Беседа осенние хлопоты человека осенью. Занятие по окружающему миру, тема: «Осенние хлопоты человека. Виды детской деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

  • Обобщить и систематизировать представление детей об осени по основным, существенным признакам. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно. Подвести детей к выводу, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных.
  • Формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями.
  • Принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, инициативно высказываться на темы из личного опыта, активизировать имеющиеся знания, самостоятельно рассуждать.
  • Закреплять умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; упражнять в подборе однокоренных слов, синонимов и антонимов. Продолжать формировать умение выразительно читать стихи.

Предшествующая работа:

  • наблюдения во время прогулок;
  • чтение художественных произведений;
  • разучивание стихов и песен об осени;
  • прогулки в лес с родителями.

Материалы и оборудование:

  • украшенный зал: лесная поляна, пруд, «волшебный» муравейник, осенние листья на ковре и в корзине;
  • игрушки: утка с утятами, белочка, ёжик, грибы;
  • персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  • презентация «Осенняя экскурсия в природу»;
  • CD-диск «Пора листопада».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие сопровождается показом презентации, на большом экране меняются слайды с картинами осени.
Под звуки музыки П.И. Чайковского «Осенние песенки» дети обходят сказочную полянку, останавливаясь и любуясь отдельными экспонатами, а затем рассаживаются на брёвнышках и пеньках.

Педагог.

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Не касаясь сосен
И ёлочек. Я...(осень) .

Дети отгадывают загадку.

Педагог. Правильно! Дети, какое сейчас время года?

Дети. Осень.

Педагог. Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку.

Дети. Три. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Педагог. Вы сказали, что сейчас осень. Почему? Назовите признаки осени. Докажите мне, что на улице сейчас осень, а то я думаю, что там лето. Я сейчас пойду купаться на пруд в Кузьминки и буду загорать.

Дети методом рассуждения, доказательства убеждают педагога этого не делать. Называют признаки осени.

Дети. На улице стало холодно, люди тепло одеваются. Часто идут холодные, моросящие дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают. Началось расцвечивание листьев.

Педагог. Вот вы сказали, что листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Это явление природы как называется?

Дети. Листопад.

Педагог. Как опадают листья? Как летят? С чем их можно сравнить?

Дети. Листья опадают тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолётики, вертолётики, парашютики.

Педагог. А почему деревья сбрасывают листья?

Дети. Они так готовятся к зиме.

Педагог. Где сейчас больше листьев: на деревьях или на земле?

Дети. На земле.

Педагог. Как происходит сбрасывание деревом листа?

Дети. Ветер отрывает.

Педагог. Представьте себе, дети, что листья с деревьев не опадут, и придёт зима, выпадет много снега. Что будет? Что может случиться?

Дети. Снег тяжёлый, и веточки под тяжестью снега станут гнуться и ломаться.

Педагог. Да, дети, тогда весной лес будет стоять голый. Не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от палящего солнца и от людей. Что ещё может произойти, как вы думаете? Вспомните, что выделяют зелёные листочки?

Дети. Кислород. В воздухе не будет кислорода. Людям и животным нечем будет дышать.

Педагог. Вот видите, что может произойти. Какие ещё признаки осени вы знаете?

Дети. Птицы собираются стаями и улетают на юг.

Педагог. Почему?

Дети. Им нечего есть.

Педагог. Как так нечего есть? Всё лето они были сыты, а теперь еды нет.

Дети. Стало холодно, и все насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под листочки.

Педагог. Как готовятся к зиме люди? Животные?

Дети. Люди убирают урожай и заготавливают еду на зиму и для себя, и для домашних животных.

Педагог. А дикие животные готовятся к зиме? Как?

Дети. Белочка сушит грибы, собирает орехи, жёлуди. Медведь много ест и накапливает жир, присматривает себе берлогу. Ёж носит на своих иголках к себе в норку яблоки, грибы, листья, мох.

