Русское художественное стекло. Художественные изделия из стекла: районы производства, особенности технологии и ассортимент Стекло художественное

Классификация изделий. Художественные изделия из стекла классифицируют по назначению, материалу, способу изготовления, размерам, предприятиям-изготовителям.

По назначению изделия из стекла подразделяют на утилитарные, декоративные и сувениры. К первой группе относят: предметы домашнего обихода -- вазы для фруктов, конфет, салатницы, графины, фужеры, рюмки, приборы для чая, столовые комплекты, наборы различных предметов; принадлежности для курения -- пепельницы; предметы туалета -- настольные пудреницы, пульверизаторы. В группу изделий декоративного характера входят: предметы оформления интерьера -- вазы для цветов, мелкая скульптура, декоративные композиции, панно; украшения -- запонки, бусы, броши и др. К группе сувениров относят: плакетки, медали с изображением исторических памятников, миниатюрные скульптуры, канцы.

По материалу различают художественные стеклянные изделия из обычного (известково-натриевого), хрустального (с добавлением оксида свинца) и сульфидно-цинкового стекла.

По размерам изделия из стекла подразделяют на крупные (вазы для цветов высотой более 250 мм, графины вместимостью более 500 мм3, крюшонницы, салатницы диаметром более 150 мм и т.д.), средние (бокалы, вазы для цветов высотой до 250 мм, фужеры, сахарницы диаметром до 150 мм, тарелки и блюда диаметром до 150 мм и др.), мелкие (блюдца для варенья, бокальчики, стаканчики, подставки для ножей, солонки и др.).

По предприятиям-изготовителям различают художественные изделия из стекла: ленинградские, гусевские, дятьковские, эстонские, украинские и др.

Ленинградские художественные изделия из стекла. Ленинградский завод художественного стекла специализируется на выпуске высокохудожественных сувенирно-подарочных изделий из бесцветного и цветного хрусталя с алмазной гранью и гравировкой. В ассортименте изделий ленинградских художников большое место занимают всевозможные вазы для фруктов, конфет, цветов («Север», «Новоселье», «Кружево», «Колючий шарик», «Теплый вечер» и др.), бокалы («Ленинград», «Ростральная колонна», «Адмиралтейство»), фужеры и рюмки («Летний сад», «Юбилейный»). В небольшом количестве выпускают пепельницы. Широко представлены в ассортименте разнообразные наборы и комплекты («Метель», «Фиалка», «Аленка», «Березка», «Рыбка»). Особую группу составляют декоративные вазы и др.

Гусевские художественные изделия из стекла. Владимирская область занимает одно из первых мест в производстве художественного стекла. В изделиях завода прослеживаются русские стекольные традиции. В своих работах гусевские мастера и художники отражают природу и архитектуру Владимирского края. Гусевский завод выпускает широкий ассортимент изделий как массового производства, так и уникального характера. Ассортимент предметов массового характера: различные вазы, конфетницы, стаканы, рюмки, фужеры, а также кружки для пива (медовухи), блюда и подносы, пепельницы, различные наборы хрустальных предметов, выполненные из хрустального и сульфидно-цинкового бесцветного и цветного стекла выдуванием в форму или гутной техникой. К уникальным изделиям относятся сервизы, столовые комплекты и наборы, рюмки, декоративные и подарочные комплекты, вазы для цветов и др.

Большое место в ассортименте художественных изделий занимают сувениры с изображением памятников старины. Расширяется выпуск скульптуры из стекла: фигурки птиц, животных, персонажи из сказок. Скульптуру выполняют чаще всего из цветного стекла в гутной технике; украшают налепами из стекла различного цвета.

В последнее время цветное стекло часто применяют при изготовлении не только скульптуры, но и декоративных и утилитарных изделий. Мастера широко используют цветное стекло и хрусталь с добавлением редкоземельных элементов: золотистые жбаны и графины, нежно-сиреневые и синие декоративные блюда и вазы прекрасно сочетаются с бесцветным, как капли воды, хрусталем.

Дятьковские художественные изделия из стекла. Дятьковский хрустальный завод в Брянской области основан в 1790 г.; выпускает четвертую часть хрустальных изделий, производимых в нашей стране. Специализируется он на выпуске посуды из бесцветного, цветного стекла и хрустальных изделий. Техника изготовления изделий из стекла -- прессование с последующей доработкой. Украшают изделия алмазной гранью, гравировкой и матовой насечкой, мелкими поясками; выпускается накладное стекло. Орнамент изготовляемых стеклянных изделий в основном геометрический: ромбы, реже звездочки, кружочки, клетки. Форма изделий -- цилиндрическая или коническая, реже шарообразная, но может быть и любой (как например, тарелки «Лист»).

Отличительная особенность дятьковских изделий из стекла -- художественное своеобразие форм и отделки, ровный блеск шлифовки, переливы утонченных граней.

Ассортимент изделий Дятьковского хрустального завода включает изделия посудной группы: приборы для воды («Паутинка», «Березка», «Хрустальная головка»), столовые («Гнездо»), для молочных продуктов («Ягодка»), наборы детской посуды («Рыбка»); наборы для вина.

Особенности производства изделий. Процесс изготовления художественных изделий из стекла сложен. Начинается его производство с приготовления шихты. Шихта -- смесь различных материалов, подобранных в соответствии с видом вырабатываемого стекла, которую подвергают тщательной обработке. Затем следует процесс варки стекла. Это очень важная операция в производстве стекла. От нее во многом зависит качество готовых изделий. Варят стекло в специальных стекловаренных печах при постепенном повышении температуры в них от 700° до 1450° -- 1480 °С. После этого массу охлаждают. Далее следует выработка или формование, изделий различными методами. Существует несколько способов формования художественных стеклянных изделий: выдувание, прессование, прессовыдувание и центробежное литье.

Выдувание может быть механизированным, вакуум-выдувным, ручным в формах и свободным. Первые два способа применяют чаще всего при выработке недорогих сувениров. Ручное выдувание в формы с помощью стеклодувной трубки позволяет создавать изделия, характеризующие мастерство каждого исполнителя. Свободное выдувание, или гутная (иногда называют гутенская) техника, заключается в свободном формовании изделия без формы. Мастер, набрав на кончик трубки искрящийся шарик стекла, быстро раздувает этот набор в шар, вращает «баночку»1, периодически подправляет шар деревянными брусками, перекидывает трубку то в одну, то в другую руку, одновременно беспрестанно вращая ее. Шар 1 Набранная в трубку стекломасса носит еще название «набор» или «баночка» принимает те формы, которые мастер задумал. Полученный предмет снимают с трубки и помещают на «понтий» (железный стержень), чтобы обработать изделие: раскрыть верх или раскатать нижнюю часть для получения соответствующего изделия. Изделия, выполненные гутенской техникой, отличаются неповторимостью. Как бы ни старался мастер в точности выполнить образец по эскизу художника, отклонения неминуемы. Поскольку у каждого исполнителя «свой глаз», «своя рука», вращающая трубку с набором, и, наконец, своя фантазия, во время работы у него возникают свои представления о создаваемом предмете. Отличительными признаками выдувных изделий являются небольшая толщина стенок изделия, высокая прозрачность, более сложные разнообразные формы.

Прессовыдувание характеризуется тем, что формование изделий проходит две стадии: сначала их формуют в пресс-форме, а затем в горячем виде -- воздухом. Изделия получаются более толстостенными, менее прозрачными, имеют рельефные украшения. Центробежное литье осуществляется под действием центробежных сил.

После формования изделия обжигают (выдерживают в печах при 530--580 °С) и медленно охлаждают для повышения их термической и механической устойчивости, затем обрабатывают (обрезают верхушки изделий, примыкающие к выдувной трубке, выравнивают шлифовкой края, донья, горловину) и украшают. Украшения наносят на горячее изделие или на готовое изделие.

К украшениям, наносимым на горячее изделие, относят: нацвет, сульфидное стекло, атласное стекло, ирризацию, кракле, цветную насыпь, украшение стеклонитью.

Нацвет -- украшение из цветного стекла, нанесенное на поверхность бесцветного стекла.

Сульфидное стекло -- получение мраморовидных и опаловых полос различных цветовых оттенков.

Атласное стекло -- сочетание молочного и цветного стекла с помощью форм, имеющих выступы и углубления разного размера.

Ирризация -- обработка изделий в горячем виде парами солей олова или серебра с добавлением соединений стронция, которые образуют на поверхности тонкую переливающуюся разнообразными цветами пленку.

Кракле (украшение «под мороз») -- образование в бесцветной или цветной стекломассе беспорядочной сетки тонких трещин.

Цветная насыпь -- разноцветные наплывы по фону бесцветного или цветного стекла.

Украшения стеклонитью -- цветные нити и полосы, которые размещаются на поверхности или внутри стекломассы в виде узора произвольной формы, спирали, параллельных полос и т. д.

