НОД по чтению художественной литературы В. В. Бианки «Три весны. Большая книга о природе (стихи, рассказы, загадки, приметы пословицы) Как велась работа над произведением

Елена Творогова

Цель : формирование интереса и потребности в чтении ; достижение понимания текста на уровне смысла и содержания.

Задачи :

Продолжать знакомить с творчеством писателя;

Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения;

Привлечь внимание к выразительным средствам (образным словам и выражениям, эпитетам, сравнениям : «ледяные укрепления зимы» , «золотые солнечные стрелы» , «Будто пушка ухнула над рекой – треснул толстый лед).

Формировать умение строить композицию рисунка, передавать своё представление о разных победах весны – полевой , речной или лесной.

Воспитывать творческую индивидуальность.

План занятия :

Загадывание загадки о весне :

«Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт-

В лесу подснежник расцветёт».

Да, ребята, это, конечно же, весна . И сегодня, мне бы хотелось познакомить вас с замечательным рассказом любимого уже вами писателя (показ портрета, дети узнают и называют его имя - Виталия Валентиновича Бианки ). А рассказ называется «Три весны » . А разве у нас бывает в природе три весны , как вы думаете? - Выслушиваются все ответы детей и их предположения. Ну почему-то ведь рассказ назван именно так. Хотите узнать, почему? Ну, тогда, приготовьтесь внимательно слушать.

(Чтение текста предполагается «медленное» , т. е. с остановками для комментария прочитанного, включения воображения, усиления эмоционального восприятия и привлечения внимания детей.)

Примерные вопросы по содержанию текста :

Какая первая победа весны ? Когда она начинается? – «Когда в полях показались первые проталины, освободилась первая земля» . Показ иллюстраций или слайдов. Кто же больше всего обрадовался этой победе? (Дети вспоминают описание жизни птиц в рассказе) .

Проводится физкультминутка «Птицы» .

«Птицы долго зимовали в чужедальней стороне,

Но по Родине скучали и мечтали о весне

Будет труден перелёт, приготовиться в полёт!» (Свободно летают по группе)

Дети рассказывают о своих впечатлениях, о «весне речной » . Как она «ведёт наступление» .

Какими словами и выражениями это передано в рассказе?

-«поднатужилась и поднялась» , «будто пушка ухнула над рекой – треснул толстый лед» , «река вырвалась на волю» , «солнце расстреляет их золотыми горячими стрелами» , «паводок - весенний разлив» . (Показ иллюстраций) .

А как выглядит в рассказе третья победа весны ? Какие выражения Вам запомнились и чем понравились?

-«морозы – утренники» , «последние разбитые отряды снега» , «лес закутается зеленым туманцем» , «цветущая, благоуханная сирень» . Дети объясняют, чем им так нравится весна лесная в рассказе В . Бианки .

Ребята, я предлагаю вам нарисовать свои впечатления по услышанному произведению. (Уточнить его название и автора) . В рисунке покажите, пожалуйста, ту победу весны , которая произвела на вас наиболее сильное впечатление, наиболее запомнилась и как её описывает Виталий Валентинович Бианки .

Дети выполняют работы цветными карандашами.

Ребята, сегодня у нас нет ни одной одинаковой работы. Как вы думаете, это хорошо? (Мнения детей) . Конечно, это просто - здорово! Это означает, что у вас есть собственное восприятие художественных произведений , воображение, своё мнение, а это так важно в жизни любого человека.

После занятия обмениваются впечатлениями о работах, своём замысле : кто какую весну изобразил ; какие работы оказались наиболее удачными и т. д.




ТРИ ВЕСНЫ
(по мотивам одноимённого рассказа Виталия Бианки)

В ПОЛЕ
Над пашнями поднялся тёплый пар,
Весну на крыльях принесли пернатые:
Вернулись зяблики и чибисы хохлатые…
И с каждым днём сильней воздушный жар.

НА РЕКЕ
Светило зимние сметает укрепления,
И снег, растаяв, мчит под лёд реки.
Зиме с весной сражаться не с руки:
Усиливает солнце наступление!

В ЛЕСУ
Кукушки скромное «ку-ку», что ликование…
Туманцем зелени окутались леса.
И россыпь звёздная совсем ни чудеса –
Черёмухи цветущее сияние!

