История создания повести тарас бульба презентация. Презентация по литературе на тему ""Тарас Бульба". История создания" (7 класс). «Тарас Бульба» Историческая повесть

а МОУ «Бобылёвская» СОШ Саяпина Светлана. Руководитель: Щербакова М.Б


«Тарас Бульба» Историческая повесть



История создания повести «Тарас Бульба» Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских лето писей- Самодвинца, Величко, Грабянки и т.д.Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был ещё один, важнейший: народные песни!


Запорожская Сечь в повести: Запорожская Сечь в изображении Гоголя - это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размёта души. Свободные и равные


Образ казаков в повести В повести Гоголь воссоздал картину национально – освободительной борьбы народа против польской шляхты!


Перед нами вся жизнь казачества – его частный и общественный быт, его жизнь в мирное время, его административный уклад и повседневные обычаи.


Чем мне понравилась книга Каждый народ вправе гордиться своей историей. История любого народа – неповторимая, самобытная. Её тысячелетиями создавали предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, приумножали культуры, выковывали характер. И обидно, что сегодня многие политики забыли свою историю и пытаются поссорить два братских народа.


Поляков понуждали завоёвывать Русь. Православных теснили и притесняли со всех сторон. Очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово «рос», и переименовали Окраиной. Позже узаконили слова «Украина » и «украинец», чтобы они забыли свое название «русский» и навсегда оторвались от святой и православной Руси.


А ведь в сознании запорожцев украинец – родной брат русского, украинская земля – неотторжимая часть необъятной земли русской! Тарас Бульба подчеркивает эту мысль: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле не было таких товарищей» На протяжении всей истории эти два народа всегда помогали друг другу.


Это произведение учит нас быть честными, порядочными людьми. Оно воспитывает в нас чувство любви к своему народу, беззаветной преданности своей Родине. Сегодня наше поколение может учиться у героев повести мужеству, взаимопомощи, любви к ближнему.


Мне нравится как Гоголь описывает природу, ярко, красочно, невольно ощущаешь себя её частью. «Степь чем далее, тем становилась прекраснее….. Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов». И не влюбиться в такие просторы нельзя. А как же их предать?...


«История в некотором смысле есть священная книга народа: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижал откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего» Н.М. Карамзин


  • Для конца 20-х и начала 30-х годов XIX века одной из волнующих проблем была проблема историзма. Обострившийся интерес к истории, начинающийся расцвет исторической науки, это не могло не отразиться на художественной литературе и вызвало появление огромного количества исторических романов и повестей. Исторический роман в 30-е годы - потребность времени.
  • Вторая причина обращения Гоголя к историческому жанру - это стремление художника уйти от ничтожного и пошлого мира в мир народной героики. (Героика – г ероическое содержание, героическая сторона какой - либо деятельности, каких - либо событий. )

Работая над «Тарасом Бульбой» Гоголю предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников:

  • «Описание Украины»
  • «Историю о казаках запорожских»
  • Рукописные списки украинских летописей
  • Был еще один, важнейший источник: народные украинские песни, особенно исторические песни и думы.

Гоголь считал украинскую народную песню драгоценным кладом для историка и поэта, желающих постигнуть «историю народа». Из летописных и научных источников Гоголь черпал исторические сведения, необходимые ему фактические подробности, касающиеся конкретных событий. Думы и песни же давали ему нечто гораздо более существенное. Они помогали писателю понять душу народа, его национальный характер, живые приметы его быта. Он извлекает из фольклорной песни сюжетные мотивы, порой даже целые эпизоды. Да и образ Андрия создан под несомненным влиянием украинских дум.


«Тарас Бульба» имеет большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород». В 1842 году во втором томе своих «Сочинений» Гоголь поместил «Тараса Бульбу» в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 года до 1842-го. Между первой и второй редакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд

промежуточных редакций некоторых глав.


Усилившийся осенью 1839 года интерес Гоголя к истории и к фольклору был связан с работой над второй редакцией «Тараса Бульбы». Пришлось снова обратиться к написанным в различное время черновым наброскам новой редакции, заново многое переосмысливать, устранять некоторые случайно вкравшиеся противоречия. Интенсивная работа продолжалась в течение трех лет: с осени 1839 года до лета 1842.

Вторая редакция «Тараса Бульбы» создавалась одновременно с работой Гоголя над первым томом «Мертвых душ». Эта редакция стала глубже по своей идее, совершеннее в художественном отношении.

Начало I главы второй редакции.