Декорирование готовых изделий выполняют механическим способом (например, гравировки), химическим (травлением), живописью, металлическими пленками, люстровыми красками и др.

Гравировка -- матовый узор, отличающийся разнообразием рисунков с мелкими контурными деталями, выполняется с помощью медных дисков различного диаметра и абразивной массы.

Травление -- нанесение узора с помощью смесей растворов плавиковой и серной кислот, способных растворять стекло. Существует несколько видов травления: простое -- изделия покрывают мастикой (содержащей парафин, воск и пр.), затем наносят с помощью машин иглами узор, затем -- травильную смесь на 15-- 20 мин и промывают водой (характерными узорами такого травления являются кольца, спирали, зигзаги); пантографное -- позволяет получать более сложные орнаменты на изделиях из стекла; глубокое -- производится на изделиях из толстого стекла, этим способом можно создавать сложные высокохудожественные рисунки.

Живопись -- создание рисунка с помощью кисти и трафарета силикатными красками с последующим обжигом при температуре 550 °С.

Украшение металлической пленкой -- нанесение на бесцветное и цветное стекло по матированной и травленой рельефной поверхности жидкого (12% -ого) или порошкового золота. Золото наносят на изделие кисточкой тонким ровным слоем, затем изделие подсушивают и обжигают.

Украшение люстровыми красками -- нанесение люстровых красок на бесцветное и цветное стекло пульверизатором или кистью с последующим обжигом для получения на поверхности изделия блестящей металлической пленки. Украшение люстровыми красками позволяет получать различную окраску изделий из стекла: оранжевую, желтую, голубую, розово-сиреневую и т. д.

Алмазная грань -- узорчатая резьба на изделиях из стекла, которую наносят с помощью шлифовальных кругов с последующей полировкой. Рисунки алмазной грани разнообразны: многогранники, звезды, лучи, а также сюжеты, полученные сочетанием мелких и глубоких граней.

Налепы -- нанесение на готовое, обычно выполненное в гутной технике, изделие жидкого стекла (в виде капельки) с последующим выдуванием его для образования нужной формы: шарика, гривы коня, гребня петуха и т. д.

Для отдельных видов художественных стеклянных изделий применяют комбинацию различных украшений: люстровыми красками и золотом, стеклянной крошкой и золотом, алмазной гранью и пескоструйной обработкой и др.

Содержание статьи

СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ, один из первых созданных человеком искусственных материалов, было изобретено в древности в Восточном Средиземноморье. В качестве материала декоративно-прикладного искусства стекло применялось лишь в периоды экономического процветания, и поэтому история художественно стекла тесно связано с историей каждой цивилизации.

Египет и Сирия.

С древнейших времен, начиная примерно с 4000 до н.э., египтяне использовали в качестве украшений множество мелких декоративных предметов со стекловидным покрытием. Эти предметы делались из мыльного камня или смешанного керамического материала и покрывались непрозрачной стеклянной поливой, окраска которой варьировалась от бирюзового до синего цвета.

Вряд ли стекло использовалось для изготовления самих сосудов, а не только стекловидных покрытий, до XVIII династии (ок. 1575–1320 до н.э.), эпохи экономического расцвета и прогресса; с этого времени и в истории стекла началась эра художественных и технических достижений, закончившаяся с падением XXI династии (ок. 950 до н.э.). В этот период египтяне открыли, что стекло можно использовать и для изготовления бус и амулетов или для инкрустации. Стекло стало ценным материалом, который нередко применялся в сочетании с золотом или полудрагоценными камнями. К давно известным красителям – глубокому синему и плотному бирюзовому – добавились новые непрозрачные цвета: красный, оранжевый, зеленый, желтый, фиолетовый, пурпурный и белый, а сам материал приобрел новые функции. Из стекла делали вставки для ювелирных украшений и плакеток, сосудов для питья, литых и резных фигурок или голов царских скульптурных изображений, выполненных из нескольких материалов. Разнообразные сосуды и склянки для мазей и бальзамов (унгуэнтарии), имевшие определенную форму в зависимости от вида косметики, составили самую большую группу предметов из стекла. Стеклянные туалетные банки обычно были небольшими, по причине трудоемкой технологии их изготовления, однако сохранилось и несколько крупных полых сосудов. Для создания сосуда к формованной на металлическом пруте глиняной основе добавляли голубое непрозрачное стекло. Изделие обвивали контрастного цвета стеклянными нитями, уложенными в пестрые волнистые узоры и сплавленными с поверхностью. В законченном виде эти сосуды очень изысканны.

Центры производства стекла в Фивах, Тель-эль-Амарне, эль-Лиште и эль-Маншахе, вероятно, снабжались стеклянными заготовками из мастерских на северо-западе Дельты, где необходимые для стеклоделия материалы находились в изобилии. Это ремесло пришло в упадок в период политической смуты, последовавшей за падением XXI династии, но возродилось в течение длительного правления Яхмоса II (середина 6 в. до н.э.). Однако имитации древних образцов, создававшиеся в это время, не превосходили их по качеству. В эллинистический период, после греческого завоевания Египта в 332 до н.э., александрийские стеклянные унгуэнтарии широко экспортировались во все страны Средиземноморья; чужеземный вкус оказал влияние на преобразование традиционных египетских форм в более современные.

В 1 в. до н.э. стекольное производство процветало в Сидоне (Сирия). Возможно, этот город унаследовал традицию стеклоделия, которая возникла в Месопотамии по крайней мере еще в 8 в. до н.э. и была перенесена на запад персами. Эта гипотеза подтверждается несколькими находками в Сидоне.

Римская империя.

Сидон и Александрия вошли в состав Римской империи при Октавиане Августе в 27 до н.э. Вскоре стеклоделие стало обычным видом ремесла, и особенности производств каждого города были быстро разнесены по всем провинциям империи мигрирующими ремесленниками. По-видимому, незадолго до этого времени сидоняне изобрели метод выдувания, совершивший переворот в стеклоделии, и теперь изготавливали множество выдутых свободно или в специальных формах разновидностей кувшинов, фляг, бутылей, кубков и блюд разнообразных традиционных и новых форм. Изделия этих типов на какой-то период вошли в моду повсюду в римском мире. Известно несколько выдутых в формах сосудов с отпечатками имен их изготовителей: Эннион и Артас из Сидона, Фирмус и Хилас из Италии и Фронтинус из Галлии. Первоначально выдутые в формах сосуды украшались несложным по рисунку простым рельефным узором; сосуды, выдутые без формы, могли иметь простой оттиснутый или щипцовый декор. Однако к 4 в. в декоре обеих групп сосудов появилась тенденция к все более сложным фантастическим рисункам. Накладной декор стал чрезвычайно богат и изобилен, а выдутые в формах сосуды нередко выделывались в виде человеческих голов или гроздей винограда.

На основе древней египетской традиции изготовления непрозрачного густо окрашенного стекла в период ранней империи было создано несколько видов дорогого стекла, изобретенных в Александрии и позднее усвоенных мастерскими Сирии и Италии. Наиболее популярными среди них были изделия, изготовленные в формах и украшенные напаянными разноцветными кусочками стеклянной мозаики. Такие сосуды с пестрыми узорами сейчас называются миллефиори (тысяча цветов). Эта мозаичная техника применялась и для инкрустации на стенах и мебели. Также делались очень красивые и похожие на настоящие камни имитации агата, оникса и разных пород мрамора, оттененные вплавленными лентами золотого листа. Непрозрачное белое стекло, наплавленное на более темный нижний слой, украшали рельефом, резанным на гранильном круге точно таким же способом, каким резчики обрабатывали натуральные слоистые камни, создавая камеи. Одно из самых знаменитых произведений в этой технике – Портлендская ваза, ок. 100 н.э., вероятно, сделанная в александрийской мастерской.

Во 2 в. был открыт способ использования марганца в качестве обесцвечивающего реактива, вследствие чего стало возможным изготовление более прозрачного стекла для линз, окон и зеркал. Это стало причиной большей популярности чистого стекла, что причинило некоторый ущерб александрийскому производству.

Декоративное стекло создавали также из выполненных в формах заготовок, которые могли дорабатывать насечкой фасок или грунтовкой и полировали до окончательного завершения. Сосуды-диатреты (сквозные изделия), из которых сохранились лишь немногие экземпляры, свидетельствуют о виртуозности техники резного стекла. Их гравированный, прорезной и почти полностью подсеченный рельефный декор кажется свободно плывущим вокруг сосуда. Стеклянные сосуды с гравированными изображениями христианских и языческих сюжетов, сцен охоты и т.п. характерны для изделий одного из важнейших центров стеклоделия – Кёльна. Еще один вид роскошных изделий из стекла, появившийся в начале 4 в., по-видимому, производился только в Риме и Александрии: золотые листы с гравированными рисунками репрезентативного, мемориального или юбилейного характера, заключенные между двумя слоями прозрачного стекла. Большая часть образцов стекла этого вида сохранилась в погребениях в христианских и иудейских катакомбах в окрестностях Рима.

