Николай Новиков: биография и фото. Новик, николай петрович Н и новиков сообщение

Введение

Николай Иванович Новиков сыграл огромную роль в истории русского просвещения, которую нельзя оставить без внимания: "Новиков был одной из тех великих личностей в истории, которые творят чудеса на сцене, по необходимости погруженной во тьму, - одним из тех проводников тайных идей, чей подвиг становится известным лишь в минуту торжества этих идей" (Герцен, 1956). Этот человек стал легендой еще при жизни: его хвалили и ругали, ему подражали и писали на него доносы, он был обласкан властью и заключен в Шлиссельбургскую крепость, его называли героем и незаслуженно наказанным, одни считали и считают Н.И. Новикова убежденным масоном, другие решительно отвергают его преданность масонским идеям. "Всякий образованный человек знал его", он был человеком, в котором "жило страстное стремление к добру и свету, и в характере которого лежал запас такой энергии, какая редко встречается". Новиков верил в абсолютную "божественную истину" и считал человека "истинным и великим орудием" милосердия Бога. Он старался при помощи образования и науки, издания книг и журналов улучшить нравственное состояние общества, этой цели служила и его благотворительная деятельность - "бесплатная аптека, раздача хлеба крестьянам, денежная помощь неимущим", он ставил превыше всего "общественное дело", которое ведет "к истинному благу отечества", никогда не действовал в одиночку, а всегда окружал себя близкими по духу друзьями

Краткая биография Н.И. Новикова

Николай Иванович Новиков родился 27 апреля 1744 года в родовом поместье отца своего, отставного статского советника Ивана Васильевича, в селе Авдотьине Коломенского уезда Московской губернии. Отец Новикова служил при императоре Петре I во флоте, а затем, при Анне Иоанновне, в чине капитана перешел в статскую службу; при императрице Елизавете Петровне он вышел в отставку статским советником. У Ивана Васильевича было порядочное состояние: 700 душ крестьян, частью в Калужской, частью в Московской губерниях, и деревянный дом в Москве у Серпуховских ворот. После его смерти состояние это перешло к жене, а от нее к детям, которых у Ивана Васильевича, кроме сына Николая, было еще трое: сын Алексей, моложе Николая Ивановича, и две дочери.

О детских годах Николая Ивановича имеется немного сведений. Известно только, что он рос в благочестивой семье и сам был религиозен с раннего возраста; известно также и о том, что грамоте учил его сельский дьячок, который, конечно, не мог передать ему никаких сведений, кроме уменья читать, да, может быть, с грехом пополам писать. Однако родители Новикова сознавали потребность в большем образовании для своего сына и в 1758 году отвезли его в Москву, где с 12 января 1755 года существовал уже университет, а совместно и одновременно с ним была основана дворянская гимназия. В эту-то гимназию, во французский класс, как значится по спискам, и отдан был Николай Иванович. Пробыл он там три года. Преподавание в этой гимназии велось в то время крайне плохо. Учился он, по-видимому, плохо, потому что после трехлетнего пребывания в гимназии был исключен из нее "за леность" и "нехождение в классы", как значится в "Московских ведомостях" того времени. О плохих успехах Новикова свидетельствует также и то, что после трехлетнего пребывания во французском классе он совершенно не усвоил себе этого языка и впоследствии говорил о себе как о человеке, совершенно невежественном в иностранных языках.

Итак, в 16 лет Новиков поневоле окончил курс образования и поступил, по обычаю большинства молодых дворян, на военную службу. Отец его за два года перед тем умер. Новиков вступил на службу в лейб-гвардии Измайловский полк в январе 1762 года, как раз при воцарении Петра III. Служба при этом государе была тяжелой, и Новикову пришлось волей-неволей посвящать все свое время трудным и непривычным для него занятиям.

Однако обстоятельства изменяются скоро в благоприятную для него сторону. 28 июня 1762 года произошел государственный переворот. Екатерина была провозглашена императрицей. Измайловскому полку, начальник которого, граф Разумовский, многие офицеры и даже две роты солдат были посвящены в заговор, - суждено было сыграть видную роль в этом перевороте. Новиков стоял на часах у подъемного моста, перекинутого через ров, окружавший казармы, когда туда приехала Екатерина в сопровождении Алексея Григорьевича Орлова. Измайловцы первые приняли присягу Екатерине и получили за это много наград. Новиков был произведен в унтер-офицеры.

В 1767 году, когда начали отправлять в Москву молодых гвардейцев для занятия письмоводством в комиссии депутатов для составления нового Уложения, Новиков был взят в числе прочих как человек, выделявшийся образованностью среди своих товарищей. В комиссии он вел дневные записки по 7-му ее отделению и журналы общего собрания депутатов. Последние Новиков читал при докладах самой императрице, которая таким образом лично его узнала.

Участие Новикова в занятиях комиссии имело, вероятно, большое влияние на его последующую деятельность. Тут перед ним открывались разнообразные вопросы русской жизни, высказывались различные мнения участников комиссии; он знакомился с русским судоустройством, с положением и бесправием крестьян; словом, перед ним развернулась полная картина русской жизни, со всеми ее темными сторонами и невежеством не только низших, но и высших классов. Мысль его невольно должна была сосредоточиться на двух вещах: на необходимости просвещения и борьбы с дикостью и невежеством средствами сатиры, для которой русское общество давало обильный материал.

Окончив работать в комиссии, Новиков вернулся в Петербург. К этому времени в нем уже, вероятно, созрело решение посвятить свои силы литературе и отечественному просвещению. В 1768 году, будучи произведен в прапорщики лейб-гвардии Измайловского полка, он вышел в отставку поручиком армии.

Еще раньше, по достижении совершеннолетия, Николаю Ивановичу и брату его Алексею, за выделом матери и сестер, досталось около 400 душ: 250 в Мещовском уезде Калужской губернии, небольшая деревня в Дмитровском уезде Московской губернии и 130 душ в Коломенском, а вместе с тем Авдотьино и дом в Москве.

Можно, условно разделить просветительскую деятельность на два периода: первый продолжался от 1769 до 1779 года. В течение его Новиков занимается изданием в Петербурге сатирических журналов, а также собиранием и изданием материалов по отечественной истории и литературе. К этому же периоду относится начало издания журнала "Утренний свет", религиозно-нравственное направление которого свидетельствует о вступлении Новикова на путь масонства.

Ко второму периоду, длившемуся от 1779 до 1791 года, относится типографская и издательская деятельность его в Москве .

(1944-06-23 ) (23 года) Место смерти Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Сражения/войны Награды и премии

Николай Петрович Новик ( -) - старший лейтенант Рабоче-крестьянской Красной Армии , участник Великой Отечественной войны , Герой Советского Союза ().

Биография

В честь Новика названа школа на его родине .

Напишите отзыв о статье "Новик, Николай Петрович"

Примечания

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . - М .: Воениздат , 1988. - Т. 2 /Любов - Ящук/. - 863 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-203-00536-2 .
  • Боевые звёзды киевлян. - Киев: Политиздат Украины, 1983.

Отрывок, характеризующий Новик, Николай Петрович

– Я скажу ему, я всё еще раз скажу ему, – сказал Пьер; – но… я бы желал знать одно…
«Что знать?» спросил взгляд Наташи.
– Я бы желал знать, любили ли вы… – Пьер не знал как назвать Анатоля и покраснел при мысли о нем, – любили ли вы этого дурного человека?
– Не называйте его дурным, – сказала Наташа. – Но я ничего – ничего не знаю… – Она опять заплакала.
И еще больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал как под очками его текли слезы и надеялся, что их не заметят.
– Не будем больше говорить, мой друг, – сказал Пьер.
Так странно вдруг для Наташи показался этот его кроткий, нежный, задушевный голос.
– Не будем говорить, мой друг, я всё скажу ему; но об одном прошу вас – считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому нибудь – не теперь, а когда у вас ясно будет в душе – вспомните обо мне. – Он взял и поцеловал ее руку. – Я счастлив буду, ежели в состоянии буду… – Пьер смутился.
– Не говорите со мной так: я не стою этого! – вскрикнула Наташа и хотела уйти из комнаты, но Пьер удержал ее за руку. Он знал, что ему нужно что то еще сказать ей. Но когда он сказал это, он удивился сам своим словам.
– Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, – сказал он ей.
– Для меня? Нет! Для меня всё пропало, – сказала она со стыдом и самоунижением.
– Все пропало? – повторил он. – Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.
Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и взглянув на Пьера вышла из комнаты.
Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло, не попадая в рукава надел шубу и сел в сани.
– Теперь куда прикажете? – спросил кучер.
«Куда? спросил себя Пьер. Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или гости?» Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из за слез взглянула на него.
– Домой, – сказал Пьер, несмотря на десять градусов мороза распахивая медвежью шубу на своей широкой, радостно дышавшей груди.
Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное, звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь, огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом, и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 го года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая, как будто, с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место, на черном небе, и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя своим белым светом между бесчисленными другими, мерцающими звездами. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе.