Натали САМОНИЙ,
19.08.2016 г.

*Не с руки кому. Разг. Экспрес. 1. Неудобно; нет смысла,
Фразеологический словарь русского литературного языка.

Натали СамОний – ударение в фамилии на втором слоге!

"Три весны". Это рассказ для детей о весне. О том как пробуждаемся постепенно природа, сначала появляются первые проталины, затем просыпаются реки, а затем одевается в красивые одежды лес.

Три весны. Автор: Виталий Бианки
Зима лютая, она всё бы хотела заморозить насмерть - людей, зверей, птиц, деревья. И всех с голоду уморить. Но солнце - отец жизни - уже объявило ей войну и 21 марта перешло в решительное весеннее наступление.
В этот день оно ровно полсуток побыло на небе, разя врага своими лучами-стрелами. Другие полсуток - ночью - зима морозила землю, чинила свои разрушенные укрепления. Потом солнце всё дольше и дольше стало задерживаться на небе, день стал быстро расти, ночь уменьшаться, тепло прибывать. С каждым днём теперь солнце выше поднимается в небо, лучи его прямей падают на землю и сильней разят снег.
Первая победа - весна полевая.
Она началась, когда в полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, мигом примчались к нам. Потом - скворцы и полевые жаворонки.
Грачи рады, что могут ковырять носами поле, вытаскивать из потеплевшей земли проснувшихся червей, жучьих личинок. Скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зёрнышки.
Вслед за жаворонками прибыли с зимовок самцы-зяблики - и тоже пока кормятся на земле. А из куликов первыми прилетели красивые хохлатые чибисы - заняли ещё мокрые пашни, с которых поднимается уже тёплый пар.
Вторая победа - весна речная.
Ещё не кончилась весна полевая, не все ещё поля освободились от снега, а солнце повело уже новое наступление - на самые крепкие, ледяные укрепления зимы.
В полях отступает, бежит с них ручьями снег, спасается от солнца в овраги, под крепкий лёд реки. Не дремлют реки, копят силы в неволе. Вот понатужились и поднялись.
Будто пушка ухнула над рекой - треснул толстый лёд. Река вырвалась на волю, с громом и звоном понесла к морю льдины, кроша и разламывая их. Но не доплыть им до далёкого моря: по дороге солнце расстреляет их золотыми горячими своими стрелами.
Ждут не дождутся освобождения рек, озёр, прудов водяные птицы - утки, гуси, лебеди, чайки, гагары, речные и болотные кулики. Ведь в освобождённой воде будет им чем поживиться: проснулись в ней рыбы, разные насекомые, рачки, улитки, личинки и другая водная мелюзга.
А реки, освободившись от льда, поднимаются выше и выше. И будет скоро: выйдут из берегов своих, хлынут в луга, затопят долины, кустарники. Люди скажут: «Вот и паводок - весенний разлив. Напоит вода землю».
Это вторая великая победа солнца, вторая весна - весна речная.
В полях уже ни следа не останется от снега, реки начнут возвращаться в свои берега, а зима ещё всё не захочет сдаваться, всё ещё будет бросаться в контратаки - насылать свои морозы-утренники. Последние разбитые отряды её снега ещё долго будут прятаться от солнца в лесу, по тенистым склонам оврагов.
Закукует кукушка, лес закутается зеленоватым туманцем, прилетят ласточки, с последним крепким морозцем белыми звёздочками зацветёт черёмуха. Все певчие птицы вернутся на родину, и бегом прибежит, прячась в зелёной, уже подросшей осоке, болотная курочка-погоныш.
Лес оденется. И соловей запоёт в цветущей, благоуханной сирени.
Это будет третьей решительной победой солнца над зимой. Это третья весна - весна лесная. Последняя: за ней наступит лето.

Весна идет, весне дорогу!

