Приоритетный проект создание комфортной городской среды. Федеральный проект "формирование комфортной городской среды". Всероссийское селекторное совещание

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

О бюджетных ассигнованиях на реализацию проектов по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях Постановление от 7 марта 2018 года №237, распоряжение от 6 марта №387-р. Из резервного фонда Правительства России выделяются средства в размере 5 млрд рублей на реализацию проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Господдержка позволит обеспечить реализацию таких проектов не менее чем в 80 малых городах и исторических поселениях.

25 декабря 2017 , Об изменениях в порядке предоставления субсидий на поддержку региональных и муниципальных программ формирования современной городской среды Постановление от 16 декабря 2017 года №1578. Внесёнными в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам на поддержку государственных программ субъектов Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды изменениями установлены порядок и условия проведения рейтингового голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству. Это позволит органам власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления подготовить пятилетнюю программу формирования комфортной городской среды, которая будет максимально соответствовать интересам жителей муниципальных образований.

27 сентября 2017 , Общие вопросы реализации национальных проектов О промежуточных итогах приоритетных проектов по направлениям: «Ипотека и арендное жильё», «ЖКХ и городская среда», «Безопасные и качественные дороги», «Экология», «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

18 апреля 2017 , Дорожное хозяйство Об изменениях и дополнениях в паспортах приоритетных проектов «Безопасные и качественные дороги», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг»

13 февраля 2017 , Экономика городов. Городская среда Об утверждении Правил предоставления субсидий на поддержку государственных программ субъектов Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды Постановление от 10 февраля 2017 года №169. Утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на поддержку государственных программ субъектов Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды. В федеральном бюджете на 2017 год на эти цели предусмотрены средства в объёме 20 млрд рублей.

8 февраля 2017 , Экономика городов. Городская среда О решениях по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

25 января 2017 , Экономика городов. Городская среда Брифинг Михаила Меня по завершении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам О ходе реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

25 января 2017 , Экономика городов. Городская среда О ходе реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

5 декабря 2016 , Экономика городов. Городская среда Утверждён паспорт приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Формирование комфортной городской среды» Ключевая цель проекта – обеспечить комплексное развитие современной городской инфраструктуры на основе единых подходов.

21 ноября 2016 , Дорожное хозяйство О паспортах приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития «Безопасные и качественные дороги», «ЖКХ и городская среда», «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

В феврале текущего года Правительство РФ предприняло шаг навстречу развитию комфортной, эргономичной, продвинутой городской среды (Постановление Правительства РФ №169 от 10 февраля 2017 г.), который может стать переломным моментом в истории развития российских городов.

Речь в данном Постановлении идет о новом подходе к распределению федеральных субсидий между дотационными субъектами РФ, направленных именно на поддержку программ развития современной городской среды. За несколько месяцев до того, в ноябре 2016 года, была принята и начала внедряться приоритетная программа «Формирование комфортной городской среды», обозначавшая основные направления предпринимаемых в ближайшем будущем действий.

Предполагается, что основная часть всего бюджета программы будет выделена из федеральной казны, оставшуюся часть расходов покроют сами регионы. В 2017 году заложены суммы 20 и 10 миллиардов рублей соответственно. Однако это общие цифры, в регионах эти соотношения могут отличаться. Например, в Республике Коми это соотношение будет выглядеть как 51 на 49, а в Крыму все 100% покроет госбюджет.

В документе также распределяются приоритеты внутри городов. В частности, предусматривается, что две трети выделенных субсидий должны быть направлены на развитие дворовых территорий, и лишь одна треть – на парки, скверы, пешеходные зоны и т. д. Это несомненно добрый знак. Наши дворы уже давно должны уйти от привычной схемы «детские качели плюс столик для домино», и это в лучшем случае, и стать местом, где жители, особенно маломобильные, могут качественно проводить время, заботясь о своем здоровье, общаясь друг с другом и т.д.

