Цикл занятий "Органы чувств" для детей старшего дошкольного возраста план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему. Презентация по валеологии «Органы чувств! Какому органу мешает очень громкая музыка



Ухо- орган слуха. Орган слуха воспринимает звук. Ухом мы слышим речь человека, пение птиц, музыку и шорох, различаем звуки природных явлений.



С помощью глаз мы познаём окружающий мир. Видим предметы, различаем их цвет, форму, объём. Глаза - это орган зрения. Брови и ресницы- охраняют глаза от пыли и резкого света. Брови защищают глаза от пота со лба. Слёзы увлажняют и утепляют глаз, а также уничтожают вредные микробы.


Язык – это орган вкуса. Кончик языка в основном чувствует сладкое. Края языка ощущают солёное и кислое, а его основание – горькое. Языком человек различает около 10000 вкусов. Вместе с этим язык помогает проглотить пищу.


Кожа -орган осязания. Кожа очень важный орган чувств. С её помощью мы ощущаем прикосновения, боль, тепло и холод.


  • Защищай глаза от попадания посторонних предметов.
  • Телевизор долго не смотри.
  • Мой уши ежедневно чистой водой с мылом.
  • Нельзя чистить уши острыми и твёрдыми предметами.
  • Не клади в рот острые и режущие предметы.
  • Соблюдай гигиену носа.
  • Всегда имей при себе носовой платок.
  • Соблюдай личную гигиену!

По познавательному развитию

Занятие «Наши помощники - органы чувств»

Прислала: посетитель сайта tagachak

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) .

Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

  • Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Методы и приемы:

  • Наглядные (показ, демонстрация) ;
  • Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ) ;
  • Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент) ;
  • Практические (упражнения, опыты) .
  • Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
  • Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Средства обучения:

  • Демонстрационный материал (муляж или цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств)
  • Баночки с продуктами, различными на вкус

Дети входят в группу, их встречает доктор Медуница

М. – Добрый день. Ребята, меня зовут доктор Медуница. Сегодня я приглашаю вас и других моих гостей в «Институт здоровья». Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название? (Ответы детей) .

Вы правы, я изучаю здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

Хотите узнать что-нибудь о них? (Да) .

Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.

«Кто такой командир?» (Ответы детей)

А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?

(Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга)

Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)

Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.) .

Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга.

На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга)

Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.

А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей.)

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

Загадка

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Молодцы!

Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?

Мы с вами поиграем.

Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.

Так зачем же человеку глаза?

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила)

  • Нельзя тереть глаза грязными руками.
  • Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
  • Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
  • Нельзя долго играть в компьютерные игры
  • Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Воспитатель: Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:

Загадка

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше: (ушки)

Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

Воспитатель: А мы знаем правила по охране слуха.

Воспитатель: А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т. д.) ,

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: "Ау!".

Глаза закрывай

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Загадка

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

А для чего человеку нос? (Ответы детей)

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.

Игра "Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)

Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

Воспитатель: А определить продукты на вкус нам помогает,? Правильно язычок Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными) .

Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.

"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.

"Покусывание кончика языка"

"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

"Лошадка" Поцокать языком.

"Подуть на кончик языка"

Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.

Загадка.

Твои помощники, взгляни,

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся. (Пальцы)

Пальчиковая гимнастика

Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.

Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесная коробочка, а вам хотелось бы узнать, что в ней лежит?

Какие помощники нам в этом помогут?

Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке.

Воспитатель: Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в «Институт здоровья» от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора.

А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что "командир" нашего тела называется. (дети продолжают) . Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств) .

Воспитатель: Ну вот, ребята, пора возвращаться в детский сад.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим добрые пожелания

Важной частью изучения детьми анатомии и физиологии человека является их ознакомление с органами чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, вестибулярный аппарат дают мозгу необходимую для восприятия окружающего мира информацию.

С помощью опыта коллег, изложенного в публикациях раздела, активизируйте знания детей об органах чувств и их функциях. Познавательные занятия, о которых здесь идёт речь, способствуют развитию наблюдательности, логического мышления, речи, интереса к исследовательской деятельности. Способствуйте формированию сознательного, ответственного отношения детей к своему организму.

Продолжаем учить детей познавать себя и беречь своё здоровье.