“...И вот наконец пришла весна. Я стал гулять по проталинам в саду. Дни были теплые, влажные. Вон за оврагом от оттаявшей земли всходит пар. Земля отходила, и далеко по лугам весь день стояли туманы.
А петухи распевали во все горло, оглашая село своими криками, воробьи, как сумасшедшие, трещали по голым кустам калины и смородины...”
Иван БУНИН, “Песня жаворонка”

“ ...Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, – и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут-журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют-заливаются, ни днем, ни ночью покоя не знают!..
...Каждый новый птичий голос весной – подарок. И какое наслаждение отмечать эти новые голоса, пока они не слились в огромный общий хор – апофеоз природе и солнцу!”
Виталий БИАНКИ

“ ...Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче.
Снег в лесу потемнел. Сначала на нем выступила облетевшая за зиму коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев – их наломало бурей еще в декабре, – потом зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины и на краю последних сугробов зацвели первые цветы мать-и-мачехи...”
Константин ПАУСТОВСКИЙ, “Стальное колечко”

Не правда ли удивительные строки, хочется еще и еще раз перечитать их. Удивительное время года, не оставляющее никого равнодушным. Как провести экскурсию в весеннем лесу, как вместе с детьми увидеть пробуждение природы рассказывают учителя начальной школы.

2-й класс

Тема. “Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет...”

Цели. Развивать речь учащихся, творческое воображение через слово, музыку, живопись; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

Учитель. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А вот куда, догадайтесь сами.

Пришла, улыбнулась –
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады.
Взревев, за работу
Взялись трактора,
А птицы пропели:
“Вить гнезда пора!”

Итак, это...

Дети. Весна.

Учитель открывает доску, где рисунок Весны в виде девушки в русском сарафане, украшенном весенними цветами.

У. Мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать ее песню, всматриваться в ее краски. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листочки березки.

Звучит песня о весне.

– Давайте все вместе произнесем слово “весна”.

Дети выполняют задание.

– Какие смысловые ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

Д. Весна – это свет, радость.

– Счастье, надежда.
– Любовь, ручьи, цветы.
– Капель, сосульки, пение птиц, зелень трав...

На доску учитель записывает слова – ответы детей.

У. В природе бывает “три весны”. Прочитайте рассказ Виталия Бианки, который так и называется “Три весны”. Попробуйте определить, какие же три весны существуют в природе.

Пока дети самостоятельно читают, звучит спокойная музыка.

– Итак, какие же “три весны” существуют в природе?

Д. Весна полевая.

– Весна речная.
– Весна лесная.

На доске плакаты с изображением весенних пейзажей: весна полевая, весна речная, весна лесная.

У. А еще эти периоды называют по-другому – весна света, весна воды и весна зеленой травы. Какой месяц соответствует весне света?
Д. Март.
У. Весне воды?
Д. Апрель.
У. Весне зеленой травы?
Д. Май.
У. Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят...

Слышите? Какие необычные слова! Это зажурчал поэтический ручеек. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет по весенним волнам. Кто желает прочитать стихи о весне?

Дети передают друг другу кораблик и читают стихотворения о весне.

– Вы прослушали стихи. А теперь, выбрав нужный цвет (перед ребятами лежат разноцветные листики ), постарайтесь передать свое настроение от этих стихотворений. Поднимите, пожалуйста, листики.

Дети выполняют задание.

– Посмотрите, каким красивым и веселым стал наш класс. Наверное, не случайно поэт Алексей Плещеев сказал:

Все лица весело глядят,
“Весна” – читаешь в каждом взоре,
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь – лишь тяжкий труд
и горе.

Прочитайте стихотворение Плещеева “Весна”. Определите, какими звуками наполнена весна.

Дети сначала читают про себя, а затем один из учеников читает вслух.

– Итак, какими же звуками наполнена весна?

Д. Звоном ручьев, свистом соловья, стуком сердца, смехом детей, пением птиц...
У. Докажите это строчками из стихотворения.

Дети выполняют задание.

– Весна – пора обновления не только в природе, но и в душе человека. Прочитайте про себя первое четверостишие.

Дети выполняют задание.

– А теперь представьте, что мы с вами у раскрытого окна любуемся весенней природой, в окно повеяло весною. Прочитайте это четверостишие от лица человека, который восхищен красотой и свежестью весны.

Выразительное чтение 2–3 учеников.

– Давайте попробуем вместе.

Чтение хором четверостишия.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

– Ребята, а какой вид искусства передает красоту мира через звуки?

Д. Музыка.
У. Вот как услышал музыку весны Чайковский. Вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить весеннюю картинку.

Звучит пьеса П.И. Чайковского.

– Прозвучала музыка. Когда вы ее слушали, какую картину весенней природы вы представили?

