Жостовская роспись — традиции русского прикладного искусства. Жостовская роспись. Русский народный промысел росписи металлических подносов Жёстовская роспись

Яркие великолепные цветы: розы, пионы, ромашки, незабудки, хризантемы и ландыши (невозможно перечислить их все), искусно рассыпанные умелой рукой художника по темной глянцевой металлической поверхности, - это традиционная жостовская роспись на подносах. Уникальное не имеющее аналогов!

История старинного русского промысла насчитывает почти 2 столетия, и за это время изделия жостовских мастеров не только не утратили своей популярности и красоты, но, наоборот, приобрели еще большую известность во всем мире и обогатились новаторскими идеями нынешних молодых живописцев.

Зарождение жостовских промыслов

Сегодня любая современная хозяйка будет счастлива получить в подарок настоящий жостовский поднос, который можно использовать не только по прямому утилитарному назначению, но и в качестве оригинального украшения кухонного интерьера. Точно так же радовались женщины и в начале XIX в., когда им дарили такую красоту.

Но Искусство начало формироваться в России в конце XVIII в. Именно к тому времени относятся первые подносы, шкатулки, табакерки, портсигары, всевозможные коробочки и т. д., расписанные в технике лаковой миниатюры, которые изготавливались в селах Московского уезда: Осташково, Троицкое, Новосильцево, Сорокино и Жостово.

Постепенно производство подносов выделилось в отдельное русло, а лидирующую роль в их изготовлении прочно заняло село Жостово. Кстати, первые подносы делались исключительно из папье-маше. Сейчас нам уже трудно представить жостовский поднос, изготовленный из такого материала.

Дальнейшее развитие искусства Жостова

В 1825 году в Жостове была открыта мастерская Осипа Филлиповича Вишнякова. Именно от этого события ведется летоисчисление существования отдельных народных жестовских промыслов. Конечно, эта мастерская была не единственная. Постепенно организовывались и другие артели: Егора Вишнякова в соседнем селе Осташково, А. А. Зайцева в Троицком селе. Популярность их изделий была огромная! Прекрасно продавался жостовский поднос в Москве, Петербурге и других городах.

В 1830 году в Жостове и соседних деревнях открылось сразу несколько мастерских, основателями которых были Е. Ф. Беляев, Т. М. Беляев, Ф. В. Шапкин, В. Л. Леонтьев и И. С. Коломенской. Постепенно производство разрасталось, изделия под роспись стали изготавливаться уже не из папье-маше, а из более прочного и современного материала - железа.

Легендарные художники Жостова

Постепенно рождался новый, привычный нам всем жостовский поднос. История, сохраненная в краевых летописях, рассказывает, как постепенно все больше и больше местных талантливых крестьян вовлекалось в работу художественных мастерских. Удивительно то, как много оказалось талантов среди обыкновенных, необразованных крепостных людей. Первым мастером, о котором упоминается в историческом документе 1839 года, был крепостной графа Шереметьева - Вешняков Филипп Никитин, он занимался росписью подносов вместе со своим сыном. Так рождались в Жостове художественные династии.

Самые известные мастера жостовских подносов: О. Е. Бурбышев (об этом художнике в Жостове ходят легенды, настолько это был виртуозный мастер), Н. М. Цаплагин, А. Е. Вишняков, К. В. Грибков, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, П. С. Курзин, И. А. Савельев, М. Р. Митрофанов, А. П. Гогин, И. П. Плахов, Б. В. Графов. Все эти мастера и многие другие оставили глубокий след в искусстве Жостова, именно ими были созданы замечательные произведения жостовской миниатюры, вошедшие в золотой фонд промыслов.

Жостовский поднос - технология изготовления

Оригинальная технология производства жостовских подносов шлифовалась на протяжении многих лет. У мастеров есть немало секретов ремесла, которыми они ни с кем не собираются делиться. Так что о технологии изготовлении изделий Жостова можно рассказать лишь в общих чертах.