Содержится в разделах:
  • Тело человека. Знакомим детей с организмом и строением человека

Показаны публикации 1-10 из 509 .
Все разделы | Органы чувств. Знакомим детей с органами чувств человека и их назначением

Памятка «Гигиена органов чувств» 2 классе «Перспективная начальная школа» «Гигиена органа вкуса » 1. Не употребляй слишком горячую пищу. 2.Соблюдай режим и рацион питания. 3.Мой руки перед едой. 4.Не бери в рот незнакомые растения . 5.Научись оказывать первую помощь при отравлениях. 6.Содержи в порядке полость рта....

Памятка для родителей «Берегите зрение» Для нормального развития детского организма имеет большое значение организация режима занятий и отдыха. Огромное значение это имеет и для органа зрения . Необходимо следить за тем, чтобы в течение дня дети как можно больше гуляли. Пребывание на свежем воздухе улучшает обмен...

Органы чувств. Знакомим детей с органами чувств человека и их назначением - Конспект НОД «Органы чувств - пять помощников человека»

Публикация «Конспект НОД «Органы чувств - пять помощников...» Тема НОД Органы чувств – пять помощников человека. Цель Формирование представлений об органах чувств человека и их значение в познании окружающего мира. Задачи Совершенствовать знания детей об органах чувств. Дать представление о значении каждого органа для жизнедеятельности...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Материал для промежуточной аттестации по ПМ 03. Социальная работа с лицами группы риска, оказавшимися в ТЖС Государственное казённое профессиональное образовательное учреждение Московской области «Сергиево-Посадский социально-экономический техникум» УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УР _ А.В. Румянцев «_ » _ 2019 г. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ...

Конспект НОД по окружающему миру «Органы чувств» Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств самый главный. Метапредметные: Познавательные УУД: 1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Берегите глаза» Задачи: - Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. - Разъяснить детям простейшие правила гигиены зрения и охраны глаз от повреждений. - Познакомить детей со строением глаза. -развивать умение выполнять гимнастику для глаз и...

Органы чувств. Знакомим детей с органами чувств человека и их назначением - Развлечение «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны»

МАДОУ ДС №15 «Солнышко» г. Нижневартовск Развлечение «ГЛАЗКИ, УШИ И НОСЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ДОЛЖНЫ» Воспитатель высшей категории Бенько Марина Алексеевна Развлечение «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны» Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни. Задач и. ...

Конспект НОД «Органы чувств - мы их знаем» для детей подготовительной группы Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 40 Калининского района Санкт-Петербурга Конспект НОД «Органы чувств»! – мы их называем, жизни без них не представляем» Автор - разработчик: Перепелятник Ирина Александровна Возрастная адресованность: для воспитанников...

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

Урок изучения нового материала по теме:

«ОРГАНЫ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА»


Цель урока :

вторичное осмысление учащимися уже известных знаний об органах чувств человека как необходимых звеньях связи организма с внешней средой

Логика процесса закрепления знаний :

  • Актуализация опорных знаний и их коррекция.
  • Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?
  • Пробное применение знаний.



ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ

  • Писать, читать при хорошем освещении
  • При письме свет должен падать слева; (если левша – то справа)
  • Расстояние до книги должно быть 30-50 см
  • Нельзя читать в транспорте
  • Нельзя читать лёжа
  • Расстояние до телевизора 2-3 м; не рекомендуется долго смотреть телевизор
  • Детям начальной школы за компьютером работать не более 20-30 минут
  • Нельзя тереть глаза руками, так как можно занести инфекцию
  • Глазам нужен отдых
  • Не стесняться носить очки
  • Делать гимнастику для глаз

  • Ежедневно человек моргает 11500 раз
  • Глаз весит 7-8 граммов
  • Ресницы выпадают и вновь вырастают за 100 дней
  • Человек с нормальным зрением видит на расстоянии 60 метров
  • Глаза могут точно различить 10 миллионов оттенков
  • Угол полного обзора у человека составляет 125ᵒ , а у кошек - 187ᵒ



ГИГИЕНА УХА

  • Нельзя очищать уши острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух
  • Шум очень вреден для слуха

- Нужно давать отдых слуху, находиться некоторое время в тишине




Как беречь орган вкуса

  • После приёма пищи прополоскать рот
  • Не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык
  • Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки
  • Систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм

  • Длина языка – 9 см, ширина – 5 см,

вес – 50 граммов

  • За минуту язык может совершить

80 движений

  • На верхней стороне языка имеется более 10000 вкусовых луковиц, способных различать только 4 вкусовых ощущения – сладкое, кислое, солёное и горькое


ГИГИЕНА НОСА

  • Не прилично ковыряться в носу
  • Нельзя втягивать в себя выделения из носа
  • Содержать нос в чистоте
  • Беречь организм от простуды
  • Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей
  • Закаляться
  • Не засовывать в нос мелкие предметы
  • Пользоваться личным носовым платком

  • У человека обоняние намного слабее, чем у животных
  • Человек различает около 3000 запахов, а собака –

до 100000 запахов



ПРАВИЛА УХОДА ЗА КОЖЕЙ

Держать кожу в чистоте

Обязательно мыть руки, лицо, шею, ноги и подмышечные впадины каждый день

Умываться правильно, то холодной, то горячей водой

Купаться 1-2 раза в неделю

Если есть насморк, то его необходимо лечить

Использовать смягчающий крем

Необходимо хорошо вытирать кожу полотенцем

  • Ногти и волосы – кожные образования
  • Мелкие волоски на коже человека живут

50 дней

  • Ресницы сменяются раз в 3 – 5 месяцев
  • Ежедневно у человека сменяется

30 – 40 волос

  • Волос человека очень прочен, он может выдержать груз до 100 граммов
  • Девичья коса выдерживает груз в 20 тонн

КРОССВОРД

«ОРГАНЫ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА»

1. С помощью какого органа можно определить, прокисло молоко или нет?

2. Как называется этот орган?

3. Какому органу мешает очень громкая музыка?

4. Назови этот орган.

5. Как называется орган, с помощью которого мы получаем много информации?

6. Как называется орган, который считают главным?

7. Какой орган помогает определить горячее или холодное, острое или тупое?

8. Назови этот орган.

9. Какой орган может уловить запахи, как бы опасные, то есть запах газа или испорченной пищи?

10. Что же это за орган? Назови его.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

ОРГАН ОСЯЗАНИЯ - КОЖА

ОРГАН ОБОНЯНИЯ - НОС

ОРГАН СЛУХА - УШИ

ОРГАН ЗРЕНИЯ - ГЛАЗА

ОРГАН ВКУСА - ЯЗЫК

Что кому по вкусу. Глаз человека. Органы чувств. Глаза и зрение. Обоняние. Вкусы и запахи. Выбирай на вкус. Чувство вины. Органы государственной безопасности. Охрана зрения. Гигиена зрения. «Мир человеческих чувств. Строение глаза человека. Неделя чувств. Мир чувств и эмоций. "Все работы хороши, выбирай на вкус. «…Все работы хороши, выбирай на вкус.

Все работы хороши – выбирай на вкус. Органы осязания, обоняния, вкуса. Чувство эмпатии. Чувства и настроение в музыке. 5 органов чувств человека. Мир глазами астронома. Мои мысли, чувства и желания. Все работы хороши, выбирай на вкус. «Все работы хороши, выбирай на вкус. Все работы хороши - выбирай на вкус. Нравственные чувства и моральное поведение.

Адам Смит «Теория нравственных чувств». Органы чувств у животных. Гений чувства. ОРГАНЫ ЧУВСТВ Глаза и зрение. Новый Год– праздник чувств. Развитие чувства юмора у дошкольников. Сделай жизнь на вкус лучше. За чувства, ставшие строкой. «Если добрые чувства не воспитывать в детстве, их никогда не воспитаешь. Проект: «Все работы хороши- выбирай на вкус.

В мире детских эмоций и чувств. Прошлое и настоящее глазами эколога. Тест «Мир глазами историка». "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Твои помощники – органы чувств. Наши помощники-органы чувств Проект. Чувства детей в произведениях живописи.

Многогранный мир чувств. Прислушаться к голосу чувств. Чувства в жизни христианина. Мир вещей глазами художника. Мир волшебных звуков, чувств и дум…. Наши умные помощники – органы чувств. Эволюция нервной системы и органов чувств. Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкально-ритмического движения.