Ответы детей.

– Свою пьесу Чайковский назвал “Апрель. Подснежник”. Под дуновением легкого весеннего ветерка раскрывают лепестки первые цветы – подснежники.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся.
(Туловище влево, вправо.)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)

– Но первыми приносят весну нам на крыльях птицы. Представьте себе, что мы с вами не в школьном классе, а на лесной поляне, где раздаются голоса птиц.

– Это пел соловей.

Долины сохнут и пестреют,
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Кому принадлежат эти строки?

Д. Александру Сергеевичу Пушкину.
У. Внимание! Сейчас прозвучит это стихотворение. Ваша задача – внимательно вслушаться в строки и постараться определить, как же называет весну в своем стихотворении Пушкин.

Чтение учеником стихотворения “Гонимы вешними лучами...”

– Итак, как же называет Пушкин весну?

Д. Утро года.

– Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года...

У. Если весна – утро года, то как вы думаете, чем будет лето?
Д. Жарким днем.
У. А осень?
Д. Вечером года.
У. Зима?
Д. Ночью. Природа замирает, спит.
У. Молодцы! Какие удивительные сравнения вы придумали. Еще раз внимательно перечитайте строки этого стихотворения, представив себя в роли художников, потому что вы должны будете определить цветовую гамму стихотворения.

Ученики перечитывают стихотворение.

– Итак, вы художники. Каждый листик нашей весенней веточки раскрасьте в тот цвет, который присутствует в пушкинских строках.

Дети работают в группах.

– Посмотрите, насколько разнообразна и великолепна цветовая гамма весны.

Веточки вывешиваются на доску, ребята доказывают наличие того или иного цвета строчками из текста стихотворения.

– Весна волновала сердца и настоящих художников. Предлагаю вам всмотреться в их картины.

На доске репродукции картин И.И. Левитана “Март” и “Весна. Большая вода”, К.Ф. Юона “Весенний солнечный денек”,
А.К. Саврасова “Грачи прилетели”.

– На картине Юона еще кругом лежит снег, но солнце светит по-весеннему ярко. Высокое голубое небо, первые проталины мы видим на картине Левитана. А на этой картине Левитана вода вышла из берегов и затопила окрестности. Первые вестники весны – грачи – вьют гнезда на высоких березах на картине Саврасова.

Мы с вами побывали в мастерской художника, но есть и мастерская поэта. Она в его душе, его сердце, его памяти. Наша задача – подобрать пропущенные определения, имена прилагательные.

И весел... лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а... березы
Роняют... дождь своих... слез
И улыбаются сквозь слезы.

Дети работают в группах самостоятельно. Анализ удачно подобранных определений.

На доске запись четверостишия.

И весел звучный лес, и ветер
меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих
алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.

– Мы увидели, насколько трудна работа поэта, писателя, художника, музыканта. Я предлагаю вам не бояться трудностей. Скажите свое слово о весне. Вспомните все то, о чем говорилось сегодня, напишите небольшую творческую зарисовку на тему “Все весны дыханием согрето”.

Звучит спокойная музыка. Дети пишут сочинения.

Наталья СМИРНОВА,
учитель средней школы № 8
г. Костромы

КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школо-интернат»

Конспект открытого занятия по внеклассному чтению. Рассказ В. Бианки «Три весны»

8 – 9 класс

Подготовила: Киушкина Любовь Федоровна, воспитатель высшей квалификационной категории

Новоалтайск, 2017 год.

Цель: создать условия для закрепления содержания рассказа.

Задачи:

Способствовать закреплению навыка свободного ориентирования в тексте и умения отвечать на вопросы;

Обогащать словарный запас воспитанников;

Развивать словесно – логическое мышление, через классификацию примет весны; критического мышления, через ответы на толстые и тонкие вопросы, составление кластера;

Следить за реализацией произносительных навыков;

Воспитывать интерес к чтению произведений о природе.

Оборудование: презентация, индивидуальные тексты, таблицы.

Словарь: лютая, суровая, ледяная, коварная.

План занятия.

    Организационный момент.

    Речевая зарядка.

    Психогимнастика. Цель: коррекция эмоциональной сферы.

    Работа над содержанием рассказа; составление кластера.

    Итог занятия.

