Жизнедеятельность птиц разных экологических групп. Экологические группы птиц по местам гнездования. Ареал обитания африканского страуса

I. Лесные птицы.

1. Древесные. Устраивают гнезда и добывают корм в ветвях деревьев и кустарников. Питаются насекомыми, плодами, семенами, нектаром. К ним относятся дятлы, поползни, щеглы, чижи, клесты, нектарницы, колибри. Имеют короткие широкие крылья.

2. Засадчики. Гнездятся на деревьях, но охотятся в воздухе или на земле, подкарауливая добычу в кроне дерева. Мухоловки ловят насекомых, ястребы – птиц, совы – грызунов.

3. Наземные. Гнездятся на земле, кормятся ягодами и насекомыми. К ним относятся рябчик, глухарь, тетерев.

II. Болотно-луговые птицы.

1. Бродные. Птицы с длинными ногами, длинной шеей и клювом: аисты, журавли, цапли. Населяют болота, заболоченные луга. Гнездятся на земле в зарослях или на деревьях. Кормятся мелкими животными. Хорошо летают.

2. Лазающие. Мелкие птицы, населяющие густые заросли травы. Кормятся, склевывая пищу с поверхности земли или с растений. Летают плохо и от опасности спасаются, лазая в траве. Сюда относятся болотные курочки, коростель, камышовка, кулик.

IV. Птицы открытых пространств.

1. Бегающие. Это обычно крупные птицы на длинных ногах, способные быстро бегать. Некоторые совсем не летают. Питаются растениями и мелкими животными, склевывая их с поверхности земли. Гнездятся только на земле. Представители: страусы, дрофы (рис.31), эму, нанду, куропатка.

2. Летающие. Это быстро и высоко летающие птицы: жаворонок, конек, рябки, орел, сокол, коршун. Кормятся они семенами или мелкими животными. Имеют большие сильные крылья, способны к длительным перелетам и летят с очень большой скоростью, но способны и планировать, высматривая добычу.

Рис. 31. Дрофа

IV. Скальные птицы. Голуби, стрижи, ласточки имеют длинные и острые крылья. Взлетают, бросаясь с высоты вниз. Кормятся в воздухе или на земле.

V. Околоводные птицы.

1. Нырцы. В водоемах проводят большую часть жизни, плавая по поверхности. Корм добывают в воде. Хорошо ныряют, но плохо летают и плохо передвигаются по суше. Представители: кайры, гагары, чомга.

2. Воздушные. Чайки, буревестники, альбатросы летают прекрасно, хорошо плавают, но ныряют с трудом. Рыбу высматривают в полете и бросаются за ней, неглубоко погружаясь.

3. Наземные. Гнездятся довольно далеко от водоемов. Кормятся на водоемах (лебеди, утки) или вблизи них (гуси). Летают хорошо, но в связи с большой массой взлетают с трудом.

VI. Вторичноводные. Только один отряд – пингвины. Конечности изменены в ласты. Обтекаемая форма тела, не летают. Запасание воздуха для ныряния в воздушных мешках. Питаются в основном рыбой, моллюсками, ракообразными.

Приспособление к полету объясняет удивительное единообразие формы тела. Масса птиц от 1.6 г (колибри) до 14-16 кг (лебеди, дрофы, грифы), а у нелетающих птиц до 100 кг (африканский страус). Почти все птицы прекрасно приспособлены к полету, о чем свидетельствуют передние конечности, превратившиеся в крылья, и обтекаемой формы туловище. С туловищем, с помощью длинной подвижной шеи соединена маленькая голова с клювом. В клюве различают нижнюю часть - подклювье иверхнюю часть - надклювье. Челюсти птицы образуют клюв и покрыты роговым чехлом. Размер и форма клюва разнообразна и зависит от выполняемой функции.У основания надклювья располагаются ноздри.По бокам головы находятся глаза, а сзади них- наружные слуховые отверстия. Обтекаемой формы туловище заканчивается хвостом. Задние конечности приспособлены к разному типу движения.