Еще одна особенность программы – высокий уровень вовлеченности городских жителей в процесс выбора проектов. Для того чтобы получить субсидию, претенденты должны будут предоставить отчеты о проведенных собраниях горожан, о работе общественных комиссий, в ходе которых определялись основные направления деятельности по формированию общественных пространств. Кто, если не жители, знают о нуждах местных подростков, любителей животных, пожилых людей? Открытый диалог между градостроителями и обществом – это перспективный способ выделения приоритетов в программах по развитию городской среды.

Более того, на мой взгляд, таким образом создается полезный прецедент участия жителей в решении проблем коммунального обустройства, что в дальнейшем может вылиться в плодотворную дискуссию о способах решения накопившихся проблем ЖКХ, безопасности, досуга молодежи и т.д. Для того чтобы избежать вкусовщины и прочих крайностей, необходимо установить баланс отношений по принципу «треугольника»: городские власти – экспертное сообщество – горожане, в том числе представители бизнеса, способные осуществлять реальный вклад в развитие городских структур.

Первые шаги, предпринятые за последнее десятилетие в крупных городах России, уже показали неплохой результат. Среди наиболее ярких проектов можно отметить следующие:

  • Работа Совета по развитию общественных пространств в Москве.
  • Реконструкция парка Горького в столице, а также перестройка Триумфальной, Театральной площадей и площади Революции.
  • Комплексные площадки «Дивный город», «Лахта», «Новая Голландия» и т.д. в Санкт-Петербурге, где горожане не только отдыхают семьями, но и имеют возможность приводить детей на развивающие мероприятия.
  • Различные арт-центры, музеи под открытым небом антикафе и т.п. в крупных городах России, таких как Самара, Казань, Пермь и др.

Однако еще рано говорить о результатах изменений в инфраструктуре российских городов, поскольку для нас все только начинается. Обращение к статистике зарубежного опыта строительства комфортной городской среды внушает оптимизм. Например, чего стоит доклад управляющей компании Central Park Conservancy о том, что центральный парк Нью-Йорка спровоцировал увеличение рыночной стоимости близлежащей недвижимости на 11,5 млрд. долларов! Кроме того, расположенные в этой общественной зоне коммерческие объекты создают дополнительный налоговый поток величиной в 400 млн. долларов в год.

В целом для нас очевидно, что общественные пространства, являясь центрами притяжения городских жителей, дают не только финансовый результат, но и становятся факторами декриминализации и культурного оздоровления городской атмосферы. Новый тренд в государственной политике дает надежду, что наши города ожидает серьезная социальная реформация.

«Формирование комфортной городской среды» – приоритетный проект Минстроя, инициированный партией «Единая Россия» и рассчитанный на 2017–2022 годы. За это время власти собираются комплексно благоустроить все дворы и общественные пространства во всех муниципалитетах страны с населением более 1 000 человек. При этом дворы, которые нуждаются в ремонте, будут выбирать сами жители.

В Белгородской области в 2017 году в программе поучаствуют четыре муниципалитета – Белгород, Губкин, Белгородский и Шебекинский районы.

Почему только эти четыре муниципалитета?

Их выбрал областной департамент ЖКХ на основе обозначенных Минстроем критериев. В 2017 году среди них было несколько обязательных:

1) Участие в программе областного центра

2) Участие в программе моногорода

Белгородский и Шебекинский районы выбрали потому, что на этих территориях в 2016 году активно выполнялись программы капремонта многоэтажек. Кроме того, эти муниципалитеты захотели софинансировать проект.

Во сколько обойдётся проект и кто платит?

Проект реализуют на условиях софинансирования: более 263 млн – это федеральная субсидия и 135 млн – деньги регионального бюджета. Ещё 76 млн 830 тыс. добавят муниципалитеты. Таким образом общий бюджет для Белгородской области на 2017 год – 475 млн 664 тыс. руб . Из них две трети потратят на ремонт дворов и ещё треть – на обустройство общественных пространств.

Фото Елены Байтингер

Как будет выбирать дворы для программы?