Как уже было сказано выше, современные подносы изготавливаются из железа. Они могут иметь самую причудливую форму, тут все зависит от первоначального замысла художника. Перед росписью поднос должен быть тщательно отшлифован и покрыт двойным слоем грунта, приготовленным на основе сажи и каолина. После чего заготовка снова шлифуется и покрывается несколькими слоями цветного лака. Причем каждый слой должен быть хорошо просушен и так же идеально отшлифован.

Далее изготовление жостовских подносов переходит на следующий этап. После всех подготовительных работ изделие готово к росписи, и к дальнейшей работе над ним приступает мастер-художник. Роспись жостовских подносов традиционно производится масляными красками. После ее завершения изделие вновь в несколько слоев покрывается лаком с последующей просушкой и полировкой для придания готовому подносу практически зеркального блеска.

Художественные приемы и особенности жостовской росписи

Жостовской росписи ведут свои истоки от традиционной русской лаковой миниатюры, но, конечно же, имеют свои особенности. Основой можно, пожалуй, назвать рисунок яркими красками по темному фону и оформление композиции золотым орнаментом. Фон жостовских подносов не обязательно черный, он может быть какого угодно цвета: красного, коричневого, зеленого, синего и охристого. Иногда даже встречаются композиции, выполненные на потали (имитация золота), перламутре или светлом, почти белом фоне, но это, скорее, отступление от правил, продиктованное фантазией художника.

Жестовский поднос обычно бывает расписан таким образом, что в центре композиции (цветочного букета) находятся самые крупные и яркие цветы, на которые направлен основной акцент. Ближе к краям элементы букета становятся все мельче и темнее, они как бы сливаются с фоном. Тем самым достигается зрительная глубина и объемность живописи. Жостовские цветы пишутся не с натуры, чаще всего они условны, многое в их изображении зависит от творческого воображения мастера.

Основные мотивы и сюжеты

Основными мотивами жостовской живописи конечно же являются всевозможные цветочные мотивы, разнообразию которых нет числа! Жостовская роспись придерживается нескольких традиционных типов композиции. Цветы могут собираться в большие букеты, состоящие из 3-5 соцветий, изображаться в корзинах либо быть расположенными гирляндами по всему периметру подноса.

Иногда роспись может быть дополнена изображениями ягод, фруктов или птиц. Есть образцы жостовской живописи, похожие на старинные драгоценные Несмотря на то что рисунок растений достаточно условный, здесь имеются все признаки тщательная проработка деталей, общий колорит, свободная импровизация.

Жостовские подносы: как нарисовать поэтапно

Весь процесс росписи подноса можно условно разбить на 4 этапа. Сначала делается так называемая "замалевка": на изделии как бы набрасывается разбеленными красками обобщенный силуэт будущего рисунка, расположение основных пятен.

Следом идут "тенежка" и "прокладка": нанесение прозрачных теней и обозначение плотными красками самых светлых мест. После чего форма цветов и листьев становится более определенной.

Третий этап - бликовка: нанесение быстрых белильных мазков. При помощи их уточняются все объемы.

Ну и наконец следует заключительный 4-й этап, на котором выполняется "чертежка" и "привязка". При помощи самой тонкой кисточки мастер упругими гибкими линиями обводит контур каждого листочка и лепестка, рисует мелкие веточки и детали, которые и называются привязкой.

Перспективы развития промыслов

В настоящее время художественные жостовские промыслы переживают не лучшие времена. До 90-х годов прошлого столетия мастерские находились под опекой и финансированием государства, после перестройки и развала Советского Союза фабрика перешла в частные руки. Теперь во главу угла стала прибыль, но никак не сохранение традиций и к ремеслу.

