3
8703 32 909 8 1501 2500 25%, но не менее €0,5 за 1 см 3
8703 33 909 8 2501 25%, но не менее €1 за 1 см 3

1.2.3. Автомобили от пяти до семи лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 31 909 4 0 1500 25%, но не менее €0,4 за 1 см 3
8703 32 909 4 1501 2500 25%, но не менее €0,5 за 1 см 3
8703 33 909 4 2501 25%, но не менее €1 за 1 см 3

1.2.4. Автомобили старше семи лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 31 909 3 0 1500 €1,5 за 1 см 3
8703 32 909 3 1501 2500 €2,2 за 1 см 3
8703 33 909 3 2501 €3,2 за 1 см 3

1.3. Утилизационный сбор для юридических лиц

С 1 сентября 2012 года в России начала действовать утилизационный сбор на ввозимые автомобили. Базовая ставка для легковых автомобилей была установлена в размере 20 000 рублей. В зависимости от объема и типа двигателя, а также возраста автомобиля она умножается на соответствующий повышающий коэффициент. Сумма утилизационного сбора вычисляется по формуле: U = B x K. Где U - сумма сбора, B - базовая ставка, а K - коэффициент.

Объем ДВС Новые автомобили Б/У автомобили старше 3 лет
электродвигатель 1,34 (26 800 р.) 1,34 (26 800 р.)
не более 2000 см3 1,34 (26 800 р.) 8,26 (165 200 р.)
от 2001 до 3000 см3 2,66 (53 200 р.) 16,12 (322 400 р.)
от 3001 до 3500 см3 3,47 (69 400 р.) 28,50 (570 000 р.)
более 3500 см3 5,5 (110 000 р.) 35,01 (700 200 р.)

2. Автомобили, ввозимые юридическими лицами (эти ставки уже не действуют)

2.1. Автомобили с бензиновым двигателем

2.1.1. Автомобили до трех лет

Код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

30 %, но не менее 1.2 E вро /куб.с м

30 %, но не менее 1.45 E вро /куб.с м

30 %, но не менее 1.5 E вро /куб.с м

30 %, но не менее 2.15 E вро /куб.с м

30 %, но не менее 2.8 E вро /куб.с м

2.1.2. Автомобили от трех до пяти лет

Старый код ТН ВЭД

Новый код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

35 %, но не менее 1.2E вро /куб.с м

35 %, но не менее 1.45E вро /куб.с м

35 %, но не менее 1.5E вро /куб.с м

35 %, но не менее 2.15E вро /куб.с м

35 %, но не менее 2.8E вро /куб.с м

2.1.3. Автомобили от пяти до семи лет

Старый код ТН ВЭД

Новый код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

2.5 Евро/куб.с м

2.7 Евро/куб.с м

2.9 Евро/куб.с м

4 Евро/куб.с м

4 Евро/куб.с м

5.8 Евро/куб.с м

2.1.4. Автомобили старше семи лет

Старый код ТН ВЭД

Новый код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

2.5 Евро/куб.с м

2.7 Евро/куб.с м

2.9 Евро/куб.с м

4 Евро/куб.с м

4 Евро/куб.с м

5.8 Евро/куб.с м

2.2. Автомобили с дизельным двигателем

2.2.1. Автомобили до трех лет

Код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

8703 31 1090

30 %, но не менее 1.45 Евро/куб.с м

30 %, но не менее 2.15 Евро/куб.с м

30 %, но не менее 2.8 Евро/куб.с м

1.2.2. Автомобили от трех до пяти лет

Старый код ТН ВЭД

Новый код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

35 %, но не менее 1.45 Евро/куб.с м

35 %, но не менее 2.15 Евро/куб.с м

35 %, но не менее 2.8 Евро/куб.с м

2.2.3. Автомобили от пяти до семи лет

Старый код ТН ВЭД

Новый код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

8703 31 909 2

2.7 Евро/куб.с м

8703 32 909 2

4.0 Евро/куб.с м

8703 33 909 2

5.8 Евро/куб.с м

2.2.4. Автомобили старше семи лет

Старый код ТН ВЭД

Новый код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

8703 31 909 1

8703 31 909 2

2.7 Евро/куб.с м

8703 32 909 2

4.0 Евро/куб.с м

8703 33 909 2

5.8 Евро/куб.с м

3. Автомобили, ввозимые физическими лицами

3.1 Автомобили до трех лет

Таможенная стоимость, евро

Ставка

Менее 8 500

54 %, но не менее 2,5 E вро /куб.с м

8 500 — 16 700

48 %, но не менее 3,5 E вро /куб.с м

16 700 — 42 300

48 %, но не менее 5,5 E вро /куб.с м

42 300 — 84 500

48 %, но не менее 7,5 E вро /куб.с м

84 500 — 169 000

48 %, но не менее 15 E вро /куб.с м

Более 169 000

48 %, но не менее 20 E вро /куб.с м

3.2 Автомобили от трех до пяти лет

Объем двигателя, куб.с м

Ставка

1,5 E вро /куб.с м

1,7 E вро /куб.с м

2,5 E вро /куб.с м

2,7 E вро /куб.с м

3 E вро /куб.с м

3,6 E вро /куб.с м

3.3 Автомобили от пяти до семи лет

Объем двигателя, куб.с м

Ставка

3 Евро/куб.с м

3,2 Евро/куб.с м

3,5 Евро/куб.с м

4,8 Евро/куб.с м

5 Евро/куб.с м

5,7 Евро/куб.с м

3.4. Автомобили старше семи лет

Объем двигателя, куб.с м

3 Евро/куб.с м

3,2 Евро/куб.с м

3,5 Евро/куб.с м

4,8 Евро/куб.с м

5 Евро/куб.с м

5,7 Евро/куб.с м

3.5. Утилизационный сбор для физических лиц

С 1 сентября 2012 года при ввозе автомобилей на территорию России необходимо оплачивать утилизационный сбор. Сумма сбора для физических лиц при ввозе нового автомобиля составляет 2000 р., при ввозе автомобиля возрастом более 3 лет — 3000 р.