Средние века.

В конце 4 в. в производстве стекла в Европе начался заметный спад, как в качестве, так и в количестве. Причины этого явления – общий экономический упадок и нестабильность в империи, потеря северных и западных провинций, перенос столицы в Константинополь и вторжения варваров в Италию. Находки в языческих могильниках постримского периода в Европе свидетельствуют о немногих пережитках упрощенных форм римского кубка и чаши. Они изготовлены из стеклянной массы низкого качества, с ограниченным набором декоративных приемов – таких, как прокатные нити и накладки в виде крючков и шипов. Контроль над цветом был полностью потерян, и стекло в результате попадающих в плавку примесей тяготело к янтарной и зеленой окраске.

В соответствии с новыми религиозными представлениями христианские захоронения в Восточной Римской и позднее в Византийской империи не содержали погребального инвентаря, поэтому этот источник сведений об истории стекла в 5–10 вв. отсутствует. Однако, судя по результатам раскопок немногих открытых мест производства стекла, на Востоке, как и на Западе, римская традиция продолжала существовать в очень ослабленной форме, и дорогое стекло не изготавливалось. В Византии в большом количестве производилось цветное стекло и стеклянная мозаичная смальта для убранства христианских храмов; оба вида продукции получили дальнейшее развитие в других христианских странах. Высококачественное стекло, употреблявшееся в Византии, вероятно, вывозилось из Месопотамии и Сирии.

Мусульманские страны.

В Египте и Сирии после арабского завоевания начали производить великолепно формованные и украшенные изделия из стекла. Арабские завоеватели воспользовались древними традициями стеклоделия в этих странах и способствовали развитию искусства, находившегося в состоянии упадка на протяжении нескольких столетий. Собственно мусульманская традиция стеклоделия появилась в 8 в. и достигла своего зенита в 12 в. Появился целый ряд стеклянных изделий новых форм: лампы для мечетей, бутыли, тазы, кружки, кубки и бокалы с выпуклыми стенками. Главными декоративными элементами были угловатое куфическое письмо, сложные переплетения арабесок и абстрактные орнаментальные мотивы; позднее стали использоваться изображения людей, растений и животных. Рисунок наносился при помощи золочения и росписи очень красивыми эмалями богатой цветовой палитры, которые окончательно сплавлялись со стеклом в муфельной печи, в которой изделия предохранялись от пламени.

Позднее стекло, изготовленное в мусульманских странах и привозившееся в Европу купцами, путешественниками и крестоносцами, ценилось очень высоко. Некоторые восточные мастерские явно изготавливали стекло специально для христианских стран, например в Халебе (Алеппо) и Дамаске в Сирии. Стеклянные изделия общих для мусульманских стран типов производились в Египте, Северной Африке и Южной Испании. Опустошительные походы среднеазиатского завоевателя Тамерлана (1336–1405) уничтожили производство стекла в Сирии в 15 в., а турецкие завоевания в 16 в. нанесли значительный урон традиции стеклоделия в Египте.

Венеция.

Подходящие материалы для производства прозрачного содового стекла существовали в Венеции: кремнезем добывался из гальки реки Тичино, а щелочь – из морских и солончаковых растений. Первое упоминание о работе в Венеции стеклодела относится уже к 982. В 11 в., по-видимому, в основном производили бусы и другие мелкие предметы, а также мозаичные кубики. На протяжении последующих четырех столетий производство стекла приобретало все большую значимость. В 13 в. в городе уже было так много стеклоделов, что из-за боязни пожаров от плавильных печей их переселили на остров Мурано. Однако среди изделий до конца 15 в. невозможно четко выделить какой-либо тип собственно венецианского стекла – они имитировали сирийские изделия и, следовательно, практически не отличались от них.

Расцвет венецианского стеклоделия начался в конце 15 в., когда сирийская продукция перестала заполнять рынок стекла. Ранние образцы делались из густо окрашенного стекла, обычно прозрачного. Тяжелые кубки и чаши, повторяющие формы серебряной и металлической посуды того времени, расписывались цветными эмалями (плавкое жидкое стекло); чаще всего на них изображались сцены из литературных произведений. В конце 15 – начале 16 в. венецианцы успешно имитировали халцедон (разновидность кварца с напоминающим воск полупрозрачным свечением), оникс и агат, а также возродили один из древнеримских типов декоративного стекла с наплавленными кусочками разноцветной массы, т.н. миллефиори. Авантюриновое стекло, которое имитировало полупрозрачный кварц и содержало блестки меди, было изобретено в начале 17 в., возможно, династией стеклоделов Миотти. Вскоре после этого научились изготавливать опаловое (молочное) стекло, называемое так по своему цвету.

Секрет обесцвечивания стекла марганцем был утрачен с падением Римской империи. Вероятно, он вновь был открыт в Венеции в 15 в., но только в начале 16 в. эту технику стали широко использовать для изготовления прозрачного cristallo – чистого бесцветного стекла, напоминающего горный хрусталь. Это был исключительно податливый материал, и из него можно было выдувать очень тонкие изделия. Эти качества полностью использовались стеклодувами, которые достигали удивительного мастерства в выделывании формы и украшении изделий. Безделушки и бокалы для вина с петельчатым или щипцовым узором – лучшие образцы этого искусства; в 17 в. изготавливались и бокалы простой формы. Непрозрачное белое молочное стекло, lattimo, использовалось для производства чашек и блюдец, имитировавших фарфор, но чаще всего оно применялось в форме тонких нитей, заключенных внутри стенок сосуда и образующих чудесные переплетения с маленькими пузырьками, застрявшими между пересечениями нитей. Из такого стекла делались сосуды всех видов и размеров; оно называлось vetro di trina – стеклянное кружево. Другой распространенной техникой декора изделий из cristallo было гравирование алмазным наконечником, золочение в форме фестончатого или чешуйчатого узора и нанесение эмалью круглых точек. Нередко эти декоративные приемы комбинировались, создавая чешуйчатую поверхность с драгоценными вкраплениями. Иногда наружные стороны глубоких сосудов и блюд покрывались кусочками стекла произвольных очертаний, напоминающих потрескавшийся лед.

Использование cristallo сделало возможным производство гладких чистых зеркал, делавшихся при помощи выдувания стеклянного цилиндра, который затем разворачивали по всей длине, уплощали и покрывали серебром. В 16–17 вв. Венеция удерживала монополию на производство таких зеркал.

Стекольное производство Венеции, как и ее другие производства, считалось государственной монополией. Различные гильдии стеклоделов – изготовителей бисера, зеркал, смальты и посуды – строго контролировались, но несмотря на это, представители этой профессии приобрели в обществе положение уважаемых людей и пользовались некоторыми привилегиями. Те из них, кто обучал своему ремеслу чужеземцев или занимался им за пределами республики, подвергались ужасным наказаниям. Тем не менее именно благодаря стеклоделам-эмигрантам появилась мода на façon de Venise – венецианский стиль – в стекольных мастерских нескольких городов в Европе и даже одной мастерской в Аргентине, упоминаемой в 1592. С ростом этих местных производств некогда важнейшие рынки экспорта венецианского стекла сократились и почти угасли к 18 в., однако этот ущерб был частично возмещен туристами, которые посещали город, покупали стекло в традиционных венецианских стилях и иногда делали крупные заказы. В 1860-х годах стеклоделие в Венеции начало возрождаться, что продолжается и по сей день.

Германия и Богемия.

Немецкое и богемское Waldglas – лесное стекло, окрашенное в зеленый цвет полученным от сжигания растений поташем, было носителем традиции, восходящей к раннему средневековью. В 16 в. изготавливалось стекло естественных цветов, получавшихся от случайных примесей, но сама стеклянная масса была чистой и хорошего качества; из этого стекла делались большие сосуды для питья. Самым интересным из них был рёмер (Römer, Roemer), вероятно, происходящий от римских типов простого кубка; он имел толстую полую ножку, украшенную шишками, и основание, выведенное уложенными по спирали нитями. Иногда в качестве украшения добавлялись гравировка и эмалировка. Этот тип изделий из стекла существовал параллельно с более тонко проработанными, распространенными в конце 16, 17 и 18 вв.

В 16–17 вв. изготавливалось стекло, имитировавшее венецианские образцы. Эти имитации были несколько грубоваты, хотя и назывались Flügel – крылатое стекло, благодаря крылатым фигуркам, украшавшим длинные ножки сосудов. Известный стекольный завод в Халле в Тироле изготавливал стекло в венецианской манере, с полосками, гравированными алмазным наконечником. Эти декоративные вставки разделялись завитками и висячими цветочными гирляндами или фестонами, выполненными простой росписью и позолотой.