Новиков, Николай Иванович

Знаменитый общественный деятель прошлого века; род. 26 апреля 1744 г. в селе Авдотьине (Бронницкого уезда Московской губернии) в семье достаточного помещика, несколько лет обучался в Москве в университетской гимназии, но в 1760 г. "за леность и нехождение в класс" исключен был из "французского класса". В начале 1762 г. Н. поступил на службу в Измайловский полк и, как часовой у подъемного моста измайловских казарм в день воцарения Екатерины II, был произведет в унтер-офицеры. Уже во время службы своей в полку Н. обнаруживал "вкус к словесным наукам" и склонность к книжному делу: издал две переводные французские повести и сонет (1768). В 1767 г. Н. был в числе молодых людей, которым в комиссии депутатов для сочинения проекта нового уложения поручено было ведение протоколов; поручение это императрица считала делом высокой важности и предписала "к держанию протокола определить особливых дворян со способностями". Н. работал в малой комиссии о среднем роде людей, а также и в большой комиссии. Участие в работах комиссии несомненно ознакомило Н. со многими важными вопросами, выдвинутыми русской жизнью, и с условиями русской действительности. При докладах о работах комиссии Н. сделался лично известен Екатерине. В 1768 г. Н. вышел в отставку и вслед за тем стал издавать еженедельный сатирический журнал "Трутень" (1769-70; 3-е изд. П. А. Ефремова, СПб., 1865). Он вступил в борьбу с господствовавшей тогда в русском обществе галломанией, которая из всей франц. просветительной философии XVIII в. усвоила один лишь вольтеровский смех, превратив его в безразборчивое зубоскальство. Журналы Н. дают яркие изображения львов и львиц тогдашнего большого света, щеголей и щеголих, петиметров и кокеток. "Трутень" проводил мысль о несправедливости крепостного права, вооружался против злоупотреблений помещичьей властью, бичевал неправосудие, взяточничество и т. п., выступая с обличениями против очень влиятельных сфер, напр. против придворных. По вопросу о содержании сатиры "Трутень" вступил в полемику со "Всякой Всячиной" (см. соотв. статью), органом самой императрицы; в полемике этой принимали участие и др. журналы, разделившиеся на два лагеря. "Всякая Всячина" проповедовала умеренность, снисходительность к слабостям, осуждая "всякое задевание особ". "Трутень" стоял за смелые, открытые обличения. Борьба, однако, была неравная, "Трутень" сначала должен был умерить тон, совершенно отказаться от обсуждения крестьянского вопроса, а затем и совсем прекратился, не по воле издателя. В 1772 г. Н. выступил с новым сатирическим журналом - "Живописцем", лучшим периодическим изданием прошлого века (семь изданий, в том числе два в текущем столетии; последнее издание П. А. Ефремова, СПб., 1864). Такой успех журнала сам Н. объяснял тем, что он пришелся по вкусу мещан, ибо, - добавлял он, - у нас те только книги четвертыми и пятыми изданиями печатаются, которые этим простосердечным людям, по незнанию ими чужестранных языков, нравятся. "Живописец" проводил те же идеи, что и "Трутень": в ряде статей, из которых одни принадлежали И. П. Тургеневу, другие приписывались Радищеву, он сильно и горячо ратовал против крепостного права. Скоро "Живописец" вынужден был изменить тон, заменив живую сатиру на современные нравы серьезными статьями отвлеченного содержания, а затем и совершенно прекратился (1773). Новая попытка в том же направлении была сделана Н. по более узкой программе: в 1774 г. он стал издавать "Кошелек" (переиздан А. Н. Афанасьевым в 1856 г.), журнал, специально направленный против галломании. Его нападки против нравов светского общества возбудили сильное неудовольствие в придворных сферах, и журнал прекратился на девятом номере, причем издатель, как гласит предание, подвергся и личным преследованиям. Противовес модному франц. воспитанию Н. пытался найти в добродетелях предков, в нравственной высоте и силе старых русских начал. Вот почему Н. одновременно с сатирическими журналами выпустил целый ряд исторических изданий, которые должны были содействовать укреплению национального самосознания и дать "начертание нравов и обычаев наших предков", чтобы мы познали "великость духа их, украшенного простотою". Таковы: "Древняя Российская Вивлиофика, или собрание разных древних сочинений, яко то: Российские посольства в другие государства, редкие грамоты, описания свадебных обрядов и других исторических и географических достопамятностей и многие сочинения древних Российских стихотворцев" (издание ежемесячное, 1773-75; 2 изд., 1788-91; нов. изд. Мышкин, 1894); "Древняя Российская Идрография" (т. I, 1773; описание моск. государства, составленное при Федоре Алексеевиче); "Повествователь древностей Российских, или собрание достопамятных записок по Истории и Географии Российской" (ч. 1, 1776; материалы из него вошли потом во 2-е изд. Вивлиофики); "История о невинном заточении боярина А. С. Матвеева" (М., 1776; 2-е изд., 1795); "Скифская история из разных иностранных историков, паче же из Российских верных историй и повестей, от Андрея Лызлова прилежными трудами сложенная и написанная лета 1692" (1776; 2-е изд, М., 1787; как и "Идрография", издана с целью "обличения несправедливого мнения тех людей, котооые думали и писали, что до времени Петра Россия не имела никаких книг, кроме церковных"), Н. знал о необходимости в издании исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п., иногда прилагал эти приемы при пользовании несколькими списками (напр. Идрографии); но его издание актов и летописей, напеч. в "Вивлиофике", и в свое время признавалось неисправным. Это, однако, не умаляет исторического значения "Вивлиофики", поныне представляющего значительный научный интерес. Материал для своих изданий памятников старины Н. черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым разрешен Н. императрицей в 1773 г. Н. и сам составил себе собрание рукописей исторического содержания. Много материалов доставляли ему Миллер, кн. Щербатов, Бантыш-Каменский и др., а равно и Екатерина II, поддержавшая издание "Вивлиофики" щедрыми субсидиями. Отношения императрицы к Н. за этот период его деятельности, несомненно, отличались благосклонностью. Но мнению А. И. Незеленова, на Н. подействовала мысль "Всякой Всячины", что лучше исправлять нравы изображением добрых примеров, чем сатирой, - отсюда его исторические издания; императрица, в свою очередь, в своих комедиях начала бичевать (хотя и слабее "Трутня") галломанию и жестокое обращение с крепостными и, до известной степени, прониклась любовью к русской старине. В своих взглядах на русскую старину Н. не всегда отличался устойчивостью. Древние российские государи, по его словам, "яко бы предчувствовали, что введением в Россию наук и художеств наидрагоценнейшее российское сокровище - нравы - погубятся безвозвратно"; но вместе с тем он - ревностный приверженец просвещения, почитатель Петра Вел. и тех людей, именно писателей, труды которых на пользу русского просвещения он любовно заносит в свой "Опыт исторического словаря о российских писателях", появившийся в 1772 г. (см. Библиография). Исход из этих колебаний и противоречий Н. нашел в масонстве. Первые связи Н. с масонством начались в Петербурге. Друзья еще в 1775 г. зазывали его в масонство, но Н. долго колебался, не желая связывать себя клятвой, предмет которой ему был неизвестен. Масоны, очевидно, очень дорожили вступлением Н., так как, вопреки своим правилам, сообщили ему содержание первых трех "степеней" до вступления его в ложу. Н., однако, не был удовлетворен елагинской системой, в которую он вступил, и только позже он нашел "истинное" масонство в системе Рейхеля, в которой "было все обращено на нравственность и самопознание". В 1777 г. Н. выпустил 22 №№ "Санкт-Петербургских Ученых Ведомостей" (2 изд. А. Н. Неустроева, СПб., 1873), выходивших еженедельно и примыкавших еще к первому периоду его деятельности. Это был журнал ученой и литературной критики, поставивший себе целью, с одной стороны, сблизить русскую литературу и науку с ученым миром Запада, с другой - выставлять заслуги отечественных писателей, особенно исторических. Нравоучительный элемент в "Ведомостях" весьма слаб, но он становится господствующим в "Утреннем Свете" (1777-80), ежемесячном журнале, который Н., прекратив "Ведомости", стал издавать с сентября 1777 г., сначала в Петербурге, а с апреля 1779 г. - в Москве. Здесь явились "Нощи" Юнга, "Мнения" Паскаля, но главным образом переводы из немецких писателей, моралистов, пиэтистов и мистиков. "Утренний Свет" издавался Н. при содействии целого кружка единомышленников, в числе которых были М. Н. Муравьев и И. П. Тургенев, и притом с целями благотворительными: весь доход с издания предназначался на устройство и содержание в Петербурге первоначальных народных училищ. В этом сказались уже две основные черты позднейшей деятельности Н.: уменье организовать общественную самодеятельность и стремление работать на пользу просвещения. Обращение к подписчикам журнала, с приглашением содействовать образованию училищ, вызвало обильный приток пожертвований. Уже в ноябре 1777 года Н. открыто было Училище при црк. Владимирской Божией Матери на 30 или 40 чел., с пансионерами и приходящими учениками, платными и даровыми, впоследствии названное Екатерининским. В следующем году было открыто второе училище (Александровское, при црк. Благовещения на Васильевском острове). Оба эти училища существовали еще в 1782 г. (в пользу их издавались следовавшие за "Утренним Светом" "Московское Издание" и "Вечерняя Заря"); дальнейшая судьба их неизвестна. В 1779 г. Херасков, который был куратором Моск. унив. и также масоном, предложил Н. взять в аренду университетскую типографию и издание "Московских Ведомостей". Н. переехал в Москву, и здесь начинается третий и наиболее блестящий период его деятельности. В Москве Н. встретил кружок масонов, людей, преданных тем же интересам нравственности и самопознания (В. И. Лопухин, С. И. Гамалея, И. Е. Шварц, кн. Трубецкой и Черкасский, И. П. Тургенев, несколько профессоров университета, княгиня В. А. Трубецкая). В этом кружке теоретическая мысль Н. окончательно окунулась в масонство, не остановившись и перед розенкрейцерством с его алхимическими бреднями. Но этот мистический туман не остановил и не помешал просветительной деятельности Н., нашедшей большую опору в И. Е. Шварце (см.), с которым Н. "сделался на всю жизнь, до самой смерти Шварца, неразлучным". Быстро приведя в порядок и значительно расширив университетскую типографию, Н. менее чем в три года напечатал в ней больше книг, чем сколько вышло из нее в 24 года ее существования до поступления в руки Н. Наряду с издательством книг, Н. поднял и значение "Московских Ведомостей" (см. соотв. статью), к которым стал прилагать прибавления разнообразного содержания; число подписчиков увеличилось всемеро (с 600 до 4000). В 1781 г. Н. издавал продолжение "Утреннего Света", под названием "Московского ежемесячного издания" (см. соотв. статью); затем следовали в 1782 г. "Вечерняя Заря" (см. соотв. статью), в 1784-85 гг. "Покоящийся Трудолюбец", в котором Н. возобновил свою борьбу с крепостным правом. Своей издательской деятельностью он хотел создать достаточно обильный и легко доступный запас полезного и занимательного чтения для обширного круга читателей, вовсе не ограничиваясь пропагандой своих мистических воззрений. На 448 названий книг, изданных Н., насчитывается 290 книг светского содержания, и затем значительное число книг духовного содержания, не касающихся масонства. Считая книгопечатание "наивеличайшим из всех изобретений" и общественную самодеятельность надежнейшим орудием к распространению просвещения, Н. еще в "Живописце" 1773 г. высказал мысль об учреждении "Общества, старающегося о напечатании книг". Мысль эта, восполненная идеей Шварца о подготовлении, при посредстве университетских сил, надежных учителей, была осуществлена в "Дружеском Ученом О6ществе" (см. соотв. статью), которое затем слилось с Типографической компанией, учрежденной в 1784 г. со складочным капиталом в 57500 р. и с поступившим от Н. запасом книг на 320000 р. по продажной цене. Ежегодный доход Компании превышал 40000 р., достигая в иные годы 80000 р.; после закрытая Компании в 1791 г., несмотря на обширный сбыт изданных ею книг, их оставалось еще без малого на 700000 р., не считая 16856 книг сожженных (как зловредные) и 7158 книг, переданных в университет и Заиконоспасскую акад. С целью удешевления книг Н. вступил в сношения со всеми существовавшими тогда книжными лавками, заводил комиссионеррв, отпускал книгопродавцам на льготных условиях товар в кредит, иногда десятками тысяч экземпляров, устраивал книжную торговлю не только в провинциальных городах, но даже и в деревнях. В Москве, где до тех пор существовали только две книжных лавки, с оборотом в 10000 р., при Н. и под его влиянием число их возросло до 20, и книг продавали они ежегодно тысяч на двести. Он же учредил в Москве первую библиотеку для чтения. В обществе, где даже звание писателя считалось постыдным, надобно было иметь немалую долю решимости, чтобы стать типографщиком и книжным торговцем и видеть в этих занятиях свое патриотическое призвание. Люди, близкие к тому времени и к самому Н., утверждали, что он не распространил, а создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению. Сквозь вызванную им усиленную работу переводчиков, сочинителей, типографий, книжных лавок, книг, журналов и возбужденные ими толки стало, по замечанию В. О. Ключевского, пробиваться то, с чем еще не знакомо было русское просвещенное общество: общественное мнение. Наряду с книгоиздательскими предприятиями Н. шла и педагогическо-благотворительная деятельность его кружка. Последняя достигла наибольшего развития в голодный 1787 г., когда Н. в широких размерах оказывал помощь голодающим. Средства к этому доставил гвардейский офицер Григорий Максимович Походяшин, сын верхотурского ямщика и уральского горнозаводчика, который отдал в распоряжение Н. все свое громадное состояние и, умирая в бедности, услаждал свои последние минуты тем, что с умилением смотрел на портрет Н., указавшего ему истинный путь жизни. Стремясь и умея соединять людей для совместного труда, Н. пробудил самостоятельность русского общества. В этом был источник его успеха, но в этом же, по условиям времени, была и причина его гибели.