Педагог. Ребята, вы что-то не то говорите. Подумайте, ведь ёж спит всю зиму. Для чего ему нужны яблоки и грибы?

Педагог. Молодцы! Правильно! Ребята, осень бывает разная. Какая?

Дети. Золотая и поздняя «золушка». Поздняя «золушка», когда все деревья будут голые.

Педагог берёт корзину с листьями, достаёт из неё красивый лист.

Педагог.

Кто-то бросил мне в ладоши, посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко, пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку, на окошко заманил?

Посмотрите-ка, сколько у меня в корзине таких писем. Как можно назвать эти письма?

Дети. Листок, листочек, листья.

Педагог. Какие листья?

Показывает листья: кленовый, дубовый, берёзовый, осиновый и т.д. Дети называют листья.

Педагог. Образуйте родственные слова от слова «лист».

Дети. Лист, листок, листик, листочек, лиственный, лиственница, листопад.

Физкультминутка. Народная потешка «У Маланьи, у старушки...» с музыкальным сопровождением.

Педагог. Кто из вас был в выходные дни в лесу? Понравилось ли вам в лесу? Почему вам понравилось в лесу?

Высказывания детей, творческие рассказы (см. Приложение 1 ).

Педагог. Молодцы! Хорошие получились рассказы. А теперь, дети, подберите родственные слова к слову «лес». Назовите «лес» ласково.

Дети. Лесок, лесочек.

Педагог. Кто охраняет, ухаживает за лесом?

Дети. Лесник, лесничий.

Педагог. Кто выращивает лес?

Дети. Лесовод.

Педагог. Как зовут сказочного героя?

Дети. Лесовичок.

Педагог. Как называют небольшой лесок между двумя большими лесами? Молодые деревца в лесу?

Дети. Перелесок, просека, подлесок.

Педагог. Как называются ягоды, которые растут в лесу? Назовите их.

Дети. Лесные. Черника, брусника, костяника, голубика, морошка, малина.

Педагог. Тропа в лесу какая? Как по-другому можно сказать это слово?

Дети. Лесная. Тропа, тропинка, тропиночка, тропочка.

Педагог. Ребята, вы много гуляете, наблюдаете за явлениями природы, бываете в лесу, на участке детского сада. А какая сейчас земля?

Дети. Она холодная, сырая, тяжёлая, липкая, грязь. Она разноцветная, покрыта пёстрым волшебным ковром.

Педагог. Почему волшебным?

Дети задумались.

Педагог. Вспомните нашу последнюю прогулку. Тогда у нас происходили чудеса! Когда Дима прыгал по разноцветному ковру, у него из-под ног, из-под листочков послышалось: «Ой-ой-ой, на меня Дима наступил, чуть меня не раздавил». Мы подняли листочки и нашли там…

Дети. Жука.

Педагог. А из-под ног Сашеньки, которая лёгкая, как пушинка, кто-то пропищал: «Ой-ой-ой, на меня Саша наступила, чуть меня не раздавила». Мы подняли листочки и кого увидели?

Дети. Божью коровку.

Педагог. Ребята, почему мы говорим, что ковёр из листьев волшебный?

Дети. Он может передвигаться с одного места на другое. Его ветер легко переносит, перемещает.

Физкультминутка. Народная потешка «Лиса рожью шла» с музыкальным сопровождением.

Педагог. Ребята, усаживайтесь поудобнее, можете лечь. Вам что-нибудь напоминают кучи из листьев, которые вы сгребаете на участке, помогая дворнику?

Дети. Муравейники. Только они разноцветные.

Педагог. Знаете, что я сделала в выходной день, когда была в лесу. Подошла к одному из таких муравейников и просунула руку под листья. А там тепло, даже жарко. Как вы думаете, почему?

Если дети не ответят, отвечает педагог.

Дети. Листья гниют, преют.

Педагог. Но это не всё. Я наткнулась на что-то острое и уколола руку. Как вы думаете, обо что?