Собственный характерный стиль появился в немецком стекле ок. 1540 и существовал до начала 18 в. Это было прозрачное стекло с эмалевой росписью, которое производили простые ремесленники для широких слоев населения. Формы этих изделий почти всегда были связаны с питьем: например, хумпен – высокий и широкий цилиндрический кубок, или стакан пасс – более тонкий, но по форме более близкий к цилиндру. В центральной Германии стеклянная масса была хуже по качеству, а цвета эмалей довольно мутными; эмали использовались лишь для немногих декоративных мотивов, таких, как имперский орел с гербами курфюрстов Священной Римской империи, императора и наследных принцев, а иногда гильдии, или изображений разных работ и гор. Подобные изделия производились в Дрездене из массы лучшего качества и эмалей более светлых, чистых тонов. Цвет использовался более разнообразно в росписях на геральдические, аллегорические и даже комические сюжеты. Ок. 1640 И.Шапер основал школу монохромной живописи (Schwarzlotmalerei) черной краской или сепией для украшения пейзажами, фигурами и геральдическими мотивами таких небольших предметов, как кубки на округлом выпуклом основании и стаканы для вина. Применялись также техника росписи без обжига и золочение, но изделий с декором этого типа сохранилось крайне мало.

В 1680–1690 в Богемии было изобретено более твердое кальциевое стекло, близкое к хрусталю. Такое стекло было идеальным материалом для украшения гравировками; эта техника существовала раньше в Нюрнберге, однако она применялась к изделиям из совершенно не подходившего для этого тонко выдутого стекла венецианского образца. Эта традиция была привезена в Нюрнберг Г.Шванхардтом ок. 1622 из Праги, где он учился у К.Лемана. Леман служил при пражском дворе; он начал впервые со времени Римской империи применять технику геммы к резьбе по стеклу. В Нюрнберге привезенная Шванхардтом техника гравировки нередко сочетала резьбу на гранильном круге и ручную проработку деталей. Благодаря изобретению нового, более твердого состава стекла техника гравировки распространилась за пределами Нюрнберга и достигла значительных успехов при княжеских дворах Петерсдорфа, Берлина и Хессе-Касселя. В последнем Ф.Гонделах создавал произведения, которые считаются высшим достижением этого типа барочного стекла. В 18 в. техника гравировки по стеклу переросла в промышленное производство; после 1725 Богемия уступила первенство Силезии.

В Потсдаме научные опыты со стеклом проводил химик И.Кункель, который изобрел красивое красное рубиновое стекло, получавшееся путем добавления золота в массу, а также другие виды цветного стекла. В эпоху позднего барокко и рококо потсдамский стекольный завод изготавливал стекло, украшенное тяжеловесной пышной резьбой в высоком и низком рельефе.

В последней четверти 18 в. произошла смена вкуса; стали предпочитать гранение и простую насечку фасок, более широко применять цвет. Формы оставались тяжеловесными, но качество работы было высоким. Была возрождена позднеантичная техника межслойного золотого стекла (Zwicschengoldglas), с золотым листом, украшенным рисунком и помещенным между двумя слоями стекла. Лучшие образцы такого вида стекла изготавливались в одной из богемских монастырских мастерских в тридцатые годы 18 в. В этой технике продолжал работать Йозеф Мильднер из Гутенбруна.

Начало 19 в. в Германии и Богемии было периодом великих достижений в области техники. С.Мон и его сын Готтлоб создавали стекло, украшенное реалистическими живописными пейзажами и топографическими зарисовками местности, работая с тончайшими полупрозрачными цветными эмалями. А.Котгасер достиг еще больших успехов в окраске эмалей, работая в той же манере.

Кроме того, в этот период было популярно цветное стекло, в том числе двухслойное стекло, украшенное резьбой. Эта техника декора заключалась в соединении посредством плавки тонкой пленки цветного стекла с белой или прозрачной основой изделия. Затем по цветному покрытию прорезались геометрические узоры и сюжетные вставки, достигавшие нижнего слоя стекла. Некоторые мастерские применяли также роспись серебром, хотя она могла быстро тускнеть.

Испания.

Обычное бытовое стекло изготавливалось в Испании с римского времени. Оно отличалось грубой фактурой и разнообразием окраски, от голубовато-зеленой до коричневато-оливковой. В 15 в. сформировался репертуар специфически испанских форм, который почти без изменений сохранялся вплоть до 19 в.: поррон (бутыль для вина), кантаро (сосуд для воды), альморатта (разбрызгиватель розовой воды) и множество ваз с ручками, фляг, кувшинов, ламп, бутылок и высоких стаканов. Эти сосуды имеют мавританские формы, однако их декор – гофрированные плоскости, подставки в виде лап, пронизи и т.п. – происходит из поздней римско-сирийской традиции. В 16–17 вв. в Каталонии и Кастилии производилось стекло в венецианском стиле; особенно искусно выполнены очаровательные, расписанные эмалями изделия Барселоны. Королевская стекольная мануфактура, основанная в Ла Гранья де Сан Ильдефонсо, выпускала в 18 в. хрустальное стекло с горячим золочением и резным декором, конкурировавшее с импортными изделиями. В начале 19 в. это производство перешло в частное владение и выпускало лишь обычную домашнюю посуду.

Франция.

В Средние века и в эпоху раннего Возрождения во Франции делались замечательные витражи , простое оконное стекло и стеклянная посуда; особенно многочисленны были стекольные мастерские в Нормандии и Лотарингии, где традиции стеклоделия сохранились с римского времени. В 16–17 вв. разрослась сеть стекольных мастерских, управлявшихся венецианцами; основанный итальянцами из Л"Альтаре завод в Невере существовал вплоть до 18 в. Это были потомки французских стеклоделов, которые эмигрировали в окрестности Генуи в 13 в. и после переселения приобрели новые знания и навыки. К 15 в. они стали серьезными конкурентами венецианцев. Наиболее характерными изделиями стекольного завода в Невере были безделушки и статуэтки, хотя выпускалась также повседневная и роскошная стеклянная посуда. Производство дорогих зеркал расцвело с изобретением в 1688 техники литья стеклянного полотна (выливание стекла в литейную форму). Хрусталь английского типа, из замечательно чистого свинцового стекла, изготавливали на фабрике в Баккара, основанной в 1765. Камеи из белого стекла, окруженного прозрачным, которые считаются изобретением начала 19 в. англичанина Эпсли Пеллатта, в действительности делались во Франции и до этого времени. На нескольких стекольных заводах, таких, как Баккара, Сент-Луи и Клиши, в 19 в. выпускали прелестные пресс-папье, используя приемы, напоминавшие древнеримские миллефиори.

Нидерланды.

В 16–17 вв. важные центры стеклоделия были основаны в Антверпене, Льеже, Амстердаме и Миддельбурге выходцами из Венеции. Однако нидерландское «венецианское стекло» отличалось изобилием механически выполненного декора и украшениями в виде полых выпуклостей на бокалах с высокими ножками. Типично голландская форма cristallo, или хрустального стекла, распространенная в 17 в., – высокий конический винный стакан – «флейта». Местная традиция изготовления зеленого стекла, аналогичного немецкому лесному стеклу, продолжалась здесь и в 19 в. Из-за недостатка топлива в Гааге, Маастрихте и некоторых других городах стекло изготовляли лишь время от времени.

Наиболее значительным вкладом Голландии в искусство европейского декоративного стекла было украшение привозных заготовок гравированием алмазной иглой в 16 в.; позднее к этой технике прибавилось гранение и пунктирование. В 18 в. излюбленным материалом для этих работ было свинцовое стекло, привозимое из Англии. При помощи гранильного колеса стеклянные сосуды украшались историческими сюжетами, условными ландшафтами, изображениями плывущих кораблей, жанровыми сценками, кружевными узорами и тончайшим орнаментом. Пунктирование фактически было голландской монополией; наиболее известными мастерами были Франц Гринвуд, Давид Вольф и Аэрт Шуман. Эта техника широко применялась для украшения сосудов портретами и декоративными вставками, которые приобретали тонкость и хрупкость.

Англия.