Деятельность Н. была в полном расцвете, когда над ним собиралась уже гроза. Прежде всего заявила к нему претензии (в 1784 г.) комиссия народных училищ за перепечатку некоторых учебников, ею изданных. Н. делал это по распоряжению московского главнокомандующего Чернышева и не для прибыли, а для того, чтобы в продаже было достаточно учебных книг по дешевой цене; но Чернышев тем временем умер, и Н. пришлось выдать комиссии вознаграждение. Напечатанная Н. "ругательная" история иезуитов, которым покровительствовала императрица, была запрещена. В 1785 г. было повелено составить изданиям Н. опись и передать их на рассмотрение московского архиеп. Платона, который должен был также испытать в вере самого Н. В своем донесении (янв. 1786 г.) архиеп. Платон разделил издания Н. на три разряда: одни он считал весьма полезными при бедности нашей литературы; других, мистических, он, по его словам, не понимал; третьи, составленные франц. энциклопедистами, он считал зловредными. О вере Н. Платон писал: "Молю всещедрого Бога, чтобы во всем мире были христиане таковые, как H." В марте 1786 г. Н. была вновь разрешена торговля книгами, но часть их была опечатана. Отзыв Платона не рассеял недоверия Екатерины к Н. Еще задолго до истечения срока контракта Н. на аренду университетской типографии императрица не один раз повторяла распоряжение, чтобы типографию больше Н. не отдавать. Потеря университетской типографии (1789) была для Н. весьма чувствительна, хотя в распоряжении его и остались типографии Компании. В 1790 г. в Москву назначен был главнокомандующим кн. Прозоровский, человек невежественный, подозрительный, жестокий, выдвигавшийся угодничеством. Он посылал на Н. доносы, вызвавшие отправление в Москву гр. Безбородко для производства негласного дознания; но Безбородко не нашел никаких поводов к преследованию Н. В 1791 г. Н. должен был, однако, прекратить существование Типографической компании. В апреле 1792 г. Прозоровскому послан был указ расследовать, не печатает ли Н., в противность закону, книг церковной печати. Прозоровский послал для ареста Н., который серьезно больной жил в Авдотьине, гусарскую команду, так перепугавшую детей Н., что они всю жизнь после того страдали нервными припадками. Не находя доказательств против Н., Прозоровский просил о присылке знаменитого следователя того времени Шешковского и представлял о неудобствах передачи дела Н. обыкновенному суду. Еще до окончания следствия императрица указом от 10 мая 1792 г. повелела тайно перевезти Н. в Шлиссельбургскую крепость, где новые допросы делал ему Шешковский. Наконец, 1 августа 1792 г. императрица подписала указ о заключении Н. в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. В указе говорилось, что и это решение было смягчением "нещадной" казни (т. е. смертной), которой он подлежал бы по силе законов за свои "обнаруженные и собственно им признанные преступления", "хотя он и не открыл еще сокровенных своих замыслов". Из напеч. во II т. "Сборника Историч. Общества" вопросных пунктов, какие поставлены были Н., и его ответов видно, что Н. обвинялся в "гнусном расколе", в корыстных обманах, в деятельности масонской (что не было запрещено ни раньше, ни после), в сношениях с герц. брауншвейгским и др. иностранцами (сношения эти касались исключительно масонства и никакого политического значения не имели), в сношениях с вел. кн. Павлом Петровичем (сношения масонов с великим князем ограничились поднесением ему нескольких книг, которые он сам пожелал иметь). Все эти обвинения указ 1 августа относит не к одному Н., а ко всем его соучастникам-масонам; пострадал же один только Н., хотя он даже не считался главой московских масонов. Собственно против одного Н. выставлено было обвинение в нарушении данной им в 1786 г. подписки не торговать книгами, признанными зловредными; но в этом не было "государственного" преступления, да и не менее виноваты были книгопродавцы, знавшие, что берут у Н. запрещенные книги и даже сами их у него выпрашивавшие. Даже кн. Прозоровский был поражен исходом дела Н.: "Я не понимаю конца сего дела, - писал он Шешковскому, - как ближайшие сообщники, если он преступник, то и они преступники". Еще Карамзин, выразивший сочувствие к судьбе Н. в своей оде к Милости, искал причины осуждения Н. не в официально выставленных против него обвинениях и, между прочим, на первом месте поставил раздачу Н. хлеба голодающим, которая казалась подозрительной, так как не знали источника затраченных им при этом средств. Всего вероятнее, что Н. пострадал за всю свою, слишком, по тогдашним понятиям, самостоятельную общественную деятельность. Четыре с половиной года провел Н. в крепости, терпя крайнюю нужду в самом необходимом, даже в лекарствах, хотя заключение его самоотверженно разделял д-р Багрянский (см. соотв. статью). Имп. Павел I в первый же день своего царствования освободил Н. Н. был взят в крепость еще в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда "дряхл, стар, согбен". Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти (31 июля 1818) прожил почти безвыездно в своем Авдотьине, заботясь лишь о нуждах своих крестьян, об их просвещении и т. п. В Авдотьине до сих пор сохранилась благодарная о нем память (ср. об этом ст. Ярцева в "Историч. Вестн.", 1894 г., № 11).