Кожа птиц тонкая, сухая, лишенная желез. Поверхностные слои кожи ороговевают. У основания хвоста находится единственная железа, выделяющая маслянистый секрет - копчиковая. Птицы выдавливают клювом эту жидкость, смазывая ею перья. Это предохраняет перо от воды и сохраняет его эластичность. Роговые образования рептильного типа покрывают пальцы, цевку, когти, часть голени, образуют перья. У летающих птиц перьевой покров составляют пуховые и контурные перья. Контурные перья обладают прочным стержнем. Нижняя часть стержня -очин. Верхняя часть имеет сомкнутое опахало, состоящее из бородок, соединенных крючками друг с другом. Среди контурных перьев различают маховые,формирующие поверхность крыла и удерживающие птицу в воздухе,рулевые, образующие хвост и участвующие в торможении при посадке и управлении полетом и, кроющие, располагающиеся на теле птицы сверху и изолирующие его от холодного наружного воздуха. Под контурными перьями залегают пуховые, которые удерживают нагретый вблизи тела воздух. Для птиц характерна линька. На месте изношенных перьев вырастают новые.

Движения птиц разнообразны: полет, ходьба, прыганье, бег, плаванье, ныряние, лазанье. Своеобразная особенность скелета птиц – легкость и прочность, поскольку он состоит из тонких губчатых сросшихся костей. Позвоночник подразделен на пять отделов. Число шейных позвонков непостоянно – от 10 до 25. Шейные мышцы сложно дифференцированы, что позволяет птицам совершать быстро разнообразные движения. Грудных позвонков обычно не более 10. Они срощены друг с другом в спинную кость, к ним прикреплены ребра. Нижний конец ребра причленяется к краю грудины. Межреберная мускулатура обеспечивает изменение объема полости тела. На грудине расположен хрящевой вырост – киль. Он служит для прикрепления мощных мышц, двигающих крыло. Поясничные, крестцовые и хвостовые позвонки неподвижно срастаются между собой. Череп птиц образован тонкими губчатыми костями Скелет передней конечности видоизменен. Уменьшено число косточек запястья, часть этих косточек сливается с костями пястья, обеспечивая прочную опору маховым перьям. Приспособление к полету выражено и в строении пояса передних конечностей. Лопатки узкие и длинные, срастаются концами с вороньей костью, ключицы срастаются, образуя вилочку. Задние конечности и тазовый пояс на суше поддерживают все тело птицы. Скелет задней конечности образован прочными трубчатыми костями. Большая берцовая кость хорошо развита, а малая редуцирована. Косточки плюсны и предплюсны срослись в единую кость – цевку. Пальцев четыре, один из них отогнут назад.

Большая подвижность и теплокровность птиц требуют потребления большого количества пищи. Корма очень разнообразны. Большая часть птиц относится к двум группам: насекомоядные и зерноядные. Первые питаются различными беспозвоночными, вторые – семенами, плодами и другими частями растения. Много хищных птиц, нападающих на крупную добычу, есть и всеядные птицы. Разнообразие форм клюва отражает пищевую специализацию видов. У птиц во рту нет зубов, но есть подвижный язык, помогающий удерживать добычу, засасывать нектар вытаскивать насекомых и др. В полость рта открываются протоки слюнных желез. Липкая слюна, смачивая пищу, у растительноядных видов частично переваривает углеводы, так как содержит пищеварительный фермент – амилазу. Рот постепенно переходит в пищевод, где у зерноядных находится зоб. В зобу пища задерживается, для более длительного воздействия ферментов слюны. Желудок птиц разделен на два отдела: железистый и мускульный. В железистом пища обрабатывается желудочным соком, а вмускульном, выстланным кутикулой пища размельчается и перетирается благодаря сокращению его стенок. Далее отходит двенадцатиперстная кишка, куда впадают протоки пищеварительных желез. Тонкая кишка образует несколько петель и переходит в прямую кишку, впадающую в клоаку. В конце тонкой кишки образуются парные слепые кишки, содержащие специфическую микрофлору. Более они развиты у растительноядных птиц, у которых и кишечник длиннее. Быстрое переваривание пищи в организме птиц обеспечивает высокий уровень обмена веществ.