Дети. О палочки, о сосновые и еловые иголки.

Педагог. Там заснул ёж! Когда я вынула ладошку из волшебного муравейника, остался вход в норку, и оттуда запахло грибами, яблоками.
Вот сколько чудес и разных встреч преподносит нам осень. А сейчас поиграем, поупражняемся в подборе прилагательных к существительному «осень». Осень какая?

Дети. Ранняя, золотая, рыжая, золотистая, багряная, дождливая, хмурая, унылая, разноцветная, красивая, грустная, пёстрая.

Педагог. Золотую осень очень любил А.С. Пушкин. Он написал много стихов про осень. Вот одно из них.

Педагог читает стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье...»

– А теперь, ребятки, подберите действия к слову «осень». Осень что делает?

Дети. Приходит, наступает, наводит грусть...

Педагог. Подберите предметы к признакам. Про что можно сказать: осенний, осенняя, осеннее, осенние?

Дети. Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес;
осенняя – погода, ночь, одежда, сырость;
осеннее – небо, пальто, дерево, увядание;
осенние – каникулы, листья, заморозки, дожди.

Педагог. Подберите глаголы к слову «листья». Листья что делают?

Дети. Желтеют, увядают, опадают, осыпаются, засыхают, расцвечиваются; под ногами шуршат, шелестят, шепчутся, перешёптываются...

Педагог. Ребята, вы любите сами придумывать шутки-чистоговорки. Я буду говорить первую строчку, а вы заканчивайте.
Ёжик, ёжик, где ты был?

Дети. За грибами я ходил.

Педагог. Эй, лисичка, где гуляла?

Дети. На полянке танцевала; под листочком я лежала; я за зайчиком бежала; я курочек воровала.

Педагог. Эй, щеночек, где ты был?

Дети. В лесу бабочек ловил.

Педагог. Эй, козлёнок, где ты был?

Дети. Из ведра водичку пил.

Педагог. Молодцы, ребята! Давайте вспомним и прочтём стихи про осень.

Педагог. Дети, о чём мы сегодня говорили?

Дети. Мы говорили о золотой осени, сочиняли шутки, образовывали разные слова, составляли рассказы, читали стихи об осени.

Педагог. Да, дети, мы сегодня говорили о золотой осени, но совсем скоро наступит поздняя осень. Как в народе её называют?

Дети. «Золушка в лохмотьях».

Педагог. Я думаю, что мы хорошо отдохнули на лесной полянке, полюбили осень, почувствовали запах прелых листьев, их шелест, запах земли, цвет воздуха. Теперь можно и домой отправляться.

Звучит музыка, дети прощаются и покидают зал.

Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, логопед группы, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность: в условиях образовательного процесса в МБДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта .

Задачи:

обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;

развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;

расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

способствовать развитию памяти, восприятия;

воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;

расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой) ;

заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Подготовительный этап

составление плана совместной работы с детьми, родителями;

разработка конспектов НОД;

подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;

подбор художественного материала;

подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья» , Ягоды, грибы», «Осень» ;

оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;

беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

План работы с детьми по осуществлению проекта

«Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла!» »

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим:

«Осенний лес. Дары леса»

«Приметы осени»

«В гости к осени»

Конструирование и ручной труд из природного материала:

«Бабочка» (из листьев)

«Жар – птица» (из листьев)

«Лесовичок» (из шишек, желудей)

Беседы:

«Что мы знаем о лесе» , «Почему деревья сбрасывают листья» ,

«Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цикл наблюдений:

За изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)

За красотой и богатством осенних красок

За цветником

За перелетными птицами

За насекомыми

За деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада» ,

«Ищем приметы осени»

Экспериментирование:

«Опыты с глиной и песком»

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по темам:

«Мы гуляли на участке»

«Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц.

Словесные игры: «Опиши словами осень!» , «Осень в лесу» ,

«Вспомни – назови» , «Один – много» , «Будь внимательным» , «Осенние деревья» , «Подбери действие» .