Ср. Лонгинов, "Н. и московские мартинисты" (М., 1867); Незеленов, "Ник. Ив. Н., издатель журналов 1769-85 гг." (СПб., 1875); его же, "Н. в Шлиссельбургской крепости" ("Историч. Вестн.", 1882 г., № 12); ст. Якушкина в сборнике общества любителей российской словесности "Почин" на 1895 г. (М., 1895); Ключевский, "Воспоминание о Н. и его времени" ("Русская Мысль", 1895 г., № 1); Пыпин, "Времена Екатерины II" ("Вестн. Европы", 1895 г., № 7); В. Н. Сторожев в "Книговедении".

{Брокгауз}

Новиков, Николай Иванович

автор и издатель журналов, основатель типографской компании в Москве, развивший до чрезвычайных размеров торговлю книгами при Екат. II, масон; политический деятель. Род. 27 апреля 1744 г., † 1818 г. 31 июля.

{Половцов}

Новиков, Николай Иванович

Книгоиздатель и публицист XVIII в. Родом из дворянской семьи среднего достатка. Учился у деревенского дьячка, затем в Московской дворянской гимназии, откуда был исключен "за леность и нехождение в классы". С 1762 служил в гвардии. В 1767 был прикомандирован в качестве секретаря к комиссии по составлению проекта нового Уложения.

Систематическая работа Н. как литератора-профессионала началась с 1769 изданием сатирического журнала "Трутень" , за которым последовали сатирические же издания - "Пустомеля" , "Живописец" и "Кошелек" . В 1772 выпустил "Опыт исторического словаря о российских писателях". В 1773 приступил, при поддержке Екатерины, к изданию памятников ("Древняя Российская Вивлиофика" и др.). Переехав в Москву и взяв в аренду Московскую университетскую типографию, Н. начал издавать газ. "Московские ведомости" с разнообразными "прибавлениями", ряд журналов, напечатал огромное количество книг (всего Н. было издано около 1 000 названий), придал небывалый размах книжной торговле, вовлекая в нее провинцию (см. "Литературные издательства "), завязывая отношения с иностранными комиссионерами. В Москве окрепли связи Н. с масонами (в масонскую ложу он вступил еще в 1775) и через проф. Шварца, сделавшегося его ближайшим сотрудником, - с "братством златорозового креста" - розенкрейцерами. В 1784 возникла знаменитая "Типографическая компания" - крупнейшее по тому времени издательское и торговое дело на паях, с большим количеством подсобных учреждений, солидным капиталом и доходами. Со второй половины 80-х гг. XVIII в. деятельность розенкрейцеров начала вызывать подозрительность правительства, усугублявшуюся под влиянием событий Великой французской революции. Ряд притеснений, чинимых Н. по предписаниям Екатерины, закончился арестом его в 1792 и разгромом всех его предприятий (сожжение ряда изданий и т. п.). Сам Н. был приговорен к "нещадной (т. е. смертной) казни", замененной ему 15 годами заключения в Шлиссельбургской крепости, где он оставался до конца царствования Екатерины. Литературно-общественная работа его была прервана навсегда.

В своей издательской деятельности Н. делал сознательную установку на "читателей из мещанства и купечества". Огромный успех своих сатирических журналов ("Живописец" при жизни Н. выдержал 5 изданий) сам он объяснял тем, что "у нас те только книги четвертым и пятым изданием печатаются", которые приходятся "во вкус мещан". Особенно ярко выраженной буржуазной идеологией проникнуты сатирические журналы H. (H. являлся не только издателем журналов, но в значительной степени их автором; однако установить точный объем его авторства не представляется возможным в виду анонимности всего помещавшегося материала). Главной мишенью сатиры в журналах Н. служит высшее дворянское общество - "большие бояре", "придворная знать", "титлоносные", "случайные" люди. Сатирик беспощадно бичевал их пороки: чванство "пятисотлетней породы", лень, невежество, легкость нравов, модную поверхностную "французскую" образованность. С большим сочувствием относился он к "наукой подкрепленному" рядовому дворянству. Но идеалом Н. оказался "мещанин" - "человек подлый, по наречию некоторых глупых дворян", на самом же деле "муж совершенный", носитель всех возможных добродетелей. Дворянским персонажам, наделяемым характерными именами - "Недоум", "Худосмысл", "Забыл-честь", - он противопоставлял "мещанина" "Чистосердова" и свое alter ego - выразителя всех основных мыслей издателя - некоего "Правдолюбова". Сатира Н. до известной степени отвечала намерениям самой Екатерины, опасавшейся в первое десятилетие своего царствования дворянской оппозиции и стремившейся опереться против нее на "людей среднего рода", "создание" которых в России она считала своей прямой задачей. Сама она стояла во главе первого сатирического журнала "Всякая всячина", вызвавшего к жизни все остальные, в том числе и сатирические издания Н. Но критикуя дворянство, орган екатерининского самодержавия, целиком державшегося на дворянских же крепостнических корнях, оставался на позициях внутриклассовой борьбы. Н. в своей сатире сошел с этих позиций, атакуя дворянство с точки зрения другого класса - растущей буржуазии. Не ограничиваясь нападками на "порочных" людей, Новиков нападал на "порочность" социальных порядков - феодально-дворянских основ екатерининской России. Одной из центральных тем сатиры Н. являлось резко отрицательное изображение "рабства" - крепостничества, - в частности в "Живописце" напечатан замечательный "Отрывок из путешествия ***И. Т.", по мнению новейших исследователей принадлежащий Радищеву (см. ) и во всяком случае явившийся прообразом знаменитого "Путешествия из Петербурга в Москву". По представлению "Всякой всячины" сатира должна быть лишена "меланхолии", т. е. мрачного изображения действительности, должна вестись в "улыбательном тоне", памятуя, что ее задача - "увеселять знатных людей". Резко оспаривая исходные позиции "Всякой всячины", называя проповедуемое ею "человеколюбие" "пороколюбием", "Трутень" Н. устами Правдолюбова объявлял целью сатиры "исправление пороков", а не "потакание оным", требовал от сатирика конкретного адреса - "критики на лицо". Полемика "Трутня" и "Всякой всячины", естественно, не могла оставаться только на лит-ой почве: орган Екатерины скоро заговорил на языке, "самовластью свойственном", грозя "уничтожить" своего противника. Н. вынужден был пойти на уступки - ослабить остроту сатиры, торжественно изгнать с листов "Трутня" Правдолюбова за допущенные им "ругательства" против "Всякой всячины", а через некоторое время и вовсе "против желания" прекратить журнал.