До воцарения Елизаветы I стеклоделие на Британских островах ограничивалось простыми предметами, такими, как чашки и кубки в период раннего Средневековья; с начала 13 до конца 16 в. в графствах Суррей и Суссекс производили оконное стекло и бытовую посуду. В 1575 венецианец Джакомо Верцеллини получил монопольное право на производство стекла венецианского типа в Лондоне сроком на 21 год. В дальнейшем его продукция была защищена от конкуренции своевременным запретом на импортное стекло. Сохранилось несколько изделий Верцеллини хорошей формы, украшенных гравировкой по превосходному стеклу типа cristallo. Такая же монополия в 17 в. была предоставлена Дж.Бауэзу и Р.Манзеллу, на мануфактурах которых в той же венецианской традиции работали итальянские мастера. Дж.Рейвенскрофту приписывается изобретение ок. 1675 совершенно нового состава стеклянной массы, вскоре сменившего содовое стекло итальянцев, которое еще продолжали в течение какого-то времени изготавливать только в нескольких провинциальных центрах. Это новое стекло содержало оксид свинца и было более мягким и блестящим, чем современное ему немецкое стекло. В конце 18 в. английское свинцовое стекло, т.н. флинт-гласс, или английский хрусталь, вытеснило немецкое с европейских рынков. Формы первых изделий из нового материала были простыми, но величественными. На изделиях 18 в. при помощи механического гравирования обычно изображали исторические и политические события. Наиболее многочисленную категорию изделий из флинт-гласса составляли бокалы для вина, в которых чаша и ножка в дальнейшем подверглись изменениям; однако продолжали производить и другие изделия: молочники, блюдца, подсвечники, канделябры, чашки, стаканы и кружки. Из непрозрачного белого и прозрачного цветного стекла в 18 в. изготавливали бутылки, фляги, чайницы и другие предметы. Самым распространенным видом декора таких изделий была эмалевая роспись очень высокого качества, что выгодно отличало их от английского фарфора того времени. Ок. 1775 в Ньюкасле семья Бейли производила сосуды для питья, украшенные жанровыми сценками и геральдическими мотивами, выполненными эмалевой росписью в индивидуальной и легко узнаваемой манере. Производство зеленого стекла процветало во многих местах. В Нэйлси, недалеко от Бристоля, работавший в этой традиции стекольный завод преуспел в изготовлении безделушек и фляжек.

В последней четверти 18 в. резные узоры геометрического характера, в течение нескольких десятилетий завоевывавшие признание, стали ведущим видом декора. Примерно в это же время многие английские стеклоделы переселились в Ирландию – в Корк, Дублин, Ватерфорд и другие города, чтобы избежать тяжелых английских налогов. Это придало новый импульс развитию стеклоделия в Ирландии, где ранее оно существовало лишь эпизодически и в основном благодаря деятельности иностранцев. Золотым веком ирландского стекла был период ок. 1780–1825. Стекло, мало отличающееся от английской продукции того времени, изготавливалось в большом количестве и широко экспортировалось. Большинство ирландских стекольных заводов были закрыты в середине 19 в.

Россия.

В 12 – начале 13 в., до татаро-монгольского нашествия, стеклоделие было развито в Киеве. Изготавливались браслеты, бусы, смальтовые кубики для мозаики, блюда, чаши и оконные стекла. Начиная с 17 в. в Москве и ее окрестностях существовали стекольные заводы, выпускавшие простые изделия для повседневного пользования. Стекольные заводы для производства предметов роскоши были основаны под Санкт-Петербургом в 18 в. На них создавался хрусталь хорошего качества, предназначавшийся главным образом для императорского двора и, как правило, украшенный резьбой и золочением в духе богемских изделий того времени. Во 2-ой пол. 18 – нач. 19 в. художественное стекло (архитектурный декор, светильники) выполнялось по проектам Ч.Камерона, А.Н.Воронихина, К.И.Росси. К крупным стекольным центрам относятся заводы в Гусь-Хрустальном и Дядьково.

Соединенные Штаты.

Из множества стекольных заводов, которые, судя по документам, существовали в колониальной Америке, первым в 1608–1609 был основан завод в Джеймстауне. Вероятно, на нем изготавливали обычную посуду и пластины для застекления из простого бутылочного стекла. В 18 в. три стекольных завода достигли некоторого своеобразия. Первый из них процветал в Вистерберге на юге штата Нью-Джерси в период между 1739 и 1780 благодаря усилиям К.Вистера и его сына. Декоративные мотивы, вероятно, создававшиеся на досуге мастерами, положили начало стилю, которому позднее следовали в Нью-Джерси, Нью-Йорке и Новой Англии. Этот стиль характеризовался применением петельчатого и полосатого декора к посуде простых форм. Иногда использовались контрастные цвета, но наиболее эффектными были монохромные сосуды округлой формы – чаши, кувшины и бутыли – с непрерывным волнистым узором в нижней части.

Завод Г.Штигеля в Мангейме (шт. Пенсильвания), основанный в 1763, выпускал легко обрабатываемое чистое зеленое стекло, а также цветное стекло, на стиль которого значительное влияние оказывали английские и немецкие изделия того времени. Несколько кубков с эмалевым декором универсального «крестьянского» типа и надписями на английском языке, по-видимому, были сделаны Штигелем для поселенцев Голландской Пенсильвании на юге штата Пенсильвания. Этому же заводу приписывают изделия узорчатого стекла, сплошь покрытые рисунками из ромбов, ямок или ребер, часто не совсем четкой формы, что получалось из-за повторной обработки выдуванием.

Стекольный завод Дж.Амелунга, на котором работали немецкие стеклоделы, был основан в конце 18 в. в Нью-Бремене (шт. Мэриленд). Этот завод делал более твердое свинцовое стекло, окрашенное в очень красивые глубокие тона, а также чистое прозрачное стекло с легким зеленоватым отливом. Известно несколько подарочных изделий, идентифицированных по гравированным надписям и мелкому резному декору. Кроме них заводу Амелунга с определенностью можно приписать лишь очень немногие предметы.

Некоторые из наиболее интересных изделий были сделаны в 19 в. фирмой «Деминг Джарвес Бостон энд Сэндвич-гласс компани». Этот завод освоил новые краски, модели и рисунки и приобрел репутацию новатора. В 1825 в Америке появилось механическое прессование: расплавленное стекло прессовали в отливочной форме плунжером, придавая изделию окончательную отделку. Этим способом можно было изготавливать различные виды узорчатой стеклянной посуды, фигурные подсвечники, лампы и т.п. Кружевные узоры на прессованном стекле, подражавшие резному стеклу Англии и Ирландии, обладали приятным серебристым оттенком, появлявшимся благодаря добавлению бария в химический состав стекла. Механическое прессование привело и к некоторым другим производственным нововведениям в Америке в 19 в.

Фирма «Корнинг гласс веркс» была основана в 1869 семьей Хаутонс в Корнинге (шт. Нью-Йорк), и ее главные заводы до сих пор находятся в этом городе. Здесь десять лет спустя были изготовлены первые стеклянные колбы для электрических ламп Эдисона. В 1888 Э.Либби закрыл свое производство «Нью Инглэнд гласс веркс» и вместе с сотней рабочих перебрался в Толедо (шт. Огайо), который впоследствии стал и остается центром стекольной промышленности. Именно здесь в 1899 М.Оуэнс впервые разработал проект полностью механизированного производства бутылок, которое менее чем за два десятилетия совершило переворот в технологии стеклоделия. В это время стекольная промышленность достигла стабильности и процветания, и художественное стекло производилось в небольшом количестве.

Иран и Индия.

О стеклоделии Ирана до начала 17 в., когда стекло изготавливалось и венецианцами, и персами в венецианском стиле, невозможно составить ясное представление. Местная традиция проявлялась только в экзотических формах сосудов для благовоний, бутылей для вина и небольших узкогорлых кувшинов. Персы предпочитали бесцветному cristallo густо-синее, бледно-розовое и бирюзовое стекло. Часто бутыли со сферическим туловом и высоким горлом украшались искусственными цветочными букетами, которые отливались с внутренней стороны донца. Изготавливались и более простые изделия в венецианской традиции, с гравированными изображениями птиц и цветов и накладными полосками с щипцовой насечкой или гофрировкой. Несколько замечательных изделий из стекла сохранилось в Дели и других местах в Северной Индии; вероятно, они были сделаны иранскими мастерами для двора Великих Моголов. По форме и декору они скорее принадлежат к индийской, нежели иранской традиции.

Китай.

Несмотря на долгую историю торговых отношений с Западом – по крайней мере с первых лет Римской империи, – стеклоделие укоренилось в Китае лишь с основанием стекольных мастерских в Пекине в 17 в. Эти мастерские работали под наблюдением миссионеров-иезуитов на территории императорского дворца. В правление императора Цяньлуна (1735–1795) прозрачное стекло зеленоватого оттенка создавалось знаменитым императорским стеклоделом Ху. Во второй половине 18 в. делали стекло превосходного качества и окраски для выдувания больших сосудов, таких, как вазы, горшки и чаши, а также для имитации фруктов и цветов. В 19 в. делались очаровательные маленькие флакончики для духов из пестро окрашенного стекла, которое отливали цельным куском, выдалбливали и украшали разными гранильными техниками.

Япония.

Новое и новейшее время.