Чтение художественной литературы:

Пословицы, поговорки, загадки об осени

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

А. Плещеев «Скучная картина»

К. Бальмонт «Осень»

Н. Сладков «Осень на пороге»

Е. Благинина «Улетают, улетели»

Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»

А. Ерикеев «Наступила осень

Л.Толстой «Дуб и орешник»

З.Федоровская «Осень»

К.Ушинский «Осенняя сказка» , «Спор деревьев»

Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»

Социально – коммуникативное

развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян» , «Семья – Собираемся на прогулку в лес» , «Семейный праздник» .

Дидактические игры: «Грибная полянка» , «Времена года» , «Узнай по описанию» , «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!» , «Что было бы, если из леса исчезли…»

«С какой ветки детки?» , «Найди дерево по описанию» ,

«Знатоки осенней природы» , «Следопыты» .

Игры – драматизации: «Репка» , «Под грибом» , «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме» , «Прятки» (Д. Коренева)

«Гриб – боровик» (инсценирование с использованием театра из бросового материала)

Настольно – печатные игры: «Времена года»

Трудовая деятельность:

участие в субботнике «Чистый город»

сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)

уборка опавшей листвы

подготовка клумбы группового участка к зиме

укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

«Осенние деревья»

Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»

Рисование:

«Нарядные грибочки»

«Золотая осень» (пейзаж)

«Деревья осеннего леса»

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Самостоятельная художественная деятельность:

Аппликация «Ветка рябины»

Рисование «Чем нам осень нравится»

«Наш участок осенью»

«Как звери готовятся к зиме»

Иллюстрирование книжки – малышки «Осень бродит по дорожке…»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Пение:

«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой

«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой

«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой

Музыкальная игра с пением:

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»

Самостоятельная музыкальная деятельность:

«Сочини песню об осени»

«Сыграй песенку дождя»

Досуги, развлечения:

«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень»

«Осенний праздник»

«Заглянула Осень в сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений об осени)

Физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»

«Я знаю 5 названий!»

«Осенние листочки»

«Вороны и собачка!»

«Перелёт птиц»

«Гуси – лебеди»

Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

«Клён»

  • Ветер тихо клён качает

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели…

«Грибы» :

Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,

Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)

Мероприятия по работе с родителями:

Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной» ;

Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала) ;

Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;

Конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние фантазии» ;

Организация выставок детских работ;

Совместное творчество детей и родителей в изготовлении книжки – малышки;

Привлечение родителей к созданию фотогазеты «Осень – славная пора!»

Продукт проектной деятельности:

семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала;

альбом с загадками «Осень» ;

гербарий «Деревья, кустарники» ;

презентация проекта

досуг –осенний праздник «Заглянула Осень в сад» ;

Результаты проектной деятельности:

в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;

на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;

появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;

большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Перечислим осенние месяцы — сентябрь, октябрь, ноябрь. Раннюю осень называют золотой: травы, листья на деревьях и кустарниках будто покрываются золотом. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.

В прохладном, прозрачном воздухе летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки недолгого «бабьего лета». Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.

В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.

Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы. Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние — более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу.

Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые.

Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая — куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень.

Станет пасмурной река —

Третья верная примета.

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж, жди не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь —

Значит, наступила осень.

Вопросы и задания

1. Сколько примет осени перечислено в стихотворении? Вспомните и назовите их.

2. Составьте рассказ о времени года с опорой на план:

— Осенние месяцы.

— Приметы ранней и поздней осени.

— Животный мир (подготовка к зиме).

— Осенние работы людей.

Игра «Четвертый лишний»

Подчеркните лишнее слово. Объясните свой выбор.