Приблизительно та же судьба постигла и все остальные сатирические журналы Н. От издания к изданию сатира их становилась все менее "когтистой", все более бедной социальным содержанием. Если в "Живописце", к сотрудничеству в котором удалось привлечь самое Екатерину, мы еще находим ряд смелых выпадов против крепостного права, хотя скоро и прекратившихся (обещанное продолжение "Отрывка из путешествия ***И. Т." так и не смогло появиться), то в последнем его сатирическом журн. "Кошелек" сатирическая тематика ограничивается исключительно нападками на французоманию и вообще пристрастие русского дворянства к иностранцам. Нападки на культурный импорт из Европы стояли в прямой связи с нападками на импорт промышленный (см. в 6-м листе "Трутня", "Ведомость из Кронштадта" и мн. др.), с ориентацией Н. на "отечественную" промышленность. При крайней отсталости русских экономических форм того времени и обусловленных ими "национальных" идеологий это сообщало безусловно прогрессивной по своим основным тенденциям деятельности Новикова-сатирика выраженно-реакционный привкус (боевой патриотизм, преклонение перед "добродетелями предков" и вообще "здоровыми" началами русской действительности - религиозностью и т. п., - противопоставляемыми "французской заразе" - философии Вольтера и энциклопедистов).

Важной социально-общественной роли сатирических журналов Новикова соответствовало их выдающееся историко-литературное значение; из галереи сатирических зарисовок Новикова черпала впоследствии сатира Грибоедова ("французик из Бордо"), Пушкина (светский модник - прообраз Евгения Онегина) и др.

Библиография: I. Сатирические журналы Новикова "Трутень", "Живописец", "Кошелек" переизданы А. С. Сувориным ("Дешевая библиотека", №№ 326а, 326б, 327, 328 и 329).

II. Тихонpавов Н., Новиков, Сочин., т. III, ч. 1-2, М., 1898; Пыпин А. Н., История русской литературы, т. IV, изд. 4-е, СПб, 1909; Боголюбов В., Новиков и его время, М., 1916; Ключевский В. О., Воспоминания о Новикове и его времени, "Очерки и речи", 2-й сб. статей, П., 1918; Семенников В. П., Книгоиздательская деятельность Новикова и Типографической компании, П., 1921; Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, т. III, изд. 2-е, дополн., М. - Л., 1925.

III. Лонгинов М. Н., Сочин., т. I, М., 1915 (стр. 582-586 - главнейшая литератуpa о Н.); Пиксанов Н. К., Два века русской литературы, изд. 2-е, М., 1924 (стр. 42-44 - разработка темы "Н. И. Новиков в свете новых материалов и исследований"); Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Москва, 1924.

Д. Благой.

{Лит. энц.}

Новиков, Николай Иванович

Просветитель, издатель и журналист, один из известных деятелей отеч. масонства. Род. в с. Тихвинское Моск. губ., в бедной и незнатной дворянской семье. Учился в гимназии при Моск. ун-те. Не закончив ее, поступил на военную службу. В чине унтер-офицера участвовал в дворцовом перевороте Екатерины П. В те же годы активно занимался самообразованием и работой в Комиссии депутатов, созданной для сост. новых законов. Выйдя в отставку, посвятил себя изд. сатирических ж. "Трутень", "Пустомеля", "Живописец", "Кошелек" (1969-1774), на страницах к-рых обличались обществ. пороки, невежество, галломания, произвол чиновников, крепостное право. Влияние идей западноевроп. Просвещения не только не привело Н. в лагерь рус. "вольтерьянцев", но стимулировало его религ. искания. В 1775 он вступает в масонскую ложу "Астрея". Масонство Елагина, Рейхеля, шведская система не могли удовлетворить Н., т. к. "работы" в них велись формально и на уровне низших степеней посвящения. Жажда "света истины" и нравств. идеала, в конечном счете привели Н. к сближению с И.Г.Шварцем и розенкрейцерством - как ему казалось, наиболее глубоким и теоретичным учением. Одновременно Н. публикует сотни кн. по многим отраслям знания, переводы соч. древних и совр. философов, учреждает "Типографическую компанию", издает ж., газ. Организует в Москве избу-читальню и школу для детей разночинцев. В результате придворных интриг и недовольства Екатерины II деятельностью моск. масонов в 1792 Н. был заключен в Шлиссельбургскую крепость. После смерти императрицы освобожден. Остаток дней проводит в бедности в своем небольшом имении Авдотьино. Мировоззрение Н. носит религ.-антропоцентрический характер. Религия, филос., искусство, науки должны иметь нравств.-практич. смысл и служить делу познания и улучшения человеч. природы. "Ежели ученый все свои познания не устремит к совершенному разрешению одной загадки: на какой конец человек родится, живет и умирает, то он достоин сожаления и со всеми своими знаниями есть сущий невежда, вредный самому себе, ближнему и целому об-ву" (Избр. соч. М.-Л., 1951. С.406). Самопознание человека как совершеннейшего творения есть кратчайший путь к богопознанию. Законы природы, открытые человеком, произведения искусств и ремесел - все должно служить приобщению его к "царству духовного". Оно невозможно без веры в Бога, бессмертие души, без помощи свыше. В деле нравств. возрождения человека многое также зависит от разумного направления его свободной воли и обществ. установлений. Полит. деспотизм, как и быстрая "перемена в управлении", революции и войны приводят к упадку "наук и художеств", порождают невежество и разврат, а, следовательно, богопротивны. По мнению Н., обретению человеком смысла своего существования благоприятствуют: полит. стабильность, относительная свобода в об-ве и материальный достаток.

Никола́й Ива́нович Новико́в (27 апреля (8 мая) , Тихвинское-Авдотьино , Московская губерния - 31 июля (12 августа) , там же) - российский журналист , издатель и общественный деятель , масон , одна из крупнейших фигур Русского Просвещения .

Юность

В 1772 году Новиков выступил с новым сатирическим журналом - «Живописцем », лучшим периодическим изданием XVIII века . «Живописец» проводил те же идеи, что и «Трутень»: в ряде статей, из которых одни принадлежали И. П. Тургеневу , другие приписывались А. Н. Радищеву , он сильно и горячо ратовал против крепостного права . В 1775 Новиков издал книгу «Живописец», в которой собрал лучшие статьи из одноименного журнала и «Трутня» в переработанном виде.

Издание памятников истории

Одной из важнейших задач Новиков считал борьбу против преклонения дворянства перед иностранщиной, за национальные основы русской культуры. Одновременно с сатирическими журналами он выпустил ряд исторических изданий. Среди них книга «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772) , а также «Древняя Российская Вивлиофика …» - издававшиеся ежемесячно памятники русской истории (1773-1776), «Древняя Российская Идрография » (т. I, 1773 - описание московского государства, составленное при Фёдоре Алексеевиче), и другие издания исторических материалов. Он первым издал «Скифскую историю » А. И. Лызлова .

Новиков сознавал необходимость в издании исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п. , иногда прилагал эти приёмы при пользовании несколькими списками (например, в «Идрографии»). Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым был разрешён ему императрицей в 1773 году. Новиков сам составил себе собрание рукописей исторического содержания. Много материалов доставляли ему Миллер , князь Щербатов , Бантыш-Каменский и другие, также Екатерина II, поддержавшая издание «Вивлиофики» щедрыми субсидиями.

В 1787 году «Бархатная книга» была издана Н. И. Новиковым под названием «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих» и является ценным документом для генеалогических исследований.

В масонстве

В 1784 году из «Дружеского общества» выделилась «Типографическая компания», исключительно для печатания книг, из 14 членов, в том числе 12 франкмасонов. Вдохновителем этой компании был Н. И. Новиков. Дружеское общество и Типографическая компания выпустили множество книг, частью общего содержания, частью специально масонских. В том же году, по требованию комиссии народных училищ в Петербурге, были уничтожены некоторые учебники и запрещено печатание «Истории ордена иезуитов ». В 1785 году к франкмасонству присоединились Карамзин и некоторые другие замечательные личности. Но развитию франкмасонства грозила сильная опасность. Императрица Екатерина II , относившаяся к нему подозрительно в последнее время, предписала произвести обыск в книжной лавке Н. И. Новикова и поручила митрополиту Платону испытать Новикова в Законе Божием и осмотреть изданные им книги. Новикова митрополит признал верным правилам церкви, но четыреста шестьдесят одно сочинение было опечатано.