На протяжении первой половины 19 в. для европейского и американского стекла было характерно высокое техническое мастерство, а в дизайне – ориентация на традиционные региональные стили и эклектическое возрождение старинных технологий и типов изделий. Стекольные заводы в Англии и Ирландии, например, выпускали изделия из прекрасного свинцового стекла, полностью покрытые сложным резным узором. Этому стилю подражали во Франции и Австрии. В Америке вкус к подобным вещам удовлетворялся быстрым увеличением числа шаблонных образцов как прозрачного, так и окрашенного прессованного стекла. Стеклодув Н.Лютц воспроизводил для фабрики Сэндвич-гласс в Массачусетсе формы старинных венецианских изделий; в самой Венеции в это же время создавались новые интерпретации венецианских исторических стилей и возрождались римские, эллинистические и даже более древние формы и техники. В Германии и Богемии гравированное стекло продолжало развиваться как одна из отраслей художественной продукции бидермайера, стилистического направления второй четверти 19 в.

На эти «традиционалистские» тенденции стекольной промышленности не повлиял успех направления «искусства и ремесла», инициаторами которого были У.Моррис и Дж.Рескин . Это движение было направлено против механизированного массового производства, грозившего овладеть всеми техниками декоративного искусства. Ф.Вебб, а позднее Т.Джэксон создавали эскизы простых стеклянных сервизов, изготавливавшихся вручную на стекольном заводе Уатфрайерсов в Лондоне, буквально воплощая в жизнь точку зрения Морриса, согласно которой все искусственно созданные предметы должны удовлетворять человеческим потребностям, а не возможностям машины.

Идеи Морриса получили одобрение на континенте, где художники-стеклоделы находили покупателей для произведений своего индивидуального и оригинального творчества. Одним из первых и наиболее выдающихся художников-стеклоделов был Э.Галле , работавший в Нанси; его стеклянные вазы, экспонировавшиеся в Париже на Всемирной выставке в 1878, а затем вновь в 1884, вызывали всеобщее восхищение. Галле отбросил все традиционные представления, отказавшись от симметрии, классических пропорций форм и совершенного единообразия материала. Он предпочитал цветное стекло, любил акцентировать декоративную ценность тщательно подготовленных «случайностей», таких, как частичное замутнение, поверхностное кракелирование и воздушные пузырьки, и выявлять внутренние слои многоцветного стекла при помощи травления кислотой и механического гравирования. Встречающиеся в его работах реалистические мотивы свидетельствуют о влиянии китайского литого и резного стекла и натурализма японских цветочных узоров. Разработанные Галле декоративные эффекты, по-видимому, довольно широко имитировались в изделиях фабрики братьев Даум, тоже в Нанси.

Интернациональный стиль модерн, расцвет которого приходится на 1890–1910, унаследовал учения Морриса и Рескина, однако его оригинальная концепция декоративного соединила в себе элементы нескольких направлений в искусстве этого времени. Важнейшими из них были увлечение утонченным и женственным натуралистическим японским искусством, плавность и текучесть очертаний и форм и сентиментальная европейская элегантность.

М.Марино, А.Даммуз и Ф.-Э.Декоршмон начали работать в эпоху модерна как художники-стеклоделы, продолжая развивать оригинальную стилистическую традицию Галле.

Художественное стекло, так же, как и ювелирное искусство, выделялось из всех видов декоративно-прикладного искусства этого периода. Двое из наиболее выдающихся мастеров художественного стекла, Р.Лалик и Л.-К.Тиффани , были ювелирами. Лалик, начав в первые годы 20 в. с серий парфюмерных флаконов и других мелких предметов, со временем стал создавать эскизы больших ваз и чаш, часов, светильников и даже скульптурных изображений, ювелирных украшений и фонтанов, которые осуществлялись на его собственных фабриках. Обычно он работал в технике формованного и прессованного стекла, а также в технике литья методом утраченного воска (на покрытую слоем воска металлическую форму накладывается другая металлическая форма, воск тает и вытекает, а расплавленное стекло заполняет его место). Излюбленным материалом Лалика было светящееся, с матовой поверхностью, прозрачное стекло слегка голубоватого или перламутрового оттенка. Л.-К.Тиффани был единственным известным американским представителем стиля модерн. Подобно Лалику он создавал эскизы для собственного завода, который изготавливал серии ваз, украшений и сервизов неправильных форм, напоминавших растение или цветок. Лучшее из его произведений – стекло типа «феврайл», с отливающей золотым перламутром радужной поверхностью, имитирующее обнаруженное в раскопках подвергшееся частичному распаду римское стекло.

После эпохи модерна одним из выдающихся европейских мастеров художественного стекла был А.Наварре; в его произведениях преобладают орнаментальные мотивы. Благодаря высоким стандартам стеклоделия, установленным в начале века, ведущие новые фабрики продолжали сохранять лучшие традиции дизайна стекла. Австрия и Германия были первыми странами, которые осознали необходимость привлечения профессионально подготовленных художников для разработки дизайна массовой продукции из стекла. Уже в 1920 фирма Й. и Л.Лобмеров изготавливала посуду по эскизам А.Лоза и Й.Хофмана, двух лидеров Венского Сецессиона. В стекольной промышленности Австрии, Германии и Чехословакии проводились успешные эксперименты в области технологии и дизайна стекла, поощрявшиеся в художественных учебных заведениях.

В других странах, прежде всего в Скандинавии и США, где стеклоделие развивалось особенно энергично, среди штатных сотрудников заводов обязательно были художники и дизайнеры, которые создавали эскизы не только для серийного производства, но и более изысканные модели из высококачественного стекла, изготавливавшиеся вручную. Наиболее распространенной техникой декора остается механическое гравирование. Два художника стекольного завода в Оррефорсе в Швеции, С.Гате и Э.Хальд, и С.Вог, дизайнер американской фирмы «Стьюбен-гласс», достигли замечательных успехов в этой технике, хотя их методы и результаты совершенно различны.

Даже на заводах, не имеющих художественной направленности, примечательной чертой большинства изделий массового производства была забота о характерной для 20 в. функциональности. Именно это стремление стало причиной массового производства изделий из гладкого прозрачного стекла для лабораторий, промышленности и широкого потребления, прекрасных с эстетической точки зрения, хотя это и не было главной задачей дизайна продукции такого рода. Причина их эстетической привлекательности – в простоте линий и хорошем качестве состава стекла.

После Второй мировой войны стекольные производства Европы и Америки работают в полную силу; многие изделия демонстрируют новые поиски в дизайне, между тем продолжают существовать и традиционные стили. В Америке работает несколько мастеров художественного стекла, создающие замечательные оригинальные произведения. Кроме того, очень интересные изделия производятся в частных мастерских и маленьких фирмах в Венесуэле, Аргентине, Канаде, Греции, Японии, Иране и Польше, где это художественное ремесло появилось недавно или возродилось после длительного перерыва.

ТЕХНИКИ ДЕКОРА СТЕКЛА

Резьба по двухслойному стеклу.

В этой технике используется тонкая пленка цветного стекла, накладываемая поверх белой или прозрачной основы; на верхнем слое вырезается рисунок, сквозь который виден нижний слой. В викторианской Англии было популярно атласное стекло – молочное с пленкой чистого или цветного стекла, обработанного парами фтористой кислоты, а также стекло оттенков цветов персика, нанесенное поверх молочно-белой основы в подражание китайскому фарфору такой окраски. Изготовление камеи из стекла, которую ввели в практику римляне, а позднее богемские и английские стеклоделы, по сути является усложненной версией этой же техники, искусной рельефной резьбой по двухслойному стеклу, обычно непрозрачному белому или палевому, с темной основой.

Слоеное стекло.

Слоеное стекло представляет собой усложненную форму резьбы по двухслойному стеклу. В этой технике последовательно накладываются несколько слоев стекла разного цвета, и затем на них вырезается рисунок так, чтобы были видны разные слои. В этой технике особенно успешно работали богемские и английские стеклоделы в 19 в.

Золотая фольга.

Древние римляне заключали рисунки на золотой фольге между двумя слоями чистого прозрачного стекла; многие фрагменты этих изделий, в основном с христианскими сюжетами, были обнаружены в катакомбах. Позднее европейские ремесленники, особенно в Германии и Богемии, развили эту технику до уровня настоящего искусства.

Роспись эмалями.

Росписи по готовому стеклу обычно выполняются плавкими красками, для закрепления которых изделие, как правило, подвергается повторному отжигу. Эта техника, изобретенная римлянами, в 10–14 вв. была доведена до совершенства сирийскими стеклоделами и с тех пор применяется во всех странах. Золоченое стекло расписывается коричневым оксидом золота по готовому стеклянному изделию, которое затем отжигается в муфельной печи.

Гранение.

Простое гранение на гранильном станке применяется для огранки стекла или создания геометрических узоров с целью усиления его яркости и способности преломлять свет.

Гравирование.

Нередко для создания более сложных и утонченных узоров, сцен, пейзажей, портретов и т.п. прибегают к гранению медным колесиком или гравировке алмазным наконечником. Современная техника гранения и гравирования восходит к концу 16 в., когда в Праге придворный ювелир императора Рудольфа II К.Леман возродил античные методы и приемы.

Травление.