Количество художников на предприятии было значительно сокращено. Многие мастера стали работать самостоятельно, на дому. Выполняется много частных заказов, заточенных не только под жостовский поднос. Современные мастера часто работают над росписью самых разных предметов: от холодильников и мобильных телефонов до бутылок с дорогим коллекционным вином. Приток талантливой молодежи - выпускников Федоскинского училища лаковой миниатюры в последнее время уменьшился. Но тем не менее, предприятие по-прежнему живет, работает с самоотверженностью и верой в будущее.

Как доехать до Жостово?

Для всех желающих ознакомиться поближе с историей и искусством Жостова на предприятии организуются интересные 5-часовые экскурсии с проведением мастер-классов. При фабрике постоянно работает магазин, где можно приобрести изделия промыслов, как говорится "с пылу, с жару".

Добраться от Москвы до Жостова не составляет никакого труда. Нужно преодолеть всего 50 км по Осташковскому шоссе в сторону Мытищинского района. Также можно с легкостью доехать туда на электричке или автобусе. Еще один вариант: от метро Медведково до Жостово постоянно курсирует автобус № 438.

Замалевок

Разбеленными красками намечается общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета на рабочей поверхности подноса. Жостовская роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. Скорописная манера письма позволяет жостовским мастерам расписывать по 5, 6 и более подносов в день. Создавая букет, художник вращает поднос на колене, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом нужно следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмическим расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи формы и фона подноса. Замалевок сушится в течение 3-4 дней на вольном воздухе или в течение нескольких часов в сушильном шкафу, после чего покрывается светлым лаком и прочищается под вторую стадию письма.

Тенежка

На просохший замалевок лессировочными красками накладываются тени. Этот прием погружает букет в глубину тона. Сильными, сочными мазками широкой плоской кистью наносятся лессировочные краски: синяя (берлинская лазурь или ультрамарин), зеленая (зелень изумрудная) и красная (краплак). Тенежка призвана усилить звучание цвета и подчеркнуть в цветочных формах теневые места.

Прокладка

Плотное корпусное письмо. Формы букета уточняются, высветляются с использованием плотных красок. Яркими, плотными красками художник выявляет (прокладывает) объемы цветов и листьев.

Бликовка

Наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев.

Чертежка

Этот прием быстро и легко очерчивает лепестки и листья, семена в чашечках цветов. Завершает разделку основных форм букета тонкими, музыкальными линиями, рисующими очертания лепестков и прожилок листьев. В чашечках цветов мастер изображает тычинки и пестики, что и называется посадкой семенцов.

Привязка

Завершающее письмо. Узор травка, написанный зеленой или коричневой краской в просветах между цветами и листьями. Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.

Орнамент

Роспись золотой краской по борту подноса. Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом. Орнамент исполняется беличьей кистью светлым лаком.

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись. Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты и бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. В этом построении можно видеть определённое отражение композиции станкового натюрморта XIX века, заключённого в золочёную рамку. Но сам мотив получил более декоративное и условное истолкование, чем в станковых картинах. Он становится частью декоративной вещи, специальные приёмы позволяли мастерам органично вписать, как бы «вплавить» его в лакированную поверхность подноса. Букет превратился в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождалось из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими букетами на поверхности. Чуть «утопленные» в фоне цветы казались лёгкими полуобъёмными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета.

Жостовская роспись и её техника письма как и сама роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы то ни было образцов. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом письма, кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых в прошлом безвестных крестьянских художников. Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое. Начинается жостовская роспись с «замалёвки», разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов. Следующими приёмами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки». Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может чётко выделяться на ней). В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа. Иногда живопись, она же жостовская роспись светится особым мерцающим светом. Это мастер использовал в картине перламутровые фрагменты, накладывая их прямо на поднос. Ярко выразительны средства искусства Жостово. Ему присущи своя художественная система, живописные приёмы и самобытный стиль, сложившиеся из сплава орнаментальных народных росписей и освоенного народными мастерами реалистического живописного натюрморта.

Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приёмов с импровизационностью творчества.