Дыхательная система птиц начинается с парных ноздрей, из которых воздух попадает в рот, гортань и трахею, два бронха, каждый из которых ветвится и образует легкое. Органы дыхания птиц состоят из трубчатых легких, соединенных с четырьмя задними воздушными мешками и пятью передними.Во время вдоха наружный воздух поступает в расширяющиеся задние воздушные мешки. Передние мешки, расширяясь, насасывают отработанный воздух из легких, которые заполняются через трахею и бронхи свежим воздухом. При выдохе передние воздушные мешки, сжимаясь, отдают отработанный воздух через бронхи и трахею наружу, а задние воздушные мешки выталкивают воздух в легкие. Таким образом, легкие птиц не только при вдохе и выдохе заполняются свежим воздухом, но, что важнее, воздух по ним проходит все время в одном направлении. Помимо интенсификации дыхания, воздушные мешки, располагающиеся между внутренними органами, предотвращают перегрев организма при интенсивном движении.

Птицы имеют четырехкамерное сердце, состоящее из двух предсердий и двух желудочков. Венозная кровь собирается по венам в правое предсердие и переходит в правый желудочек, от него по легочной артерии попадает в легкие. Насыщенная кислородом кровь по легочной вене приходит в левое предсердие, из него в левый желудочек, откуда начинается аортой большой круг кровообращения. Высокая интенсивность обмена веществ поддерживается частотой сокращения сердца до 1000 в минуту и высоким кровяным давлением.

Выделение продуктов распада и регуляция водного обмена осуществляется также как у рептилий. Эти адаптации позволяют удалять из организма ненужные вещества при минимальном расходе воды.

Центральная нервная система характеризуется хорошо развитыми большими полушариями переднего мозга. Особенно увеличены крупный промежуточный мозг, крупные доли среднего мозга и мозжечек. В целом, возрастает общая масса головного мозга по сравнению с массой тела. У птиц основным органом, обеспечивающим ориентацию во внешней среде, являются органы зрения. Нет ни одного вида птиц с редуцированными глазами. Глаза очень крупные, что обеспечивает остроту зрения. Все птицы имеют цветное зрение. Хорошо развиты веки и мигательная перепонка. Орган слуха служит для ориентации в пространстве и общения. По сравнению с рептилиями, лучше развито внутреннее ухо, возрастают размеры среднего уха. Барабанная перепонка погружена ниже уровня кожи, к ней ведет наружный слуховой проход. Обоняние и вкус развиты достаточно хорошо и многие виды используют их для поиска пищи.

Органы размножения самцов – парные семенники, у самок развит только один левый яичник, что можно рассматривать как приспособление к полету для облегчения массы тела. Оплодотворение происходит в задней части яйцевода, после этого яйцеклетка перемещается по направлению к клоаке, постепеннопокрываясь слизистой, кожистой и скорлуповой оболочкой. На тупом конце яйца последние две оболочки расходятся, образуя воздушную камеру. Ко времени откладки яйца зародыш представляет собой диск, плавающий на огромном по сравнению с ним желтке. Яйца откладываются по одному с интервалом в несколько дней, но вылупление птенцов происходит почти одновременно, поскольку развитие зародышевого диска начинается только с началом насиживания, после откладки последнего яйца. К концу инкубационного периода желточный мешок с остатками желтка втягивается в брюшную полость, зародыш прорывает оболочки в воздушную камеру и начинает дышать легкими. В течение всего времени взрослая птица сидит на гнезде, согревая кладку. Насиживание может продолжаться недолго (10-12 дней у воробьиных птиц), и тогда птенцы выходят из яйца не вполне сформированные, беспомощные, слепые, голые. Такие птенцы долгое время остаются в гнезде, а родители кормят и обогревают их. Если насиживание продолжается дольше (страусы, курообразные), то птенцы, обсохнув, сразу могут следовать за родителями.

Цель: изучить экологические группы птиц, систематизировать знания учащихся о многообразии птиц.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о многообразии птиц, раскрыть особенности строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп (птицы водоемов, болотные, дневные хищники, ночные хищники, или совы);
  • продолжить формирование умений узнавать изученных животных, обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе, определять их роль в природных сообществах, развитие познавательного интереса, развитие устной речи, развитие памяти;
  • продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, работы в группах, парах, самостоятельно, формировать экологическое мышление и культуру.