Рисунок вырезается инструментом на загрунтованной воском или битумом поверхности и затем вытравливается фтористой кислотой и фтористым аммонием, или же протравливаются отдельные участки, оставленные незакрытыми защитным слоем. Этот процесс был известен в 17 в., но мало использовался до 19 в.

Пескоструйная техника.

Узор гравируется на поверхности, частично защищенной трафаретами или асфальтом, струями кварцевого песка, выдуваемого с силой через форсунку сжатым воздухом. Этот процесс был изобретен в Америке в 1860-х годах, но использовался в основном для массовой продукции и рисунков на архитектурных деталях.



Студия художественного стекла в Сочи является одной из достопримечательностей курорта, которую хочет посетить каждый турист. Здесь же можно ознакомиться с процессом изготовления художественных стеклянных изделий на чешских стеклодувных печах. Я давно хотел посетить эту студию, а тут, как раз праздники и письмо от руководителя студии с приглашением, ну как можно отказаться! Слава Богу в праздничные дни пробки в городе небольшие и до форелевого хозяйства, рядом с которым находится мастерская и магазинчик этой студии, мы доехали из центра Сочи за час. Небольшая экскурсия по торговому залу только подтвердила правильность поездки сюда. Сложилось стойкое впечатление, что возможности мастеров ограничены только их фантазией. Начиная от "классических" изделий из стекла и заканчивая уж совсем неожиданными фигурками спортсменов, врачей (да-да, например, почти полный стоматологический кабинет, даже с пациентом и бормашиной!), работниц стрип-клубов и гаишников. Затем нас запустили в саму мастерскую. Помещение немногим меньше торгового зала, но это и понятно - когда кусочек раскалённого стекла вытаскивают на длинной трубке из печи, то нужно пространство для его "транспортировки" к месту работы. Но это для крупных изделий. А сбоку примостился мастер, который делает небольшие изделия, типа тех самых фигурок, котиков, знаков зодиака, цветы и т.п. Попробуйте угадать, что начал делать мастер?
А я пока о печке расскажу. Сама печь, можно сказать, заморская, из Чехии. Причём и монтировал её чешский специалист. Несмотря на то, что вид у неё несколько старомодный, это современное изделие с электронным управлением. Температура в печи поддерживается постоянно на уровне 1200 градусов. Что интересно, печь работает от ремонта до ремонта, т.е. круглосуточно. Штатный останов печи длится около трёх суток. Если её просто выключить, то она разрушится. Так, а сейчас есть какие-либо мысли о том что выйдет из-под рук мастера?
Готовые изделия ставят в ещё одну печь. Там рабочая температура существенно ниже, в районе 400 градусов. Эта печь на ночь выключается и к утру температура в ней понижается до 70 градусов. Таким образом изделия в ней проходят закалку и температура в них снижается постепенно. Маленькая подсказка - это лапка делается
А вот таким высокотехнологичным устройством фиксируется положение лапки
А это заготовка под очередную лапу
А это её формируют
Несмотря на то, что весь процесс проходил у меня на глазах, я так и не понял в какой момент лапка становится лапкой. Вроде бы вот только это было что-то эдакое толстобесформенное и, раз, уже вполне нормальная лапка
Процесс
Финальный нагрев перед тем как поставить будущего муравья на ровную поверхность и выровнять лапки на плоскости
После этого тушка ставится во вторую печь на закалку. Голову ребята делали отдельно. Я в этот момент отвлёкся на мастера, делающего маленькие изделия и поймал только уже финальную фазу, когда голову клали в печь на закалку. На следующий день голову муравья приклеят к тушке. Кстати, а кто-нибудь сможет сказать какой цвет будет у этого муравья? Милые котики, не правда ли А вот как их изготавливают

Процесс диффузного напыления - о, какие слова знаю!

Почти готово Пожалуй, на этом можно и закончить рассказ о мастерской художественного стекла. Вот для финала печка с её 1200 градусами тепла для сугрева

Одним из древнейших искусственных материалов, созданных человеком, является стекло. Античные историки рассказывают легенду о финикийских купцах, плывших по морю с грузом соды. По пути их застала непогода. Пристав к берегу, они разложили костер, который загородили от ветра глыбами соды. А на утро обнаружили около кострища блестящие камешки - кусочки стекла, получившиеся из расплавившихся от жара и соединившихся между собой соды, песка и древесной золы.

Новый материал первоначально использовался для подражания или имитации уже известных материалов: маленькие кусочки цветного стекла обрабатывали как драгоценные камни, а небольшие сосудики повторяли по формам керамические изделия. Этим древнейшим произведениям из стекла, обнаруженным в Египте и на территории бывшей Финикии, около 5 тыс. лет.

Из густой, похожей на мед или патоку, расплавленной от жара стекломассы лепили с помощью металлических инструментов небольшие предметы или навивали пластичную горячую стеклянную нить на глиняный сердечник для того, чтобы получить маленькие сосуды. Когда стекло остывало, глину размачивали воДой и удаляли. Подлинный переворот в стеклоделии произошел примерно 2 тыс. лет назад, когда изобрели способ выдувания и стеклодувную трубку, которой пользуются до сих пор. Появилась возможность выдувать предметы значительно больших размеров и самых разнообразных форм. С начала нашей эры и до сего дня области применения стекла постоянно расширяются: посуда, зеркала, мозаика, строительство (оконное стекло стеклянные кирпичи), оптика (в том числе и волоконная оптика) и т. д.

Древние славяне делали из стекла браслеты, бусы, простейшие сосуды для питья и хранения жидкостей - скляницы. Уже в Киевской Руси варили специальные цветные стекла - смальты - для набора мозаик.

В XV-XVI вв. мировую известность приобрело художественное стекло, изготовлявшееся венецианскими мастерами на острове Му-рано. Это были изделия тонких причудливых форм с налепами и деталями из стекла другого цвета. Венецианскому стеклу подражали в немецких и чешских землях, а затем на Украине.

В России первую челобитную с просьбой разрешить завести стекольный завод подал швед Елисей Койет в 1635 г., а уже через несколько лет его завод успешно работал. К концу XVII в. под Москвой работало четыре стекольных завода, в том числе царский Измайловский. Здесь стекло расписывалось красками и золотом. Оно очень ценилось современниками.

Е. И. Рогов. Декоративный комплект. 1968. Гусь-Хрустальный.

Много сделал для развития русского стеклянного и зеркального дела Петр I, по указам которого было построено несколько казенных заводов. Выдающийся вклад в науку и искусство стеклоделия внес в середине XVIII в. великий русский ученый М. В. Ломоносов. Он возродил искусство смальтовой мозаики, забытое со времен Киевской Руси, основал в России производство стекляруса и бисера, открыл ряд новых составов цветных стекол, в том числе так называемый «золотой рубин» - винно-красное стекло, получаемое на основе добавления в стекольную массу соединений золота. «Золотой рубин» нередко использовался для подделки натуральных рубинов и гранатов. Впервые этот состав открыл один из европейских алхимиков, и его держали в большом секрете, используя для изготовления дорогих украшений.

В XVII-XVIII вв. особую славу завоевало английское стекло. Оно вырабатывалось на основе соединений свинца и получило название «хрусталь». Хрусталь - твердое стекло исключительной чистоты и прозрачности - породил особую технику украшения стеклянных изделий - алмазное гранение, применяющееся и сегодня. Особенно красив глубоко врезаемый узор, создающий впечатление, что изделие состоит из сверкающих, уложенных правильными рядами бриллиантов. Этот узор был изобретен в начале XIX в. на Петербургском казенном заводе и до сих пор известен в мировом стеклоделии как «русский камень».

На рубеже XIX и XX вв. в стеклоделие пришли профессиональные художники. Особенно известны работы француза Эмиля Галле, создавшего собственное художественное направление в мировом искусстве стекла на основе подражания экзотическим цветам, морским раковинам, лианам и т. д.

После Великой Октябрьской социалистической революции началось подлинное возрождение славы отечественного стекла. Оно связано с именем советского скульптора В. И. Мухиной . По ее инициативе был создан художественный цех, а затем завод художественного стекла в Ленинграде (ЛЗХС), и постепенно сформировалось особое стилистическое направление торжественно-строгого стекла - невский хрусталь. После Великой Отечественной войны были значительно расширены и реконструированы старые Гусевский, Дятьковский, Красно-Майский стекольные заводы в РСФСР и Неманский в БССР. Построен ряд новых на Украине, в Азербайджане, Грузии и других союзных республиках.


Образцы рисунков алмазно-го гранения. Фрагмент хрустальной вазы.

Выдающимся достижением было изобретение в СССР сульфидцинкового стекла, обладающего рядом особых художественных достоинств и способного менять цвет и степень осветленности в зависимости от разных температурных режимов. Сульфид-цинковое стекло не нуждается в последующей, так называемой холодной декоративной обработке - гранении, гравировке, росписи и т. д. Красочное богатство этого стекла снискало ему признание во всем мире.