Обаяние искусства Жостово в искренности, непосредственности его содержания и выразительных средств. Оно демократично во всех своих проявлениях, для его восприятия не нужно специальных знаний и подготовки. Садовые и полевые цветы - как реальные, так и рождённые фантазией художника, собранные в букеты и раскинувшиеся венками и гирляндами - эта тема находит живой отклик у каждого человека, пробуждает чувство прекрасного.

Жостовская роспись – давняя русская традиция, появившаяся еще в первой четверти XIX века на территории подмосковной деревушки Жостово, по имени которой промысел и получил свое название. Поначалу в мастерских, открывшихся в нескольких соседних деревнях, расписывали исключительно вещицы из папье-маше. И лишь почти через сто лет, в 1922 году, Новосельцовская трудовая артель начала выпуск металлических лакированных подносов, и художники начали расписывать новую для себя продукцию.






Жостовская роспись в наше время
Сегодня мастера жостовской росписи создают уникальные металлические кованые подносы, которые можно посмотреть по ссылке http://imatreshki.ru/magazin/folder/zhostovskie-podnosy и использовать как с чисто утилитарной целью вроде подачи блюд на стол, так и в качестве элемента декора. Главный мотив росписи – букет несложной композиции, в котором присутствуют как мелкие, так и крупные цветы. По установившейся традиции роспись производят по лаковому черному фону, но иногда используются подносы зеленого, красного, серебряного и синего цвета. Иногда могут использоваться белый и темно-красный цвета. Сами подносы могут иметь различную форму:

Круглую или овальную – это классические формы жостовских подносов;
-прямоугольную;
-восьмиугольную – очень интересная форма для элементов декора;
-комбинированную и другие.

На сегодняшний день жостовские подносы – одни из самых популярных изделий, которые можно использовать в качестве стильного и дорогого подарка по любому поводу.

Где использовать подносы с жостовской росписью
Основной мотив росписи, как уже говорилось выше, – достаточно простой букет цветов. Но в целом жостовские изделия весьма разнообразны по тематике. Это причудливое переплетение листьев и ветвей, ягоды и фрукты, птицы посреди цветов, простые и сложные орнаменты и даже использование элементов хохломской и гжельской росписи.

Удивительные по красоте подносы с росписью используются в быту очень широко. Самое первое, что может прийти в голову оформителю, – использование этих сувениров для декорирования помещения. Красочный поднос может стать центральным элементом интерьера, смысловым и цветовым акцентом, способным буквально преобразить помещение.

Другое применение – элитная сервировка стола на важный семейный праздник. Поднос с росписью как нельзя лучше подчеркнет значимость момента, а заодно станет свидетельством безукоризненного вкуса хозяев.

Приобрети подносы с жостовской росписью несложно. Достаточно только посетить сайт компании «Ай, Матрешки», выбрать в каталоге изделие и оформить заказ. Понравившийся поднос очень скоро появится в вашем доме.

Жостовская роспись – русский народный промысел, заключающийся в росписи металлических подносов, придуманный в деревне Жостово Московской области.

Что везут иностранные туристы из России? Какие сувениры предпочитают? Среди традиционных предметов русских народных промыслов это и произведения жосковских мастеров- росписные металлические подносы. Жостовская роспись – русский народный промысел, заключающийся в росписи металлических подносов, придуманный в деревне Жостово Московской области.

История возникновения росписи металлических подносов.

Роспись металлических подносов возникло в середине 18 века на Урале, там, где располагались заводы металлургической направленности, и только лишь в первой половине 19 века промысел стал народным и перекочевал в деревни Московской области – Жостово, Троицкое и других. За короткие сроки жостовская роспись стала ведущей. В наше время производство подносов с этой росписью сосредоточено в деревне Жостово и в Нижнем Тагиле.

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях — Жостове, Осташкове, Хлебникове и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.». В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 г. — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос» с центорм в деревне Жостово.

1920 — 1930 — е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками — профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 — е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне.