РСТИЖ, НГВИПИН, ТУКА, ДЕЛЬБЕ, РОДФА, СУРАТС, СЬУГ, СЦАИНИ.

Что общего у этих птиц? В чем различие?

2. Перечислите признаки класса птиц. Проверяем ответы учащихся:

  1. Тело покрыто перьями.
  2. Передние конечности превращены в крылья.
  3. Клюв без зубов.
  4. Быстрое пищеварение.
  5. Облегченный скелет (полости в костях).
  6. Теплокровность.
  7. Особое дыхание (воздушные мешки).
  8. Есть киль.

Какой вывод можно сделать: благодаря этим приспособлениям птицы способны летать .

3. Проблема:

  • Все ли птицы летают? Какие способы передвижения птиц?
  • Где место обитания?
  • Как далеко летят?

А это значит, что птиц много и по различным признакам они образуют группы, которые живут в определенном месте окружающей среды., т.е. в экологической среде, следовательно мы сегодня будем говорить об экологических группах птиц.

Что же мы сегодня должны узнать? (Деление птиц на группы, характерные признаки разных экологических групп). Запись на доске.

Тема урока: Экологические группы птиц.

III. Актуализация знаний.

1. Поиск решения:

– На какие группы можно разделить птиц в зависимости от строения и характера жизнедеятельности?

А какие главные отличия вы бы выделили у них? (Бегают, плавают, летают)

Назовите к какому виду они относятся по способу передвижения

Экологические группы по типу передвижения: летающих, плавающих и бегающих птиц

Вывод: Все птицы делятся на три группы: бегающие, плавающие и летающие.

Деление учащихся на группы – встаем в круг, физкульт – пауза, учитель делит учащихся по порядку на шишки, желуди, орехи, апельсины – 4 группы

2. В процессе эволюции птицы приспособились к разнообразным условиям существования и дали начало большому разнообразию птиц. В зависимости от строения и жизнедеятельности птицы делятся на группы.

Прочитайте текст на стр. ___–___ и заполните таблицу. Время 4 минуты.

Экологические типы птиц.

Работа с таблицей. Задание в конверте (разрезанные квадраты с характерными признаками)

Экологическая группа Представители Признаки
Описание крыльев Масса и размер тела Описание оперения
Птицы степей и пустынь Страус, дрофа, цесарка Крылья малы и слабы, без маховых перьев, Птицы средних или крупных размеров Перьевой покров рыхлый.
Болотные Цапля, аист, выпь Хорошо развиты, большие, широкие. Мелкие, средние, крупные. Перьевой покров рыхлый, небольшое количество пуховых перьев.
Птицы водоемов и побережий Гага, лебедь, баклан, чомга, кряква, гусь Хорошо развиты. Средние и крупные, но меньше, чем наземные. Пуховых перьев нет. У всех перья жесткие, плотные, налегают друг на друга. Могут смазывать выделениями копчиковой железы.
Птицы леса Дятел, сова, глухарь Широкие, хорошо развиты, приспособлены к лазанью по деревьям Средние и мелкие Разнообразное (жесткое, мягкое)
Дневные хищники Ястреб, скопа, сокол, орел. Сильные крылья, Крупные, средние, мощные папы, снабженные острыми, в виде крючков, когтями. Крупные перья, на ногах оперенье
Ночные хищники Сова, серая неясыть, филин. Мягкие маховые перья покрыты ворсинками – приспособление к бесшумному полету Крупные, средние Оперенье мягкое, обильное, на ногах оперенье
Наземные килегрудые птицы Крылья короткие, не совершают перелетов. Округлое плотное тело Оперенье сплошное, расположено плотно, имеются маховые и рулевые крылья
Пингвины Хохлатый пингвин, пингвин Адели, Крылья превратились в ласты, лапы с плавательными перепонками Тело напоминает подводную лодку. Перья мелкие, плотные, перекрывают друг

Наклейте на лист соответствующие надписи.