В 1787 году во время неурожая и возникшего вследствие этого массового голода Новиков начал оказывать филантропическую помощь крестьянам своего имения Авдотьино, а затем и соседним деревням. Израсходовав на сие свыше 50000 рублей (при поддержке Г. М. Походяшина), он спас от голодной смерти мужиков из 100 селений. Не стерпев такой дерзости, императрица Екатерина подписала указ «о запрещении в продажу всех книг, до святости касающихся». Было изъято из лавок и сожжено свыше 330 изданий, большая часть из которых вышла в типографиях Новикова . По приказу императрицы от 17.10.1788 Новикову было отказано в продление аренды Университетской типографии. Тяжело заболев, в июне 1789 он удалился из Москвы в Авдотьино. В 1791 Типографическая компания официально самоликвидировалась, передав все имущество и долги персонально Новикову.

В 1790 году в Москву назначен был главнокомандующим князь Прозоровский , человек невежественный, подозрительный, жестокий, выдвигавшийся угодничеством. Он посылал на Новикова доносы, вызвавшие отправление в Москву графа Безбородко для производства негласного дознания; но Безбородко не нашёл никаких поводов к преследованию Новикова.

Услышав об аресте Новикова, князь Разумовский возмутился: «Больного старикашку взяли под караул, а расхвастались, как будто город захватили ». Николаю Ивановичу предстояли допросы в Москве и пытки в Петербурге .

Ещё до окончания следствия императрица указом от 10 мая 1792 года повелела тайно перевезти Новикова в Шлиссельбургскую крепость , где новые допросы делал ему сам Шешковский .

Однако следствие смогло предъявить обвинения, основанные лишь на подозрениях, которые были столь неубедительными, что суд устраивать было просто неприлично . Наконец, 1 августа 1792 года императрица подписала указ о заключении Новикова без суда в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. Новиков обвинялся в «гнусном расколе», в корыстных обманах, в деятельности масонской (что не было запрещено ни раньше, ни после), в сношениях с герцогом брауншвейгским и другими иностранцами (сношения эти касались исключительно масонства и никакого политического значения не имели). Указ Екатерины гласил: «…хотя Новиков и не открыл сокровенных своих замыслов, но непризнанные им преступления столь важны, что Мы повелели запереть его в Шлиссельбургскую крепость » .

Все эти обвинения указ относит не к одному Новикову, а ко всем его соучастникам-масонам; пострадал же один только Новиков, хотя он даже не считался главой московских масонов. Даже князь Прозоровский был поражён исходом дела Новикова: «Я не понимаю конца сего дела , - писал он Шешковскому, - как ближайшие сообщники, если он преступник, то и они преступники ».

Из 15 лет Новиков просидел только 4 года - императрица умерла, а новый император Павел Первый в первый же день своего царствования приказал освободить Новикова за отсутствием вины . Однако, Новиков был заключён в крепость ещё в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда «дряхл, стар, согбен».

Но на свободе ждала страшная новость - пока он сидел в Шлиссельбурге, всё его имущество было продано с аукциона, в том числе и имение Авдотьино. Однако, Новиков смог добиться возвращения усадьбы, но при этом его финансовое положение было таким плачевным, что пришлось заложить имение. На вырученные деньги Николай Иванович планировал снова отремонтировать усадебные постройки, но оказалось, что будет дешевле всё построить заново .

Новиков построил для крестьян четырёхквартирные кирпичные дома, которые называл «домами связи». Такое название было дано, потому что Новиков считал, что цивилизация разрушила былую естественную связь между людьми. Люди разъединились, отгородились друг от друга. Эту стену между людьми и должны были сломать «дома связи». Это, фактически, была первая коммуна в России .

Также, Николай Иванович мечтал возродить связь человека с природой. Он занимался садоводством, разбил в имении фруктовый сад, много времени проводил в парке. Друзья слали ему семена различных культур (цветов, клевера), черенки вишен, груш, яблонь .

Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти 31 июля (12 августа ) прожил почти безвыездно в своём Авдотьине, заботясь лишь о нуждах своих крестьян, об их просвещении и т. п.

Новиков буквально выбивался из сил, чтобы поправить свои дела. Но дети были плохими помощниками, так как они страдали эпилепсией, начавшейся в день его ареста. В декабре Новикова каждый год охватывала паника - нужно было где-то доставать средства для очередного взноса по закладной, ведь, если этого не сделать, то всё имущество могло пойти «с молотка». В 1817 году Новикову пришлось особенно трудно, он едва смог в последний момент собрать деньги. Сразу после этого у него случился инсульт и он потерял память и вскоре умер .

После его смерти Николай Михайлович Карамзин подал императору Александру Первому прошение, в котором значилось: «Новиков, не уличённый ни в каком государственном преступлении, был жертвою подозрения, извинительного, но несправедливого. Бедность и несчастье его детей подает случай государю милосердному вознаградить в них усопшего страдальца ». Но император не внял просьбе, и заложенное имение было продано с публичного торга за долги .

Несмотря на это, в Авдотьине сохранилась благодарная память о Николае Ивановиче.

Память

Комментарии

Примечания

  1. Новиков Николай Иванович // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М. : Сов. энцикл., 1968. - Т. 5.
  2. Новиков, Николай Иванович // Энциклопедический словарь / Министерство культуры СССР. - Л. : Главное управление полиграфической промышленности, 2-я типография «Печатный двор им. А. М. Горького», 1953. - С. 505.
  3. , С. 78–82.
  4. Опыт исторического словаря о российских писателя / Собрал Николай Новиков. - СПб., 1772. - 278 с.
  5. Сергей Карпачев. Тайны масонских орденов. - М.: «Яуза-Пресс», 2007. - с. 34. - ISBN 978-5-903339-28-0
  6. Серков А. И. Русское масонство. 1731-2000 (Энциклопедический словарь) - М.: «РОССПЭН», 2001. - 1224 с., илл. ISBN 5-8243-0240-5
  7. Аржанухин С. В. Шварц Иван Григорьевич. МегаЭнциклопедия Кирилл и Мефодий
  8. см. Новиков, Шварц, Дружеское общество
  9. «Устав вольных каменщиков» (неопр.) . Дата обращения 25 ноября 2002. Архивировано 25 ноября 2002 года.
  10. Берков, Павел Наумович . Сатирические журналы Н.И. Новикова. - Изд-во Академии наук СССР, 1951. - 616 с.
  11. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  12. Санктпетербургские ученые ведомости на 1777 год. 0
  13. Пирожкова Т. Ф. Журнал для «прекрасного пола» // «Вестник Московского университета» - (Сер. 10. Журналистика). - 1994. - № 6. - С. 26-37.
  14. Щепкина Е. Дамские и модные журналы былых времен // «Союз женщин». - 1909. - № 5-6. - С. 25-26.
  15. Смеюха В. В. Развитие отечественной женской прессы в конце XVIII первой половине XIX веков // Филологический вестник Ростовского университета. - 1998. - № 1. - С. 64-67.
  16. , С. 123–124.
  17. , С. 145–146.
  18. , С. 153–154.
  19. Фотография Мемориальной доски на доме Н. И. Новикова в Авдотьино 7 апреля 2007. // Wikimedia Commons, 9 апреля 2007.
  20. Карпачев С. П. Тайны масонских орденов. - М.: «Яуза-Пресс», 2007. - 352 с. - ISBN 978-5-903339-28-0
  21. Россия и гнозис: Судьбы религиозно-философских исканий Николая Новикова и его круга // Сайт культурно-просветительского журнала «Дельфис» (www.delphis.ru) 09.10.2012

НОВИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ - российский об-щественный дея-тель, про-све-ти-тель, пуб-ли-цист, из-да-тель.

Дво-ря-нин. Учил-ся в дво-рян-ской гим-на-зии при Московском университете (1756-1759 годы, в 1760 году от-чис-лен за дли-тель-ную са-мо-воль-ную от-луч-ку). Слу-жил в пол-ках - лейб-гвардии Из-май-лов-ском (1762-1768 годы; ко-ман-ди-ро-ван для ра-бо-ты в Уло-жен-ной ко-мис-сии 1767-1768/1769 годы, про-то-ко-лист) и Му-ром-ском пе-хот-ном (1768-1769 годы), вы-шел в от-став-ку в чи-не по-ру-чи-ка. В 1770-1773 годы чис-лил-ся пе-ре-во-дчи-ком в Кол-ле-гии иностранных дел. До 1779 года жил в Санкт-Пе-тер-бур-ге .