Во второй редакции повесть значительно расширилась в своем объеме, став почти в два раза больше. Вместо девяти глав в первой редакции - двенадцать глав во второй. Появились новые персонажи, конфликты, ситуации. Были введены новые подробности в описании Сечи, сражений, заново написана сцена выборов кошевого.

Речь Тараса перед запорожцами.


Самое же главное в другом. В первой, «миргородской», редакции «Тараса Бульбы» движение украинского казачества против польской шляхты еще не было осмыслено в масштабе общенародной освободительной борьбы. Именно это обстоятельство побудило Гоголя к коренной переработке всего произведения.

Гоголь неизменно подчеркивает слитность, общность, мощь всей Запорожской рати.

Запорожцы.

По дороге в Сечь.






«Тарас Бульба». Встреча Тараса с сыновьями. Рисунок Т. Г. Шевченко. 1842.


«Тарас Бульба». Встреча Тараса с сыновьями. Автолитография Павла Соколова. 1862.



Казаки в степи. Картина С. Василъковского.



«Тарас Бульба». В бою.


«Тарас Бульба». Тарас и Андрий.

Автолитография Е. Кибрика 1945г.


«Тарас Бульба». Тарас после пленения Остапа. Автолитография Е. Кибрика. 1945.


«Тарас Бульба». Остап перед казнью. Автолитография Е. Кибрика. 1945.


«Тарас Бульба». Смерть Тараса.

Автолитография Е. Кибрика. 1945.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

«Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой.» «Эх, как важно развернулся! фу ты, какая пышная фигура!»

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Викторина 1.Как Остап и Андрий называют отца? 2.Воинский чин Тараса Бульбы? 3.Как называли в то время учащихся семинарии? 4.Как звали коня Тараса Бульбы? 5.Кто главный на сечи? 6.Главное условие приёма в Сечь? 7.Как называли сынов Израиля? 8.Город, который осаждали казаки?

8 слайд

Описание слайда:

Ответы 1.Батько 2.Полковник 3.Бурсаки 4.Чёрт 5.Кошевой 6.Вера в Христа 7.жиды 8.Дубно

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Остап Cтарший, Остап, начал с того свое поприще, что в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнений, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам. С этого времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими.

13 слайд

Описание слайда:

Считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата, чаще являлся предводителем опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться о наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы. Андрий

14 слайд

Описание слайда:

Отношения Тараса к сыновьям Об Остапе: Добрый будет козак. "А это еще полковник будет, да такой, что и батьку за пояс заткнет". Об Андрии: "И это добрый - враг бы его не взял! - вояка!" Гордость сыновьями: "Теперь он тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями своими на Сечь и скажет: "Вот посмотрите, каких я молодцов привел к вам!"…Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля".

15 слайд

Описание слайда:

Мать и её чувства к сыновьям "Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом: она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственной грудью, она взрастила, взлелеяла их - только на один миг видит их перед собою… Вся любовь, все ее чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у нее в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими… за каждую каплю крови их она отдала бы всю себя". "Когда увидела мать, что уже и сыны ее сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаянием в глазах не выпускала его из рук своих".

16 слайд

Описание слайда:

Остап и Андрий в Запорожской Сечи "Остап и Андрий кинулись со всею пылкостью юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и все, что волновало прежде душу, и предались новой жизни. Все занимало их: разгульные обычаи Сечи и немногосложная управа и законы, которые казались им иногда даже слишком строгими среди такой своевольной республики.

17 слайд

Описание слайда:

Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету у козаков. Часто вместе с другими товарищами своего куреня, а иногда со всем куренем и с соседними куренями выступали они в степи для стрельбы несметного числа всех всевозможных степных птиц, оленей и коз или же выходили на озера, реки и протоки, отведенные по жребию каждому куреню, закидывать невода, сети и тащить богатые тони на продовольствие всего куреня. Хотя и не было тут науки, на которой пробуется козак, но они стали уже заметны между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем. Бойко и метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения - дело, за которое новичок принимался торжественно в казацкие круги".

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатилетнего, он в один миг мог вымерить всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средства, как уклониться от нее, но уклониться, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или измерять заране свои и чужие силы. Бешеную негу и упоение он видел в битве. Пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с грохотом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося всем удары и не слыша нанесенных. И не раз дивился старый Тарас, видя, как Андрий, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, чтобы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях.