Географическое распространение птиц исключительно широко, птицы приспособились к самым разнообразным местам обитания и заселяют всю поверхность планеты. Больше всего птиц, 80%, обитают в тропиках.

Вывод: Птицы делятся на экологические группы по месту обитания.

3. В зависимости от времен года в жизни птиц происходят изменения. Размножение, перелеты. Почему одни птицы улетают в теплые края, другие остаются, а третьи кочуют? Откройте учебник на стр. ___ (2–4 абзацы и стр. ___. 1 абзац). Прочитайте. Рассмотрите эти группы и дайте им характеристику. Время 3 минуты.

Вывод: птицы делятся на перелетных, кочующих и оседлых в зависимости от времен года.

IV. Выражение решения.

Доклад учащихся о миграции птиц с использованием ЦОР.

V. Закрепление.

Определите по фото, какие птицы изображены на рисунках.

VI. Контроль знаний.

    Характерные признаки бегающих птиц:
    А – перья на крыльях рыхлые, мягкие.
    Б – заостренные крылья
    В – короткие ноги
    Г – хорошо развит киль

    Характерные признаки плавающих птиц:
    А – грудная кость без киля
    Б – хорошо развиты ноги
    В – заостренные крылья
    Г – короткие ноги, находятся на заднем конце туловища

    Характерные признаки летающих птиц:
    А – перья на крыльях рыхлые
    Б – хорошо развит киль
    В – киль отсутствует
    Г – крылья превращены в ласты

    Широкий клюв, с расположенными по бокам “зубчиками”:
    А – птиц открытых пространств
    Б – лесных птиц
    В – кочующих птиц
    Г – птиц водно-болотных угодий

    Птицы водно-болотных угодий:
    А – фламинго.
    Б – кукушка.
    В – орел
    Г – дятел

VI. Если останется время, есть еще два задания – ЦОР 7 класс.

VII. Рефлексия.

1. Составить «Синквейн»

  1. Существительное – «Птицы»
  2. два прилагательных
  3. три глагола
  4. Фраза состоящая из 4-5 слов.
  5. Эмоциональная точка-слово, выражающее отношение автора к теме обсуждения

2. 23, 23а программа интерактивной доски.

VIII. Домашнее задание.

Кто получил

  • “5” – составят книжки-малышки-загадки о птицах разных экологических групп.
  • “4” – составляют кроссворд.
  • “3” – внимательно прочитать учебный материал на стр. ___ и ответить на вопросы на стр. ___

По месту обитания существует четыре группы птиц:

Лесные птицы отличаются от других групп тем, что они имеют довольно маленькие ноги, а также средних размеров голову. Шеи у них не видно, глаза находятся по бокам.

Птицы побережий водоемов и болот имеет очень длинную шею и длинные ноги. Они нужны им для того, чтобы добывать пропитание на болотах.

Птицы открытых пространств приспособлены к миграции поэтому имеют очень сильные крылья. Их кости весят меньше чем кости других типов птиц.

Последней группой являются водоплавающие птицы которые живут у, или в водоёмах. Эти птицы отличаются достаточно мощным клювом, который помогает им питаться рыбой.

Птицы леса. Большинство современных птиц связано с лесом. Всем известны наши лесные птицы: синицы, дятлы, дрозды рябчики, тетерева, глухари, хорошо приспособленные к жизни в лесах. У них укороченные закругленные крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями.

Среди лесных птиц есть растительноядные (зерноядные), насекомоядные, хищные и всеядные. В зависимости от характера пищи у птиц по-разному развиты клювы и конечности.

Крупные лесные птицы – рябчики, тетерева, глухари – много времени проводят на земле. Сильными ногами, вооруженными крупными когтями, они разгребают лесную подстилку, выбирают семена растений, насекомых, дождевых червей. Сильными клювами скусывают почки, молодые побеги деревьев и кустарников, питаются сочными ягодами черники, голубики, брусники.