Сегодня на всех заводах художественного стекла и хрусталя нашей страны работают квалифицированные художники. Вслед за невским хрусталем сложилось собственное художественное направление на Украине, отличающееся повышенной яркостью и декоративностью цвета. В стекле Прибалтийских республик, более строгом по форме и скупом по декору, нередко используют мягкие оттенки коричневатых, серо-голубых, зеленоватых тонов. Постепенно вырабатывается собственный стиль изделий заводов, расположенных в средней полосе России.

Многие советские художники стекла удостоены государственных премий и почетных званий. У каждого из них есть свои излюбленные материалы и приемы работы. Они успешно работают в разных областях художественного стекла: в бесцветном хрустале, сульфидцинковом стекле, в гравировке по хрусталю, в лепном, так называемом гутном стекле, т. е. стекле, обрабатываемом горячим способом, прямо в гуте, у печи; в росписи по стеклу; в области архитектурного стекла и новых дизайнерских форм посуды.

Большую роль в развитии советского художественного стекла сыграл начавший работать еще под руководством Мухиной заслуженный художник РСФСР Б. А. Смирнов.

Стекло – это универсальный материал не только для защиты жилища и создания уюта. Это широко используют также и в других целях – например, для создания красивых и оригинальных украшений для дома или бижутерии. Такой вид стекла называют «художественным», и оно имеет богатую историю.

История художественного стекла

Следует отметить, что изначально стекло как раз использовали только для декора и украшений. Это был слишком редкий и дорогостоящий материал, технология изготовления которого держалась в строжайшем секрете. Поэтому позволить себе носить бусы или серьги из стекла могли только очень богатые люди.

Первые мастерские по изготовлению художественного стекла появились еще во времена Киевской Руси. Мастера изготавливали бусы, браслеты и кольца, а также смальту для мозаик.

Спустя какое-то время удалось перенять опыт от лучших специалистов Европы, например, наши мастера научились делать гравировку и гнутую технику.

Изготовление современного художественного стекла

Сегодня художественное стекло очень редко изготавливается вручную – чаще всего оно выпускается в промышленных объемах.

Современное декоративное стекло служит для изготовления таких заготовок:

  • смальта, которую применяют для мозаик;
  • бисер и стеклярус, из которого плетут браслеты, вышивают картины;
  • стразы, служащие для украшения одежды;
  • глазури и эмали.

Художественное стекло , прежде чем оказаться в качестве готового украшения на вашей шее или на предмете одежды, проходит длинный и трудный путь.

Первый этап – это варка стекла. Он проходит обычно так же, как и варка обычного стекла, но дополнительно еще применяются разные дополнительные компоненты, чтобы придать стеклу отдельные характеристики: цвет, матовость, преломление и т.п.

Следующий этап – это выдувание и формирование стекла. С помощью выдувания из вязкой массы создаются шары, вазы и бокалы, а также другие элементы, имеющие круглую форму.

Для выдувания изделий круглой формы используется специальный инструмент – стеклодувная трубка. Она представляет собой трубку, обшитую деревом, с латунным мундштуком. Стеклодув набирает ею немного стеклянной массы и выдувает изделие нужной величины и формы. Готовую заготовку отрезают с помощью металлических ножниц.

Следует отметить, что профессия стеклодува – очень древняя, но и тяжелая физически. Для нее подходят только сильные люди со здоровыми легкими.

Следующий этап создания изделий из художественного стекла – это формовка. Для ТОО, чтобы нанести узоры или тиснение, используют специальное устройство, похожее на пинцет. После придавания формы изделие отправляют в печь для обжига. Место отсечения шара, вазы или другого изделия от трубки потом выравнивают с помощью шлифовки.

Применение художественного стекла

Художественное стекло сегодня находит широкое применение. Невозможно представить себе дом без элементов декора, изготовленных из этого красивейшего материала.

Художественное стекло применяется:

  • для создания мозаик;
  • для витражей;
  • для изготовления бусин, бисера и стекляруса;
  • для изготовления бокалов, ваз из особого вида граненого стекла – хрусталя;
  • для изготовления красивой подарочной посуды.

Стекло представляет собой уникальный материал, который можно обрабатывать самыми разными способами и получать красивые, завораживающие взгляд вещи. Преломление света в стекле – это одна из основных его особенностей.

Создание граней и гравировки дает возможность сделать это преломление по-настоящему чарующим.

Художественное стекло может иметь также разные цвета. Качество стекла определяется качеством и глубиной цвета – на нем не должно быть наплывов, разводов, пятен.

Еще один из критериев качества стекла – это равномерность по всей толщине, отсутствие пузырьков и другого брака. Неровная гравировка, кривые грани, неотшлифованные сколы, неровная форма изделия – все это некачественные заготовки, которые не должны попасть к потребителю.

Изготовление художественного стекла – это целое искусство. Для этого привлекаются не только новые технологии. Важно также проявить фантазию, разработать дизайн будущего изделия, ведь от этого напрямую зависит его успех на рынке.

На выставке «Мир стекла» вы сможете ознакомиться с новыми видами художественного стекла, свежими дизайнерскими решениями. Это уникальное мероприятие, которое собирает специалистов отрасли со всего мира.

Промышленные виды стекла, оконные, огнеупорные, художественные – все это будет представлено в ЦВК «Экспоцентр» в июне этого года.

Выставка дает возможность не только ознакомиться с передовыми технологиями, но и найти новые рынки сбыта для своей продукции, наладить партнерские отношения с поставщиками сырья и оборудования.

Выставка «Мир стекла» за всю свою историю собрала представителей более чем двадцати стран со всего мира. Это уникальная возможность узнать новое и перенять опыт ведущих компаний мира.

Художественная обработка и резка стекла

Как уже говорилось выше, для изготовления художественного стекла применяются те же ингредиенты, что и для обычного. Но вот техника его обработки и изготовления разительно отличается.

Художественная обработка стекла позволяет создавать из этого универсального материала настоящие шедевры. Могут обрабатываться как заготовки, так и уже готовые изделия.

Есть несколько наиболее популярных методов художественной обработки стекла:

  1. Пескоструйная обработка. Она заключается в том, что на стекло направляется струя песка под большим давлением. При этом могут использоваться трафареты, для того, чтобы задать определенный узор или рисунок. Песок создает на стекле царапины и сколы, в результате получается тип художественного материала под названием «мороз».

  2. Резьба по стеклу и художественная резка стекла, с помощью которой получают оригинальные узоры. Резьбу могут проводить механическим способом, с помощью абразивных кругов, затем погружать стекло в специальный химический раствор. В результате стекло приобретает затейливый рисунок и «игру алмаза».

  3. Роспись красками проводится по прозрачному стеклу. Для этого используют специальные силикатные краски, которые изготавливаются в виде карандашей. После нанесения рисунка стекло отправляется в печь, и под воздействием температуры краска «приваривается» к стеклу.

  4. Травление – это обработка стекла при помощи специальных химических растворов. Таким образом, получают матовое стекло или стекло с прозрачным рисунком.

  5. Художественная резка стекла, с помощью которой можно получать стекло уникальной формы или элементы для составления витражей и мозаик. Для этого используются специальные инструменты, а после резки края стекла шлифуются, чтобы избежать порезов.

Это основные способы обработки стекла для художественных нужд.

Художественное матирование стекла

Кроме вышеуказанных способов обработки стекла также применяется матирование. Матовое стекло мало пропускает солнечные лучи, оно практически непрозрачное, но в художественных целях применяется довольно часто.

Художественное матирование стекла часто проводится химическим способом с помощью плавиковой кислоты. Оно представляет собой нанесение сложных или более простых орнаментов и рисунков на листе стекла или зеркала.

Для матирования может применяться и пескоструйный метод. Песок, вылетающий под давлением, наносит разнообразные узоры и делает художественные изделие законченным и оригинальным.

Матирование может заключаться как в обработке отдельных участков стеклянной поверхности, так и целого изделия. В зависимости от этого выбирается и способ обработки – химический или пескоструйный.

Может изготавливаться как прозрачное стекло с матовым рисунком, так и матовое с прозрачным. Для обработки первого используют песок, для второго – химические растворы.

На те участки, которые нужно оставить прозрачными, наносится специальный защитный слой. После этого изделие погружается в кислоту и происходит его травление.

Художественное матирование стекла позволяет создавать настоящие произведения искусства, оригинальные и завершенные.

На выставке «Мир стекла» вы сможете ознакомиться с новыми вариантами применения художественного стекла, в том числе матированного.

Примеры матированного стекла на выставке

В ЦВК «Экспоцентр» уже который год собираются специалисты отрасли как из нашей страны, так и из-за рубежа.

Посещение выставки – это шанс перенять опыт передовых мировых компаний и дать толчок к развитию собственной фирмы.