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Андрий во время осады города "Но скоро запорожцы начали понемногу скучать бездействием и продолжительною трезвостью, не сопряженную ни с каким делом. Кошевой велел удвоить даже порцию вина, что иногда водилось в войске, если не было трудных подвигов и движений. Молодым и особенно сынам Тараса Бульбы, не нравилась такая жизнь. Андрий заметно скучал. Неразумная голова, - говорил ему Тарас. - Терпи козак. -атаманом будешь! Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, кто все вытерпит и хоть ты ему что хочь, а он все-таки поставит на своем. Не сойтись пылкому юноше с старцем. Другая натура у обоих, и другими очами глядят они на то же дело… Остап уже занялся своим делом и давно отошел к куреням. Андрий же, сам не зная от чего, чувствовал какую-то духоту на сердце".

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Собачья смерть… Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом… Бледен, как полотно, был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это было не имя отчизны или имя матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

25 слайд

Описание слайда:

Сыноубийца Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почувствовавший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп.

26 слайд

Описание слайда:

Чем бы ни козак был? - сказал Тарас, - И станом высокий, чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! Чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!

30 слайд

Описание слайда:

31 слайд

Описание слайда:

Остап перед казнью: Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку верх и произнес громко: - Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! Чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!

32 слайд

Описание слайда:

Андрий перед паночкой - А что мне отец, товарищи и отчизна? - сказал Андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой стан свой. - Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого! - повторил он тем же голосом и сопроводив его тем движеньем руки, с каким упругий, несокрушимый козак выражает решимость на дело, неслыханное и невозможное для другого. - Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!

33 слайд

Описание слайда:

Место героев в системе персонажей Оба - сыновья главного героя Тараса Бульбы. Каждый - воплощение определенных начал человеческого характера. Остап: смысл жизни в любви к Родине. Андрий: смысл жизни в любви к женщине. Вместе с отцом сыновья - целостный образ козака-запорожца. Роль в сюжете одинаковая (оба - главные герои).

34 слайд

Описание слайда:

План к образу Тараса Бульбы -соц.положение -жизненные ценности -отношение к товариществу -поведение в бою -убийство Андрия -борьба и месть за Остапа -последний бой и смерть

35 слайд

Описание слайда:

Весь он был создан для бранной тревоги и отличался глубокой прямотой своего нрава.

36 слайд

Описание слайда:

Тарас Бульба Центральный образ повести – Тарас Бульба. Этот герой верно стоит за независимость Родины, выше всего ценя воинское братство, честь и доблесть. Автор выделяет главное в натуре Тараса – его неугомонность, стремление к борьбе, вольнолюбие, чувство собственного и национального достоинства. Тарас призывает постоять за христианскую веру. Судьбу Тараса автор связывает с судьбой Украины, а сама повесть является героическим эпосом.

37 слайд

Описание слайда:

Верность общему делу В образе Тараса господствует одна психологическая черта: всепоглощающая верность общему делу, которому отдаются все душевные и физические силы фольклорного богатыря. И окрашенное мягким юмором, почти нежное отношение к своим боевым сподвижникам, и удивительная цельность характера: пронзительные слова любви и скорбной тоски, обращённые к погибающему Остапу, и интонация библейского приговора другому сыну, Андрию, чья возвышенная и чистая любовь к «прекрасной полячке» не могла стать для Тараса оправданием измены отчизне – во всём этом подлинная психологическая достоверность.

38 слайд

Описание слайда:

Речь о товариществе Когда половина запорожцев выступила в погоню за татарами, оставшихся казаков возглавил Тарас Бульба. Он тут же предпринял всё необходимое для подготовки к битве с поляками. И когда это было сделано, сказал речь казакам, потому что хотелось высказать всё, что было на сердце. - Хочется мне сказать, панове, что такое есть наше товарищество… Нет уз святее товарищества!.. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей… Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, - Нет, так любить никто не может!.. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведётся так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватить у них на то мышиной натуры их!

40 слайд

Описание слайда:

Последний бой Тараса После смерти любимого сына Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова. Страшна был месть старого Бульбы! Он жестоко расправлялся с врагами православной веры и земли русской. Самому Потоцкому с пятью полками было поручено непременно поймать Тараса. Шесть дней уходили казаки от преследования, пока их не настигли на берегу Днестра, где Бульба занял для роздыха оставленную полуразвалившуюся крепость. Четыре дня бились и боролись казаки, но истощились запасы и силы, и Бульба решился на прорыв. И пробились было уже они, не подвели их быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! Выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку. Но тут набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи.