Типичным для лесных птиц обликом обладают сорока и ястреб-тетеревятник: сравнительно короткие закругленные крылья и длинный хвост. Эти птицы прекрасно лавируют среди лесных деревьев, обладают вертким полетом. Однако в связи с использованием различной пищи ноги и клювы у них развиты по-разному. Ястреб – хищник: его добычей служат разные мелкие птицы. Сильными ногами, вооруженными мощными когтями, ястреб схватывает жертву, загнутым хищным клювом расчленяет ее. У сороки небольшой конусообразный клюв, который помогает ей питаться разнообразной пищей (быть всеядной): собирать с земли плоды и семена, схватывать насекомых, червей, крупного жука и даже поймать небольшую мышь.

Птицы открытых пространств обитают в лугах, степях, пустынях. Много времени они проводят на земле, разыскивая корм среди растений. У них сильные ноги и длинная шея, позволяющие обнаружить врага на большом расстоянии. Один из типичных представителей степных районов нашей страны – дрофа. Это крупная птица массой 15-16 кг, питается в основном растительной пищей. Обладая покровительственной окраской, она часто затаивается среди растительности, становясь совсем незаметной. Гнездо устраивает на земле, в участках целинной степи. Птенцы выводкового типа. В связи с распашкой целинных степей численность дрофы резко сократилась, и она включена в Красную книгу России.


Типичными птицами открытых пространств являются страусы.

Водоплавающие птицы хорошо плавают, многие ныряют. У них уплощенное лодкообразное тело, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад. По земле передвигаются, неуклюже переваливаясь, утиной походкой. Оперение густое, обладающее водоотталкивающими свойствами: намоканию перьев препятствуют выделения копчиковой железы, которыми птицы тщательно смазывают оперение. Представители водоплавающих птиц – утки, гуси, лебеди.

Типичный представитель водоплавающих птиц – утка кряква, питающаяся на мелководье. По краям ее уплощенного широкого клюва находятся роговые зубчики. При неполном смыкании челюстей через решеточку, образованную зубчиками, утки процеживают воду, оставляя во рту пищевые объекты: рачков, личинок насекомых, мелких рыбок, вегетативные части растений. Питается кряква на небольшой глубине. Иногда, опустив голову в воду, переворачиваясь и выставляя из воды заднюю часть тела, она собирает со дна и отцеживает пищу. Кряквы устраивают гнезда на земле среди растений. Выстилкой для гнезда служат собственные пуховые перья, выщипанные из груди и брюха. В кладке 8-14 яиц. Птенцы выводкового типа.

Птицы побережий водоемов и болот живут на берегах водоемов и на болотах, обладают многими общими чертами строения. У них длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. На топких местах их тело, высоко поднятое над землей, не намокает. Питаются лягушками, рыбой, насекомыми, червями, моллюсками. Передвигаясь по болотам и береговым отмелям, они клювом, как пинцетом, схватывают добычу. Таковы аисты, цапли, кулики. Многие из них гнездятся на берегах, недалеко от воды, другие устраивают гнезда на деревьях. Аисты издавна живут рядом с человеком. Люди заботятся о них, устраивая помосты для гнезд.

Морские птицы – кайры, тупики, чайки – образуют птичьи базары на обрывистых утесах. Они приспособлены к парению над морской поверхностью.

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц; показать приспособленность птиц разных видов выживать в сходных местах обитания; отметить разнообразное значение птиц в природе, обосновать необходимость их охраны, воспитывать положительное отношение к знаниям, развивать умение работать в паре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация урока, карточки-задания для пар, индивидуальные листы для изучения нового материала, диск голоса птиц.

Основное содержание

1. Актуализация ранее полученных знаний.

  1. Назовите черты приспособленности птиц к полёту. (Слайд 1)
  2. Чем выводковые птенцы отличаются от гнездовых? Приведите примеры. (Слайд 2)
  3. По каким признакам различают оседлых, кочующих и перелётных птиц? (Слайд 3)
  4. Какое значение в жизни птиц играют различные типы гнёзд? (Слайд 4)

2. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя с параллельным заполнением схемы на индивидуальных листах.