Особенности производства и росписи жостовских подносов

Основной особенностью жостковской рописи это цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает. Существует несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

Другая особенность производства жостовских подносов- применение тонкой кровельной стали: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию.

Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится «твореным» золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями - прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка).

После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

Во всех уголках мира, во всех сувенирных лавках и магазинчиках, где выставляются предметы русского народного творчества всегда найдется место жостовской росписи. Произведению русского народного промысла росписи металлических подносов. Его яркий, красочный вид расскажет иностранцу, что Россия это не серая и унылая страна, а у наших соотечественников вызовет гордость за свою Родину.

Предметы искусства могут быть настоящим украшением дома, квартиры или , если их использовать правильно. Те, кто ценит шедевры от талантливых рук русских мастеров, наверняка знакомы с жостовскими подносами. Красивая вещь от настоящего мастера – это вариант прекрасного подарка родственнику или коллеге. Итак, мы расскажем об истории создания жостовских подносах и о том, где их сейчас делают.

История жостовского подноса

Жостовская роспись – это народный художественный промысел, который заключался в росписи жестяных изделий (подносов), что начал свое существование с 1825 года с деревни Жостово Московской области. Вначале одновременно появилось несколько мастерских под руководством Коробова и Филиппа Вешнякова, которые взяли за основу традиции тагильской росписи XVII века на изделиях из папье-маше. Затем подносы стали делать из железа, но краска плохо закреплялась на этом материале. Затем в середине XIX стали применять кованые изделия из стали.

С приходом советской власти мастерские объединились в трудовые артели. С 60-х годов XX века жостовские подносы стали набирать популярность, не только в СССР, но и за рубежом. Прекрасные предметы народного промысла принимали участие в многочисленных выставках. Жостовские подносы стали визитной карточкой русского народного творчества и страны.

Сегодня жостовский поднос по-прежнему знаменит среди ценителей и обывателей. Главные проблемы – дешевые массовые подделки, заполонившие магазины сувениров и предметов искусства.

Как делают жостовские подносы?

Если говорить о том, где делают жостовские подносы, то мастерские не изменили адрес – в деревне Жостово по-прежнему занимаются этим видом промысла. Сейчас это фабрика, состоящая из цеха по ковке и штамповке металлических изделий, и малярного цеха, где подносы подвергают покрытию лаком, затем окраске в черный цвет. И только после этого после подготовленные изделия попадают в руки мастеров-художников по росписи.

Для жостовской росписи характерно изображение красочного цветочного букета, где чередуются небольшие полевые и крупные садовые цветы, иногда и садовые плоды. В основном фон для изображения – темный, но можно встретить изделия и с серебряным, красным или зеленым фоном. В основе этой росписи свободный и сочный мазок кисти. Причем, мастера работают вручную не по образцам, а по правилам. Каждый автор подписывает свою работу. Таким образом, авторские жостовские подносы не имеют повторений, каждая работа уникальна.

Что касается формы жостовских подносов, то они встречаются самые разнообразные. Простая – круглая, овальная или прямоугольная. Эффектно смотрятся «гитарные» и восьмигранные подносы, украшенные по бокам рельефными коваными элементами и прорезными ручками. Изготавливают подносы вручную методом холодной ковки (такие предметы стоят в разы дороже) или при помощи штамп-форм.

Кстати, по назначению жостовские подносы разделяют на группу для бытового использования (под , под фрукты, подачу пищи) и используемые в качестве украшения помещения.

Как ухаживать за жостовким подносом?

Конечно, изделия, предназначенные для украшения комнаты, нуждаются в своевременной очистке от пыли. Как правило, используется мягкий отрез ткани, смоченные в воде, или специальные влажные салфетки для уборки. Уход за жостовскими подносами, применяемыми в бытовых целях на кухне, может включать в себя удаления жировых капель. В этом случае агрессивные средства могут не подойти, поскольку испортят нанесенный слой росписи. Лучше всего использовать специальные средства с мягким действием.