а) Сентябрь, октябрь, ноябрь, март;

б) картофель, яблоко , свекла, морковь;

в) подосиновик, сыроежка, рябина , груздь;

г) грач, стриж, ласточка, воробей ;

д) лиса , белка, горностай, заяц (не меняет окраску);

е) белка, мышь-полевка, заяц , барсук (не делает запасы).

Выучите и выразительно расскажите стихотворение (на выбор).

Щедрая осень

Осень устали не знает.

Заглянув во все сады,

Собирать нам помогает

Ароматные плоды.

Черноплодную рябину,

Наклоняя ветки, рвет,

А в бочонки и кувшины

Льет густой янтарный мед.

Осень! Твой красив убор!

Янтарем горит узор.

Сарафан с цветной каймой,

Полушалок с бахромой

Разукрашен листьями

И рябины кистьями.

А из ягод алых

Бусы, как кораллы!

(Полушалок — шаль небольших размеров.)

Осенью бывают

Ясные деньки.

Листики порхают,

Словно мотыльки.

Нити паутинки

На кустах блестят,

Льется на тропинку

Желтый листопад.

Приходи к нам, осень, в гости!

Приходи к нам, осень, в гости!

Принеси рябины гроздья,

Меду сладкого, густого,

Связку лука золотого,

Яблок спелых и румяных,

Кабачков и баклажанов.

Собери плоды с полей,

Их для нас не пожалей.

Любим мы твои дары.

Нет в году щедрей поры!

Осень в пестром сарафане

Как красива осень

В пестром сарафане!

В чистом небе просинь,

Клен горит, как пламя.

Над водой березка

Золотою свечкой.

И плывут листочки

Вниз по тихой речке.

Улетают птичьи стаи,

Меньше света и тепла,

Листья с кленов облетают,

Значит, осень золотая

В наш родимый край пришла!

Куст настурций

Настурций алый куст

Под окном горит.

Куст и свеж, и густ,

И красив на вид.

Осень серебром

Травы холодит,

Но живым костром

Алый куст горит!

Спасибо тебе, осень,

За щедрые подарки —

За лист узорный яркий,

За лесное угощенье —

За орехи и коренья,

За бруснику, за калину

И за спелую рябину.

Мы спасибо говорим,

Осень мы благодарим!

Осенний лес

Лес осенний красок не жалеет —

Ярки грозди ягод и листы.

То сверкают бронзой, то алеют

Пышные осенние кусты.

Скоро ветер налетит холодный

И сорвет узорчатый наряд,

И в лесу закружится свободный

Золотой осенний листопад.

Он укроет землю покрывалом,

С нею он поделится теплом,

Когда на листве сухой опалой

Заискрится иней серебром.

Листопад

Листики кружатся,

В лужицы ложатся,

Ветки гнутся и шуршат,

Словно шепчут: «Листопад».

Листопад, листопад

Устилает старый сад.

Листья, словно бабочки,

В воздухе порхают,

И крыльцо, и лавочку

Листья устилают.

Листопад, листопад

Устилает старый сад.

Желтые листочки

Водят хоровод,

Падают на кочки

Высохших болот.

На цветы, на травы

И на дно канавы,

Устилая все кругом

Пестротканым полотном.

Осенний букет

Больше нет цветов в бору

И в лесу раздетом.

Листьев кленов принесу

Пышные букеты.

Я домой их принесу,

Ими стол украшу.

И нарядно, как в лесу,

Станет в доме нашем.

Песенка дождя

То сильней, то тише, тише

Дождь стучит по старой крыше.

Дождик песенку поет,

Знает, Аня здесь живет.

Он поет ей: кап-кап-кап,

Что же ты не спишь никак?

Дождь баюкает: бай-бай,

Поскорее засыпай!

Завтра утром выйдешь в сад,

Всюду лужицы блестят.

По дорожкам ты пройдешь,

Про осенний вспомнишь дождь.

Осенний ветер

Узнаёте, дети,

Быстрокрылый ветер?

Смелый и свободный,

Но порой холодный!

Он порывист, весел, скор,

С клена он сорвал убор.