В ка-че-ст-ве из-да-те-ля эпи-зо-ди-че-ски высту-пал с 1766 года. Пер-вое круп-ное пред-при-ятие Н.И. Новикова - са-ти-рический еже-не-дель-ник «Тру-тень» (1769-1770 годы), в котором он вёл по-ле-ми-ку с журналом «Вся-кая вся-чи-на» и её не-глас-ным ре-дак-то-ром - императрицей Ека-те-ри-ной II, от-стаи-вая не-об-хо-ди-мость как зло-бо-днев-ной са-ти-ры на «ли-ца», так и ра-зо-бла-че-ния «об-ще-ст-вен-ных по-ро-ков» (чи-нов-ничь-е-го про-из-во-ла, про-винциального не-ве-же-ст-ва, не-со-вер-шен-ст-ва за-ко-нов и пр.). Другие са-ти-рические жур-на-лы Н.И. Новикова так-же бы-ли об-ра-ще-ны к со-ци-аль-но ост-рой про-бле-ма-ти-ке - «Пус-то-ме-ля» (1770 год); «Жи-во-пи-сец» (1772-1773 годы), где, в ча-ст-но-сти, впер-вые от-кры-то по-став-лен во-прос о жес-то-ком об-ра-ще-нии по-ме-щи-ков с кре-сть-я-на-ми.

В журнале «Ко-ше-лёк» (1774 год) Н.И. Новиков пуб-ли-ко-вал ма-те-риа-лы, по-свя-щён-ные об-ли-че-нию гал-ло-ма-нии в русском об-ще-ст-ве и за-щи-те нациаональной са-мо-быт-но-сти русской куль-ту-ры. Зна-чительная часть ма-те-риа-лов в этих жур-на-лах при-над-ле-жа-ла Н.И. Новикову, од-на-ко его ав-тор-ст-во в ря-де слу-ча-ев ос-па-ри-ва-ет-ся ис-сле-до-ва-те-ля-ми (напр., «Пи-сем к Фа-ла-лею» и ан-ти-кре-по-ст-ни-че-ско-го «От-рыв-ка пу-те-ше-ст-вия в ***И*** Т***»). Од-но-вре-мен-но Н.И. Новиков опуб-ли-ко-вал со-став-лен-ный им пер-вый в Рос-сии био-биб-лио-гра-фический спра-воч-ник «Опыт ис-то-ри-че-ско-го сло-ва-ря о рос-сий-ских пи-са-те-лях» (1772 год, вклю-чал све-де-ния о 315 русских пи-са-те-лях XI-XVIII веков).

В 1773 году Н.И. Новиков совместно с кни-го-про-дав-цем К.В. Мил-ле-ром уч-ре-дил «Об-ще-ст-во, ста-раю-щее-ся о на-пе-ча-та-нии книг»; оно вы-пус-ка-ло гл. обр. пе-ре-дан-ные «Об-ще-ст-ву…» императрицей Ека-те-ри-ной II пе-ре-во-ды, ко-то-рые бы-ли вы-пол-не-ны чле-на-ми «Со-б-ра-ния, ста-раю-ще-го-ся о пе-ре-во-де ино-стран-ных книг». С це-лью по-пу-ля-ри-за-ции зна-ний о российской ис-то-рии Н.И. Новиков при фи-нан-со-вой под-держ-ке импертрицы Ека-те-ри-ны II и при уча-стии Н.Н. Бан-тыш-Ка-мен-ско-го, В.В. Кре-сти-ни-на, Г.Ф. Мил-ле-ра , кн. М.М. Щер-ба-то-ва и др. из-дал «Древ-нюю Рос-сий-скую вив-лио-фи-ку» (ч. 1-10, 1773-1775 годы; 2-е, рас-ши-рен-ное, изд.: ч. 1-20, 1788-1791 годы). С той же це-лью на-чал пуб-ли-ка-цию журналу «По-ве-ст-во-ва-тель древ-но-стей рос-сий-ских» (1776 год, вы-шел один но-мер), впер-вые из-дал цен-ные ис-то-рические па-мят-ни-ки («Сло-во по-хваль-ное ве-ли-ко-му го-су-да-рю Бо-ри-су Фё-до-ро-ви-чу Го-ду-но-ву...» К. Фид-ле-ра, «Кни-га Боль-шо-му чер-те-жу», оба 1773 год; «Ис-то-рия о не-вин-ном за-то-че-нии ближ-не-го боя-ри-на А.С. Мат-вее-ва», 1776 год, «Бар-хат-ная кни-га», 1787 год, и пр.). Вы-пус-тил в свет ис-то-рические со-чи-не-ния - «Крат-кая по-весть о быв-ших в Рос-сии са-мо-зван-цах» кн. М.М. Щер-ба-то-ва (1774 год), «Скиф-ская ис-то-рия» А.И. Лыз-ло-ва (1776 год) и др.

С середиы 1770-х годов дея-тель-ность Н.И. Новикова в зна-чительной сте-пе-ни бы-ла свя-за-на с ма-сон-ст-вом. Член не-сколь-ких лож. Из-да-вал ма-сон-ские жур-на-лы, в т. ч. «Ут-рен-ний свет» (1777-1780 годы, вы-хо-дил в Санкт-Пе-тер-бур-ге, с мая 1779 года в Мо-ск-ве; его про-дол-же-ние - журнал «Мо-с-ков-ское еже-ме-сяч-ное из-да-ние», 1781 год). В них дек-ла-ри-ро-вал от-каз от са-ти-ры в поль-зу фи-ло-соф-ст-во-ва-ния и нра-во-уче-ния, про-па-ган-ди-ро-вал «ста-рин-ные зна-ния, скры-тые под гие-рог-ли-фи-че-ским язы-ком», по-ме-щал со-чи-не-ния, на-прав-лен-ные про-тив без-бо-жия и «воль-но-мыс-лия». Часть средств от про-да-жи вы-пус-кае-мых им жур-на-лов на-прав-лял на со-дер-жа-ние двух на-чаль-ных учи-лищ для де-во-чек и маль-чи-ков из бед-ных се-мей (от-кры-ты в 1777-1778 годы в Санкт-Пе-тер-бур-ге). В 1779 году по пред-ло-же-нию М.М. Хе-раско-ва на 10 лет арен-до-вал ти-по-гра-фию Московского университета и по-лу-чил пра-во на из-да-ние газеты «Мо-с-ков-ские ве-до-мо-сти» (фак-ти-че-ски ею за-ни-ма-лись на-ня-тые Н.И. Новиковым ре-дак-то-ры С.Б. Сы-рей-щи-ков и П.В. Ива-нов; сам Н.И. Новиков ре-дак-ти-ро-вал толь-ко «При-бав-ле-ние к "Мо-с-ков-ским ве-до-мо-стям"», 1783-1784 годы). В том же го-ду Н.В. Новиков по-зна-ко-мил-ся с И.Г. Швар-цем, ко-то-рый в рам-ках ма-сон-ской дея-тель-но-сти при-влёк Н.И. Новиков гл. обр. к ор-га-ни-за-ции вос-пи-та-ния юно-ше-ст-ва и сбо-ру для это-го ма-те-ри-аль-ных по-жерт-во-ва-ний (с 1780 года Н.И. Новиков - член ло-жи «Гар-мо-ния»).

Н.И. Новиков уча-ст-во-вал в ор-га-ни-за-ции Учи-тель-ской (Пе-да-го-ги-че-ской) (1779-1786 годы) и Пе-ре-во-дче-ской (Фи-ло-ло-ги-че-ской) (1782-1786 годы) се-ми-на-рий, Со-б-ра-ния уни-вер-си-тет-ских пи-том-цев (1781-1789 годы) и «Дру-же-ско-го учё-но-го об-ще-ст-ва» (1782-1786 годы) при Московском университете. Пуб-ли-ко-вал учеб-ни-ки и учеб-ные по-со-бия по иностранному языку, ариф-ме-ти-ке, гео-гра-фии и пр. В ка-че-ст-ве при-ло-же-ния к газете «Мо-с-ков-ские ве-до-мо-сти» из-да-вал пер-вый в Рос-сии жур-нал для де-тей «Дет-ское чте-ние для серд-ца и ра-зу-ма» (1785-1789 годы). В начале 1780-х годов во-шёл в ло-жу «тео-ре-ти-че-ско-го гра-ду-са», под-чи-няв-шую-ся бер-лин-ско-му ор-де-ну ро-зен-крей-це-ров, ко-то-рый идео-ло-ги-че-ски про-ти-во-сто-ял про-све-ти-тель-ско-му ра-цио-на-лиз-му. За-ни-мал вы-со-кие по-сты в ма-сон-ской ие-рар-хии. В 1784 году, по-сле смер-ти Швар-ца, вме-сте с кн. Н.Н. Тру-бец-ким и П.А. Та-ти-ще-вым Н.И. Новиков стал чле-ном-ос-но-ва-те-лем Ди-рек-то-рии «тео-ре-ти-че-ско-го гра-ду-са» московских ро-зен-крей-це-ров. В том же го-ду ини-ции-ро-вал соз-да-ние в Мо-ск-ве Ти-по-гра-фи-че-ской ком-па-нии. По мне-нию ря-да ис-сле-до-ва-те-лей, в чис-ле др. московских ма-со-нов пы-тал-ся ус-та-но-вить свя-зи с вел. кн. Пав-лом Пет-ро-ви-чем (бу-дущим императором Пав-лом I). Пе-рио-ди-че-ски осу-ще-ст-в-лял фи-лан-тро-пич. ак-ции, вы-зы-вав-шие у вла-стей по-доз-ре-ния в на-ме-ре-нии ма-со-нов при-влечь к се-бе и про-сто-на-ро-дье (са-мая круп-ная - скуп-ка зер-на на сред-ст-ва Г.М. По-хо-дя-ши-на и др. и раз-да-ча его го-ло-даю-щим кре-сть-я-нам в 1787 году). Со-дей-ст-во-вал от-кры-тию в Мо-ск-ве учи-ли-ща для раз-но-чин-цев, боль-ни-цы для ти-по-граф-ских ра-бо-чих и ап-те-ки для бед-ных. В с. Ав-доть-и-но вы-стро-ил для сво-их кре-сть-ян ка-мен-ные до-ма, в конце 1780-х годов там же - ко-ло-коль-ню при церк-ви в честь ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри «Тих-вин-ская».