41 слайд

Описание слайда:

Смерть Тараса Бульбы Враги решили сжечь старого казака живьём. Привязали его к огромному бревну, правую рукук прибили гвоздём и поставили бревно в расселину стены, так что он был виден всем, как удачный трофей. Ветер развевал его белые волоса. Казалось, он стоял на воздухе, и в этом было что-то сверхъестественное. В лице его не было заметно никакой заботы о себе. Он смотрел в ту сторону, где отстреливались казаки. Он подсказал им, куда скакать, чтобы уйти от преследования. До последнего дыхания жизни думал старик о своих соратниках!

42 слайд

Описание слайда:

Последняя речь Бульбы обращена не столько к козакам или врагам, сколько к читателям. В уста своего героя Гоголь вложил пророчество о будущем Русской земли, в которой уже «подымается свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..». Автор (а вместе с ним и читатель) восхищен героической гибелью Тараса и делает обобщение: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!». Гоголь выводит в название имя Тараса Бульбы, тем самым определяя значимость его фигуры как образца русского мужского характера, русской культуры воина.

43 слайд

Описание слайда:

Главное меню: История создания повести «Тарас Бульба». 2. Главные герои произведения. 3. Сравнительная характеристика сыновей Тараса Бульбы. а) в бурсе; б) отношения с родителями; в) Остап и Андрий в Запорожской Сечи; г) место в системе персонажей; д) поведение братьев во время сражений; е) ключевые монологи братьев; ж) братья перед лицом смерти. 4. Образ Тараса Бульбы.

Место работы: МБОУ «Гамалеевская СОШ №1 Сорочинского района Оренбургской области»

Должность : учитель русского языка и литературы

Тема: История создания повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Тип : урок усвоения новых знаний

Цель: познакомить с историей создания и исторической основой повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». УУД 1. Личностные: воспитание российской гражданственной идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. 2. Метапредметные :

Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанного или прослушанного текста; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста.

Регулятивные : умение самостоятельно организовывать собственную деятельность; умение работать с разными источниками информации, умение преобразовывать её в соответствии с задачей; Коммуникативные : умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей;
3 . Предметные : умение определять анализировать лирическое произведение, определять художественные особенности оды.

Ход урока.

    Мобилизующее начало.

    Изучение нового материала:

        Подведение к теме урока:

Задание: посмотрите на название произведений, назовите автора

«Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Заколдованное место», «Мёртвые души», «Ревизор»

Какие из произведений вами прочитаны?

В 5 классе вы прочитали повести «Заколдованное место», «ночь перед Рождеством», в старших классах вы познакомитесь с произведениями «Мёртвые души», «Ревизор», а сегодня мы переходим с вами к изучению повести «Тарас Бульба».

2) Определение темы, целей урока.

Как вы думаете, какова тема урока, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

    История создания повести Гоголя «Тарас Бульба» (появление сборника «Миргород»):

Уже в 1830 году Гоголь начинает работу над повестью. После публикации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1831), вышел цикл повестей «Миргород», который состоит из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую - «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Обе части сборника «Миргород» были опубликованы в начале 1835 года.

3. Работа с видеофрагментом из фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба»

1) Просмотр видеофрагмента «Ну сынку…»

Задание: посмотрите видеофрагмент, определите фразу, которая является центральной для данного фрагмента и ставшей крылатой.

2) Анализ фразы «Я тебя породил, я тебя и убью»

- Какая фраза на ваш взгляд является центральной?

- Слышали ли вы раньше это высказывание? При каких обстоятельствах?

Как вы думаете, является ли поступок отца нормой?

Как вы думаете, почему это могло произойти?

3) Подбор аналогичных примеров.

В каких произведениях, кинофильмах, событиях истории вы встречали подобные ситуации?

4) Аргументация собственной позиции

События, которые происходят в данной повести, являются современными или относятся к истории?

По каким признакам вы это определили?

    Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (работа в парах)

- Действительно, события этой повести уходят в далёкое прошлое, поэтому Гоголь, прежде чем написать повесть, изучил ряд исторических документов, прочитал летописи и познакомился с обычаями казаков.

1) Самостоятельная работа.

Задание: изучите материалы, найдите ответы на данные вопросы, сделайте краткую запись в тетрадях.

1) Где происходят события повести?

2) Какое событие составляет основу посети?

3) В каких веках происходит действие в повести?

4) Какие документы изучил Гоголя для написания повести?

4) Кто такие казаки?

5) Что представляла собой Запорожская Сечь?