Всюду кружатся, летят

Золотые листья

И укутывают сад

Рыжим мехом лисьим.

Осенние туманы

Невесомые туманы

Ночью лягут на поляны,

На зеленые луга,

На речные берега.

Где туманов покрывало

На сырой земле лежало,

Полегли, поникли травы,

Стали желтыми дубравы.

Птицы улетают

Листья желтые облетают,

Высыхает трава на болотах,

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлету.

И, проедаясь с родными местами,

С опустевшими сжатыми нивами,

Долго кружат они над лесами,

Над крутыми речными обрывами.

Возвращайтесь, птицы, весною,

Когда зеленью лес оденется,

Зашумят молодою листвою

Каждый куст и каждое деревце!

На огороде

Хорошо на огороде

Поработать ясным днем!

Теплый луч по грядкам бродит,

Мятой пахнет чернозем,

Сладко пахнет спелой сливой

И картофельной ботвой,

Медом белого налива

У меня над головой.

Всё поспело, всё созрело.

Щедрый будет урожай!

Здесь для всех найдется дело,

Не ленись да собирай!

Две осени

Уходит осень золотая.

На смену ей идет другая —

Серебряная осень

С грустным шумом сосен,

С черными тропинками,

С голыми осинками,

С первыми снежинками,

С ночным холодком

Да с хрустящим ледком.

Конспект внеклассного занятия на тему "Осень" для детей подготовительной группы детского сада

Автор: Галиулина Надежда Валерьевна, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №156» г.Саратов
Описание материала : Предлагаю Вашему вниманию конспект внеклассного занятия для детей подготовительной группы детского сада. Данное занятие будет интересно воспитателям не только подготовительных, но и других групп детского сада,а также педагогам начальной школы.
Цель: Повторение и закрепление имеющихся знаний.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о времени года - осень, растениях, птицах, овощах;
2. Развивать внимание, зрительную память, мышление, воображение, речь,
3. Воспитывать умение работать в коллективе.
Необходимое оборудование: магнитная доска; картинки с заданиями; цветные карандаши.
Используемая литература: Лелеко А.А. Знакомимся с окружающим миром/ М.:Эксмо, 2014.-48 с.: ил.- (100 шагов к школе) Пособие для развивающего обучения.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку!

(ответы детей)
Воспитатель: Правильно месяцы! А какое сейчас время года? (Ответы детей)


- Давайте вместе вспомним и назовем осенние месяцы!




-Правильно! Расскажите какие изменения в природе происходят осенью? (Помогаем детям сориентироваться, задаем наводящие вопросы о погоде осенью, о сборе урожая и т.д Слушаем ответы детей)
- А ещё осенью птицы улетают зимовать на юг. Давайте посмотрим на картинку и назовем перелетных птиц и тех кто остается с нами зимовать.


(Помогаем детям справится с заданием)
- Молодцы! А теперь мы с вами немного поиграем! . Давайте поиграем в игру «Похлопаем - потопаем».(Физминука) Если то, что я назову, растёт в саду или в огороде, - похлопайте, если нет – потопайте.
Огурцы зелёные.
Пирожки слоёные.
Помидоры спелые.
Девчонки загорелые.
Котята пушистые.
Яблоки душистые.
Груши ароматные.
Тетради аккуратные.
Прищепки деревянные.
Солдатики оловянные.
Красавица- редиска.
Тягучая ириска.
Свежая петрушка.
Творожная ватрушка.
Лучок зелёный.
Сморчок солёный.
Нектарины гладкие.
Сливы кисло- сладкие.
Шоколадные конфеты.
Модные береты.
Тыква, свёкла, кабачок.
Иванушка - дурачок!
Воспитатель: Здорово! Да, ребята! Осень щедра на дары!Посмотрите на картинку, как вы думаете что здесь лишнее и почему?