    Рефлексия.

Ход занятия.

    Организационный момент. На занятии вы будете отвечать на вопросы, составлять кластер по содержанию рассказа. Я хочу, чтобы вы были внимательными, активными, грамотно отвечали на мои вопросы.

    Речевая зарядка. Дежурный звук Л

лю – ло – ле – ля – лу;

лю –лю – лютая;

ло – ало – холодная;

ле – ле – лебеди;

ля –ля – земля;

лу – лу – лужа.

Наступило потепление.

Стало тепло.

Прогрелась земля.

Весна начала наступление на крепкие, ледяные укрепления.

    Актуализация знаний прошлого занятия.

Как называется рассказ, который мы прочитали?

О каком времени года говорится в рассказе?

Скажите, какая была зима? (слайд 2)

Как вы понимаете слово «лютая»? (слайд 3)

Что хотела зима? (слайд 4)

Кто объявил войну зиме? (слайд 5)

Что делало солнце днем? (слайд 6,7)

Что делала зима ночью? (слайд 8, 9)

Прочитайте и скажите, как вы понимаете это предложение? (слайд 10, 11)

Чем похожа весенняя погода в этом году, на погоду в рассказе? (слайд 12)

Ира, спроси у Кости, как называется первая победа весны?

Юля, спроси у Вадима, как называется вторая победа весны?

Витя, спроси у Кирилла, как называется третья победа весны?

Ребята, что вы делали? (Отвечали на вопросы).

IV. Психогимнастика.

V. Работа над содержанием рассказа; составление кластера.

VI. Итог занятия.

Что вы делали на занятии? - Как называется рассказ, который мы закончили читать? – Кто автор рассказа? - Какие рассказы Виталия Бианки вы еще читали? - Вам нравятся рассказы Виталия Бианки? - Почему?

VII. Рефлексия «Весенняя полянка».

Посмотрите, какая весенняя, солнечная полянка у нас получилась.

Молодцы, вы все справились со всеми заданиями, у вас у всех хорошее настроение, всё замечательно.

получилось, и от ваших солнышек в моей душе тоже зажглось вот такое солнышко.

у.- Сегодня, я вас приглашаю в гости, отгадайте к кому? Будьте внимательны.

Если речка голубая

Д.- Это время года – весна

у.- Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, она пришла в наши края.

(дети крепят к доске условные обозначения)

Для младших школьников о временах года (о весне). О весеннем пробуждении природы, о птичках…

Первая песня.

В морозный, но солнечный день прозвучала в городских садах первая весенняя песенка.

Пел зинзивер, синица-кузнечик. Песня нехитрая:

«Зин-зи-вер! Зин-зи-вер!» Только и всего. Но так весело звенит эта песня, точно бойкая златогрудая птичка хочет сказать на своём птичьем языке:

— Скинь кафтан! Скинь кафтан! Весна!

Загар.

Ночи сейчас принадлежат зиме. При луне и звёздах горят, дымятся снега, густой иней одевает кусты, полевой бурьян. Изморозь, одно-временно пушистая и колкая, возникает из ничего — из лунного света и пустоты полей, из чёрных теней и блеска звёзд. К утру она сгущается в туман, который долго стоит и после вос-хода солнца.

Днём солнце, горят снега. Днём весна.

Вербы зарумянились. Полиловели ольхи... Любое дерево всего краше весной, когда на пригреве смуглый живой загар тронет тонкую кожицу его ветвей!

Вежливая галка.

Много у меня среди диких птиц знакомых. Воробья одного знаю. Он весь белый — альбинос. Его сразу отличишь в воробьиной стайке: все серые, а он белый.

Сороку знаю. Эту я по нахальству отличаю.

А вот галку одну я приметил за её вежливость.

Была метель.

Ранней весной бывают особые метели — солнечные. Снежные вихри завиваются в воздухе, всё сверкает и несётся! А над карнизом, под крышей, есть укромное местечко. Там два кирпича из стены выпали. В этом углублении и устроилась моя галка. Чёрная вся, только на шейке серый воротничок. Галка грелась на солнце да ещё расклёвывала какой-то лакомый кусок.

Уютное местечко!

Если бы этой галкой был я, я бы никому такое местечко не уступил!