Если раньше люди думали, что чиновники выбирают, какой двор ремонтировать, а какой нет, то теперь жители сами будут это определять . Каждый может принести в местную администрацию или управление ЖКХ заявку с предложением благоустроить свой двор. Во всех муниципалитетах создали комиссии, куда вошли старшие по домам, представители общественных движений и т. д.: они рассмотрят заявки и сформируют так называемый адресный перечень – список дворов, которые будут ремонтировать. Главный критерий опять же – свежий капремонт домов.

А что будут делать с двором?

Как именно благоустроить конкретный двор, будут решать на собрании собственников, причём не только жилых помещений, но и магазинов, офисов – всех, кто пользуется двором. Когда перечень работ утвердят, местное управление архитектуры нарисует дизайн-проект, который жители опять же смогут обсудить на собраниях и внести свои коррективы – каждый сможет повлиять на ход благоустройства. Если люди не смогут договориться, собрание проведут повторно, и большинством голосов примут окончательный вариант проекта. Дальше к делу подключится подрядчик, который должен справиться со всеми работами до конца 2017-го.

А я при чём?

Проект предполагает участие в благоустройстве горожан – либо финансовое, либо трудовое. Это значит, что жителям не возбраняется самим скинуться, к примеру, на дополнительное игровое оборудование или саженцы растений для клумбы. Впрочем, это необязательно: проведение субботников и поддержание благоустроенного двора в чистоте тоже засчитываются. Желание или нежелание жителей следить в дальнейшем за своим двором – одно из условий, которое может существенно повлиять на принятие от них заявки.

Как именно преобразятся дворы?

Есть обязательный и дополнительный перечни работ. В обязательный входят ремонт проездов, тротуарных дорожек, установка лавочек и урн, освещение и т. д. В перечне необязательных работ – озеленение, обустройство дополнительных парковочных площадок, установка спортивного или детского оборудования – то, что выберут сами жители.

Фото Наталии Козловой

Сколько дворов отремонтируют в 2017-м?

Точной цифры пока нет – всё зависит от количества заявок и бюджета. В среднем ремонт одного двора обходится в 6–8 млн рублей, но большой двор в новостройке может потребовать все 20 млн. Поэтому комиссия при участии горожан будет выбирать: сделать ли один огромный двор за 20 млн или потратить эти деньги сразу на четыре двора в хрущёвках. В областном департаменте ЖКХ рассчитывают в этом году благоустроить около 40 дворов.

Что обустроят кроме дворов?

В рамках программы обустроят также территории общественного пользования (к примеру, набережные) – по одной в каждом муниципалитете. Уже сейчас жители могут подавать заявки и предлагать на рассмотрение комиссии те или иные общественные пространства. На их благоустройство потратят около 158 млн рублей из бюджета проекта.

Например, в Белгороде жители города могут предложить свой вариант общественной территории, которая будет благоустроена в этом году. Голосование проводится на портале «Активный горожанин» . Предложения как по дворам, так и по общественной территории принимаются до 10 апреля.

А что с парками и скверами?

Обустройство парков и скверов – это отдельный проект с отдельным финансированием, рассчитанный на города с населением от 250 тыс. человек. В этом году в Белгородской области под программу попадёт только парк им. Ленина в Шебекино – как единственный парк в этом муниципалитете. На его благоустройство потратят 11 млн рублей: 3,5 млн даст регион, 7,5 млн – федеральная субсидия. Если парков в муниципалитете несколько, выбирать один из них будут горожане (в следующем году).

Что потом?

Потом региональные власти разработают пятилетнюю программу на 2018–2022 годы. В ней поучаствуют все муниципалитеты, все населённые пункты, где живёт более 1 000 человек. Сколько федеральных субсидий получит регион на следующий год, зависит от того, как проведут программу в 2017-м. В конце года созданная при губернаторе комиссия выберет из отремонтированных дворов Белгорода, Губкина, Шебекинского и Белгородского районов два лучших, проекты которых направит в Минстрой. Там сформируют рейтинг, на основе которого распределят субсидии на будущий год. Пока никаких цифр на 2018-й нет, как нет и критериев, по которым регионы должны будут определять муниципалитеты для участия.

Елена Байтингер