(Ответы детей)
-А сейчас отгадайте мои загадки!
Вот для птичек теремок
На высокой вишне.
В нем насест и козырек -
Ничего не лишне. (Скворечник)

Эти воры в сад летали,
Много ягод поклевали.
И для них поставил папа
Пугало со старой шляпой. (Птицы)

Плод на ветках тут и там
Сине-фиолетовый.
На варенье хватит нам
Урожая этого. (Слива)

Я бываю розоватой,
Белой, красной, черной.
И с куста меня ребята
Летом рвут проворно. (Смородина)

Птица на крыше
Гнездышко вьет -
Домик всех выше,
Счастье несет.
Птенчиков нежно
Будет учить,
Как безмятежно
В небе парить.
Осенней порою
На юг улетят,
Чтобы весною
Вернуться назад. (Аист)

А теперь мне нужен самый смелый из вас! У меня для него особое задание! (Выбираем кого-то по желанию или при помощи считалочки)
-А задание вот какое! Посмотри внимательно на картинку о соедини линией только съедобные предметы!


(Если ребенок не справляется попросить остальных ребят немного ему помочь).
- Ребята, а кто из вас бывал в лесу? Что вы там видели? (Ответы детей)
Давайте внимательно посмотрим на следующую картинку и ответим на вопросы: что можно делать в лесу, а что нельзя?


- Все вы большие молодцы! Давайте повторим, что же мы сегодня узнали!

Занятие по окружающему миру

Тема: « Осенние хлопоты человека»

Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением овощей различных групп, листы бумаги. Цветные карандаши, краски, цветная бумага.

Методы и приемы:

Беседа, рассказ, наглядный, практический.

Ход занятия:

- Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима?

Что было бы?

(Птицы не успеют улететь на юг, животные не успеют приготовиться к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и зимой не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов, огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.)

Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только то где наступает зима.

Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, тоже много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме.

А как же готовятся люди к зиме? (ответы детей)

Правильно, прежде всего, это сбор урожая.

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением уборки зерновых)

В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью им предстоит заложить это зерно в хранилище. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна.

Богаты закрома земли русской, всю зиму народ будет питаться полезными и вкусными крупами, манной и пшеном, гречкой и перловой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями. Нужна мука - покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная.(показ куп).

Будет сохранено зерно зимой - будет и мука, будет мука – будут макароны, и лапша, рожки и спагетти.

Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенье, и пироги.

Какие овощи собирают на полях?

(Помидоры, огурцы, картофель, баклажаны, свеклу и морковь, капусту, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, редьку и др.)

Рассматривание картинок и рассказы детей о том, какие овощи собирали в деревне и на даче.

Как в вашей семье хранят овощи зимой?

(Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, огурцы и помидоры засаливают в банках, капусту солят в бочках и т. д.)

Однажды я зашла в деревне к бабушке, вижу: у нее много в доме разных пучков трав висят – сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат.

Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (ответы детей)

Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся.

Рассказ воспитателя о лекарственных травах (чабрец, зверобой, душица, липа, плоды рябины, боярышника , крапива)

Хорошо в морозный день посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом.

А в вашей семье заготавливают лекарственные растения?

Осенью у человека еще очень много разных дел.

В огороде люди убирают сухую ботву, убирают листья, золой удобряют почву, вносят удобрения, перекапывают землю, обрезают ветви.

Сегодня на прогулке мы займемся посадкой растений, украсим наш участок новыми деревьями.

А что нужно сделать, чтобы подготовить дом и квартиру к зиме?

Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

(Купить теплое пальто, связать шапку, варежки и др.)

Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме.

Спасибо тебе, земля - матушка, за щедрые дары твои! Не страшна людям зима лютая.

II ч. Прикладная деятельность

А сейчас я предлагаю сделать заготовки на зиму, законсервировать, кто что хочет – ягоды, овощи, фрукты. Воспитатель дает шаблон банки и дети по желанию (рисуют овощи, наклеивают фрукты, варенье и т. д.)