Птицы – самый многочисленный класс наземных позвоночных. Он насчитывает около 8600 современных видов. Их объединяют в три надотряда: Пингвины, Страусовые, Типичные птицы. (Слайд 5)

При работе со схемой учащиеся используют текст § 49 и иллюстрации к нему. Учитель демонстрирует слайды презентации и даёт комментарий каждому:

А) Пингвины: крылья узкие, короткие, ластообразные; ноги прикреплены к заднему концу туловища, между пальцами перепонки; скелет тяжёлый, оперение плотное, на крыльях чешуевидное. (Императорский, Адели, антарктический, золотоволосый; всего один отряд и 16 видов). (Слайд 6)

Б) Страусовые: крылья слабые, нет киля, ноги длинные и сильные, быстро бегают, голова на длинной шее, что помогает обзору. (Африканский страус, нанду, эму, казуары, киви). (Слайд 7)

В) Типичные птицы: 24 отряда (большинство современных птиц); хорошо выражены признаки приспособленности к полёту. Распространены по всему земному шару. В России 18 отрядов и 720 видов. (Слайд 8)

Многообразие птиц

Задание 1 – заполните схему

2. Экологические группы птиц. Заполнение схемы 2.

Типичные птицы принадлежат к различным экологическим группам.

Задание 2 – заполните схему

А) По местам обитания: птицы леса, водоплавающие, открытых пространств, побережий водоёмов и болот. При этом принимается во внимание не только строение, но и поведение.
Б) По местам гнездования: кроногнёздные, кустарниковые, наземногнездящиеся, дуплогнёздники, норники.
В) По типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные, падалееды.

3. Заполнить таблицу. (Слайд 9-12)

А) Птицы леса: укороченные закруглённые крылья, длинные хвосты.
Б) Птицы открытых пространств: сильные ноги, длинная шея, выводковые птенцы.
В) Водоплавающие: лодкообразное тело, перепонки на лапах, хорошо развита копчиковая железа.
Г) Птицы побережий водоёмов и болот: длинные тонкие ноги и шея, большой клюв, морские образуют птичьи базары.

Задание 3 – заполните таблицу

Приспособленность экологических групп птиц к местам обитания

Экологические группы птиц по месту обитания

Образ жизни и приспособления к месту обитания

Птицы леса

Птицы открытых пространств

Водоплавающие птицы

Птицы побережий, водоёмов и болот

4. Рассказ учителя о растительноядных, насекомоядных, хищных птицах. (Слайд 13)

3. Закрепление полученных знаний.

1. Работа по карточкам в парах.

А) Дайте характеристику надотряда по рисунку страуса.
Б) Где живут пингвины, и каковы их особенности?
В) Каково значение особенностей строения серой цапли?
Г) Почему чирки не намокают и не замерзают?
Д) Назовите основные черты сходства большого и малого пёстрого дятла, чем их объяснить?

2. Минитест. (проверка Слайд 14)

Вариант 1.

Выберите из данных признаков характерные для дятла и совы.

  1. Клюв массивный, приспособленный для долбления древесины.
  2. Крепкий загнутый клюв, острые когти.
  3. Язык длинный и липкий.
  4. Полёт очень медленный и бесшумный.
  5. Оперение короткое, жёсткое, яркоокрашенное.
  6. Оперение рыхлое, мягкое, крылья закруглённые.
  7. Ноги короткие, хорошо приспособленные для лазания по деревьям.
  8. Полёт быстрый, прямой, маломаневренный. Тип развития гнездовой.
  9. Глаза направлены вперёд, а не по бокам.
  10. Пища – грызуны и мелкие птицы.

Вариант 2.

Выберите из данных признаков характерные для тетерева и орла.

  1. Телосложение плотное, шея короткая, ноги сильные, приспособленные для ходьбы, разгребания земли.
  2. Клюв крепкий, крючковатый, когти острые и кривые.
  3. Гнездится на земле.
  4. Полёт парящий на большой высоте.
  5. Полёт с частыми взмахами крыльев и планированием, взлетает с шумом.
  6. Весной характерно токование.
  7. Питается животной пищей.
  8. Ночует высоко на деревьях, зимой зарывается в снег. Тип развития выводковый.
  9. Тип развития гнездовой.
  10. Питается лесными ягодами, почками берёзы, насекомыми.

4. Домашнее задание. Изучить § 49, заполнить таблицу 4. Найти дополнительную информацию о различных экологических группах птиц.