События, изображённые Гоголем в повести, относятся ко времени освободительного движения на Украине в 15-17 веков. Украинское казачество вело освободительную войну против поляков, захватывающих территории Украины, захватывающих и продающих людей в плен. Поляков называли шляхтичами (от названия польского войска – Шляхта).

Запорожская Сечь – это военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины. Возглавлял Сечь кошевой, по-другому атаман, который избирался из числа казаков.

Казаки ( - казáк ; - козáк ; Первоначально проживали в степях и лесостепях , в частности на территории и ; впоследствии расселились также на территории , , современного , и .

В официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи.

Чтобы быть верным эпохе, отражённой в повести «Тарас Бульба», Гоголь изучил множество исторических и фольклорных источников: рукописные летописи, историческую работу «Запорожская старина» академика И.И.Срезневского, «Малороссийские песни» из сборника Максимовича, «Малороссийские и червоннорусские думы», собранные Лукашевичем.

    Проверка первичного восприятия (ответы учащихся на вопросы)

    Словарная работа

Задание: произнесите слова в соответствии с орфоэпическими правилами.

Украинский (укрАинский – украин. произношение)

Казак (козак) - вольный человек, член военно-земледельческой общины поселенцев на окраинах государства. Запорожские казаки.

Шляхтичи (ляхи)

    Определение жанрового своеобразия произведения.

1) Работа над литературоведческим понятием (работа с литературоведческим словарём):

Мы уже неоднократно говорили о том, что произведение «Тарас Бульба» - повесть?

Что такое повесть?

2) Запись определения (см. словарь терминов)

Повесть – это жанр литературы, который больше рассказа, но меньше романа. Часто имеет деление на части (главы), которые соединяются сюжетом, героями.

3) Определение вида повести .

Существуют различные виды повестей, посмотрите на слайд, определите, к какому виду повести относится повесть «Тарас Бульба», объясните свой выбор.

Виды повестей: сатирические, фантастические, исторические, реалистические, романтические.

Историческая повесть - это произведение, в котором повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.

    Физминутка.

    Тестирование

1)Самостоятельная работа учащихся

Тест «Историческая основа повести»

    Повесть Гоголя «Тарас Бульба» вошла в сборник повестей:

А «Вечера на хуторе близ Диканьки» Б «Миргород» В «Арабески»

    Гоголь работал над повестью:

А С 1820 года Б С 1840 года В С 1830 года А В 1825 году Б В 1835 году В В 1845 году.

    Какое историческое событие легло в основу повести Гоголя «Тарас Бульба»:

А Освободительная война украинских казаков против польских захватчиков. Б Освободительная война украинских казаков против турецких захватчиков. В Освободительная война уральских казаков против польских захватчиков.

    Где происходят события повести:

А В России Б На Украине В В Турции

    Кто такие казаки?

А Казаки - сословие людей, которые отличались особым положением, но всегда становились на защиту Родины. Б Казаки – сословие людей, проживающих на территории России, занимающиеся земледелием. В Казаки – сословие людей, проживающих на определённой территории, не подчиняющихся законам страны.

    Запорожская Сечь - это…

А Военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины. Б Сбор казаков для проведения военных учений В Место на Украине, где проживали казаки.

    Повесть Гоголя «Тарас Бульба» - это:

А романтическая повесть; Б фантастическая повесть; В историческая повесть.

    Какие исторические труды изучил Гоголь для написания повести «Тарас Бульба»? (несколько вариантов ответов)

А «Запорожская старина» И.И.Срезневского. Б «Украина в 15 веке» Иванова М.П. В «Малороссийские песни» из сборника Максимовича. Г «Запорожская Сечь» Добролюбова Н.Н. Д «Малороссийские и червоннорусские думы», собранные Лукашевичем

2) Взаимопроверка

3) Анализ полученных результатов

    Просмотр саундтрека к кинофильму «Тарас Бульба» Владимира Бортко:

1)Знакомство с понятием

Саундтрек (англ. soundtrack) - звуковая дорожка. Музыкальное сопровождение к фильму, сериалу и т.п. нередко имеет жизнь и отдельно от фильма, иногда даже превосходя его популярностью.

2) Просмотр саундтрека.

Постановка учебной задачи:

Просмотреть фрагмент, подумать, какова основная мысль произведения «Тарас Бульба» (для тех, кто не прочёл повесть);

Как отражаются основные события повести «Тарас Бульба» (для тех, кто прочёл повесть).

    Подведение итогов

    Рефлексия