Кон-флик-ты с вла-стью у Н.И. Новикова на-ча-лись в 1784 года, ко-гда об-на-ру-жи-лось, что он опуб-ли-ко-вал два учеб-ни-ка, пра-во на из-да-ние ко-то-рых при-над-ле-жа-ло од-но-му из пе-тербургской ти-по-гра-фов. Они бы-ли кон-фи-ско-ва-ны, а день-ги за про-дан-ные эк-зем-п-ля-ры взы-ска-ны с Н.И. Новиковм. В 1786 году по ука-за-нию имп. Ека-те-ри-ны II со-став-ле-на опись всех книг, из-дан-ных Н.И. Новиковым (6 книг на ма-сон-скую те-ма-ти-ку за-пре-ще-но про-да-вать), а ми-тро-по-лит Мо-с-ков-ский Пла-тон (Лев-шин) ис-пы-тал Н.И. Новиков «в за-ко-не на-шем» (пра-во-сла-вии). Хо-тя Н.И. Новиков был при-знан доб-ро-по-ря-доч-ным хри-стиа-ни-ном, он ос-тал-ся под по-доз-ре-ни-ем у им-пе-рат-ри-цы. В 1788 году Ека-те-ри-на II за-пре-ти-ла про-дле-вать Н.И. Новиков срок арен-ды уни-вер-си-тет-ской ти-по-гра-фии. С 1790 года Н.И. Новиков на-хо-дил-ся под по-сто-ян-ным по-ли-цей-ским на-блю-де-ни-ем. Вес-ной 1792 года аре-сто-ван и дос-тав-лен в Санкт-Пе-тер-бург. Об-ви-нял-ся в об-ма-не ря-до-вых ма-со-нов в це-лях лич-но-го обо-га-ще-ния, в от-ступ-ни-че-ст-ве от пра-во-сла-вия, из-мен-ни-че-ских свя-зях с Прус-си-ей че-рез ор-ден ро-зен-крей-це-ров, ор-га-ни-за-ции за-го-во-ра про-тив им-пе-рат-ри-цы и по-пыт-ках при-влечь к не-му на-след-ни-ка пре-сто-ла. Доп-ра-ши-вал-ся так-же о по-лу-че-нии зо-лота с по-мо-щью фи-ло-соф-ско-го кам-ня.

Ука-зом 1(12) августа 1792 года Ека-те-ри-на II, убе-ж-дён-ная, что Н.И. Новиков дей-ст-ви-тель-но яв-ля-ет-ся гла-вой тай-но-го ма-сон-ско-го за-го-во-ра в Рос-сии, при-зна-ла его ви-нов-ным по всем пунк-там и дос-той-ным смерт-ной каз-ни, ко-то-рую за-ме-ни-ла на 15 лет за-клю-че-ния в Шлис-сель-бург-ской кре-по-сти. В но-ябре 1796 года, по-сле всту-п-ле-ния на пре-стол императора Пав-ла I, Н. ос-во-бо-ж-дён, все об-ви-не-ния с не-го сня-ты. По-след-ние го-ды жиз-ни Н.И. Новиков про-вёл в Ав-доть-и-не. Пы-тал-ся на-ла-дить су-кон-ное про-изводство, а так-же, по не-ко-то-рым све-де-ни-ям, в 1805 году вновь арен-до-вать ти-по-гра-фию Московского университета. За-ни-мал-ся при-ват-ным изу-че-ни-ем мис-тических со-чи-не-ний со сво-им со-рат-ни-ком по ма-сон-ской дея-тель-но-сти С.И. Га-ма-ле-ей. По-сле смер-ти Н.И. Новиков его ра-зо-рив-ше-му-ся се-мей-ст-ву по рас-по-ря-же-нию императора Алек-сан-д-ра I бы-ла ока-за-на по-мощь.

К началу 1790-х годов Н.И.Новиковым из-да-но свыше 900 на-име-но-ва-ний книг - около 1/4 пе-чат-ной про-дук-ции Рос-сии то-го вре-ме-ни (пре-обла-да-ла ори-ги-наль-ная и пе-ре-вод-ная бел-лет-ри-сти-ка, зна-чительная часть со-став-ля-ли бо-го-слов-ские и ма-сон-ские со-чи-не-ния, а так-же ис-то-рическая, учеб-ная, спра-воч-ная, фи-ло-соф-ская, юри-дическая, пе-да-го-гичекая, эко-но-мическая ли-те-ра-ту-ра). Под на-ча-лом Н.И.Новиков бы-ла раз-вёр-ну-та книж-ная тор-гов-ля во мно-гих го-ро-дах Рос-сии, в Мо-ск-ве от-кры-та биб-лио-те-ка-чи-таль-ня. Н.И. Новикову ус-та-нов-лен бюст в г. Брон-ницы (2003 год; скульп-тор М.Г. Саль-ман).

Сочинения:

Из-бран-ные со-чи-не-ния / Под-го-тов-ка тек-ста, вступ. ст. и ком-мен-та-рии Г. П. Ма-ко-го-нен-ко. М.; Л., 1951;

Са-ти-ри-че-ские жур-на-лы Н. И. Но-ви-ко-ва / Вступ. ст. и ком-мен-та-рии П. Н. Бер-ко-ва. М.; Л., 1951;

Из-бран-ное. М., 1983;

Смею-щий-ся Де-мок-рит. М., 1985;

Пись-ма Н. И. Но-ви-ко-ва. М., 1994.

Дополнительная литература:

Лон-ги-нов М.Н. Но-ви-ков и мо-с-ков-ские мар-ти-ни-сты. М., 1867. СПб., 2000;

Не-зе-ле-нов А.И. Н.И. Но-ви-ков, из-да-тель жур-на-лов 1769-1785 гг. СПб., 1875;

Бо-го-лю-бов В.Н. Н.И. Но-ви-ков и его вре-мя. М., 1916;

Вер-над-ский Г.В. Но-ви-ков. П., 1918; Се-мен-ни-ков В. П. Кни-го-из-да-тель-ская дея-тель-ность Н. И. Но-ви-ко-ва и Ти-по-гра-фи-че-ской ком-па-нии. П., 1921;

Ма-ко-го-нен-ко Г.П.Н. Но-ви-ков и рус-ское про-све-ще-ние XVIII в. М.; Л., 1952;

Бу-дяк Л.М. Но-ви-ков в Мо-ск-ве и Под-мос-ко-вье. М., 1970;

Ли-хот-кин Г.А. Ок-ле-ве-тан-ный Ко-ло-ви-он. Л., 1972;

Дер-бов Л.А. Об-ще-ст-вен-но-по-ли-ти-че-ские и ис-то-ри-че-ские взгля-ды Н. И. Но-ви-ко-ва. Са-ра-тов, 1974;

Н. И. Но-ви-ков и об-ще-ст-вен-но-ли-те-ра-тур-ное дви-же-ние его вре-ме-ни. Л., 1976;

Мар-ты-нов И.Ф. Кни-го-из-да-тель Н. Но-ви-ков. М., 1981;

Не-кра-сов С.М. Апо-стол до-б-ра: По-ве-ст-во-вание о Н. И. Но-ви-ко-ве. М., 1994;

Но-ви-ков и рус-ское ма-сон-ст-во. М., 1996.