И вдруг вижу: подлетает к моей большой галке другая, поменьше и цветом потусклее. Прыг- скок по карнизу. Круть-верть хвостом!

Села напротив моей галки и смотрит.

Моя галка кусок свой схватила в клюв — и шасть из углубления на карниз! Тёпленькое местечко чужой уступила! А чужая галка хвать у моей кусок из клюва — и на её тёпленькое местечко. Лапкой чужой кусок прижала — клюёт. Вот бессовестная!

Моя галка на карнизе — под снегом, на ветру, без еды. Она, дура, терпит! Не выгоняет маленькую.

«Наверное, — думаю, — чужая галка очень старая, вот ей место и уступают. А может, это всем известная и всеми уважаемая галка? Или, может, она маленькая, да удаленькая — драчунья». Ничего я тогда не понял...

А недавно вижу: обе галки — моя и чужая — сидят себе рядышком на старой печной трубе и у обеих в клювах прутики.

Эге! Гнездо вместе строят! Тут уж каждый поймёт.

И маленькая галка совсем не старая и не драчунья. Да и не чужая она теперь.

А моя знакомая большая галка совсем не галка, а гал!

Но всё равно мой знакомый гал очень вежливый.

Я такого первый раз вижу.

Глаза марта.

В полуденные часы среди туч показываются глаза. Холодные, весёлые, с искрой. Глянут вниз, и нестерпимым блеском вспыхнут снега, разбегутся по ним бессчётные огоньки, а тени, резкие голубые тени, спрячутся за стволами деревьев.

Больно смотреть в глаза марта. Потому, низко опустив голову, бродит по насту и поёт про них краснобровый косач, и про них же спрашивает:

— Видишш?

А в еловом бору глухо. Нижние ветки молодых ёлок прижаты глубоким снегом. Но вот ветер с юга пригнал тучи, пошёл мелкий спорый дождь.

Одна ёлочка выдернула лапу из наста, покачалась, задрожала. Так же поступила её соседка, за ней — другая. Еловая молодь зашевелилась, закачалась, освобождаясь от плена.

Голубые лягушки.

Снег совсем почти стаял, и все канавки в лесу разлились в целые ручьи. В них громко кричали лягушки.

Мальчик подошёл к канаве. Лягушки сразу замолчали и — бульк-бульк! — попрыгали в воду.

Канава была широка. Мальчик не знал, как через неё перебраться. Он стоял и думал: «Из чего бы тут сделать мостик?»

Понемногу из воды стали высовываться треугольные головы лягушек. Лягушки со страхом пучеглазились на мальчика. Он стоял неподвижно. Тогда они начали вылезать из воды. Вылезли и запели.

Их пение нельзя было назвать очень красивым. Есть лягушки, которые звонко квакают; другие крякают вроде уток. А эти громко урчали, хрипели:

— Тур-лур-лурр!

Мальчик взглянул на них — и ахнул от удивления: лягушки были голубые!

До этого ему приходилось видеть много лягушек. Но все они были обыкновенного лягушечьего цвета: серо-буро-коричневые или зелёные. Он даже держал одну зелёную дома, в большой банке из-под варенья. Когда она квакала, она надувала у себя на шее два больших пузыря.

А эти — в канаве — только горлышки раздували, и горлышки у них тоже были красивого светло-голубого цвета.

Мальчик подумал: «Наверно, ещё никто на свете не видел голубых лягушек. Это я первый открыл их!»

Он живо поймал трёх лягушек, посадил их в кепку и побежал домой.

Дома были гости. Мальчик вбежал в комнату и закричал:

— Смотрите, голубые лягушки!

Все обернулись к нему и замолчали. Он взял и вытряхнул из кепки всех трёх лягушек прямо на стол.

Раздался громкий хохот.

Мальчик глянул на лягушек, раскрыл рот от удивления и густо покраснел: все три его лягушки были совсем не голубые, а обыкновенного лягушечьего цвета — серо-буро-коричневые.

Но отец мальчика сказал:

— Нечего вам смеяться над мальчишкой: ведь он ловил лягушек в то время, когда они урчали. Это обыкновенные травяные лягушки, лягушки-турлушки. Они некрасивы. Но когда их освещает весеннее солнце и они поют, — они очень хорошеют: становятся нежно-голубого цвета.

Не всякий из вас это видел.