Моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы. Нравственные принципы Какие нравственные принципы

Мораль - это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали - нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука - этика .

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности - и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали :

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей .
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали .

Нормы морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей . Наш великий пост - одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение - это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость - основа дипломатии.

Принципы морали.

Моральные принципы - это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали » (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный - принцип гуманизма . Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

Принимая решение, формулируя точку зрения, человек руководствуется собственными моральными принципами, составленными на основе знаний, полученных на протяжении своего жизненного пути. Движущей силой данного принципа есть нравственная воля. Для каждой личности существует своя норма ее выполнения. Так, кто-то понимает, что нельзя убивать людей, а для кого-то лишать жизни нельзя не только человека, но и любого животного. Стоит отметить, что эта форма нравственных утверждений, принципов морали, может иметь одну и ту же форму и повторяться из поколения в поколение.

Высокие моральные принципы

Не будет лишним отметить, что главное – не знание основных моральных принципов человека, а их активное применение в жизни. Начиная свое формирование в детском возрасте, они должны перерасти в благоразумие, доброжелательность и пр. Фундаментом их формирования выступают воля, эмоциональная сфера, .

В случае, когда личность осознанно для себя выделяет те или иные принципы, она определяется с моральной ориентацией. И то, насколько будет она верна ей, зависит ее принципиальность.

Если говорить о высоких моральных принципах, то условно их можно разделить на три категории:

  1. «Можно». Внутренние убеждения индивидуума полностью соответствуют правилам, законам общественности. К тому же такие принципы не способны кому-либо навредить.
  2. «Нужно». Спасти тонущего человека, отобрать у вора сумку и отдать ее владельцу – все эти действия характеризуют моральные качества, присущие личности, побуждающие ее поступать определенным образом, даже несмотря на то, что это может противоречить ее внутренним установкам. В противном случае, она может понести наказание или такое бездействие способно нанести много вреда.
  3. «Нельзя». Данные принципы осуждаются обществом, кроме того, могут повлечь за собой административную или уголовную ответственность.

Моральные принципы и, в свою очередь, качества человека формируются на протяжении всего жизненного пути во взаимодействии с другими людьми, социумом.

Человек высоких моральных принципов пытается определить для себя, что есть смысл жизни, в чем ее ценность, какой именно должна быть его моральная ориентация и что есть .

При этом в каждом действии, поступке, любой такой принцип способен раскрыться с совсем другой, порой непознанной, стороны. Ведь мораль по-настоящему показывает себя не в теории, а на практике, в своей функциональности.

Моральные принципы общения

К их числу относятся:

  1. Осознанный отказ от личных интересов ради интересов других людей.
  2. Отказ от гедонизма, жизненных удовольствий, наслаждения в пользу достижения поставленного перед собой идеала.
  3. Решение общественных проблем любой сложности и преодоление экстремальных ситуаций.
  4. Проявление ответственности о заботе за другими личностями.
  5. Построение отношений с другими с точки зрения доброты и блага.

Отсутствие моральных принципов

Учеными Калифорнийского Университета недавно было доказано, что соблюдение моральных принципов говорит о том, что такие личности менее подвержены стрессовым атакам обыденной жизни, то есть это свидетельствует о их повышенной сопротивляемости различным заболеваниям, инфекциям

.

Тот, кто не удосуживается личностно развиваться, кто аморален, рано или поздно, но начинает страдать от собственной неполноценности. Внутри такого человека возникает чувство дисгармонии с собственным «Я». Это, вдобавок, провоцирует возникновение психического напряжение, что запускает механизм появления различных соматических болезней.

Нравственные принципы и нормы в материальном праве

При производстве по уголовным делам суд, органы следст­вия, дознания, прокуратуры применяют нормы различных от­раслей права. Однако по любому уголовному делу центральное место занимает применение уголовного права. Поэтому целесо­образно рассмотреть нравственную характеристику уголовного права, причем лишь некоторых его институтов, так как этиче­ские основы и содержание уголовного права в целом требуют углубленного и развернутого самостоятельного научного иссле­дования *.

* Среди работ, посвященных этим проблемам, см., в частности: Кузнецова Н. Ф. Уголовное право и мораль. М., 1967; Карпец И. И. Уголовное право и этика. М., 1985.

Уголовное право служит задаче охраны человека и обще­ства от общественно опасных деяний, определяя, что является преступлением, устанавливая уголовные наказания и правила их применения к лицам, виновным в преступлении. История уголовного права в прошлом - история кровавых, мучитель­ных, унижающих человека наказаний. Двигаясь по пути про­гресса, человечество постепенно избавляется от смертной каз­ни и гуманизирует уголовное право.

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. относит к числу принципов, на которых основывается Кодекс, законность, равенство граждан перед законом, принцип вины, справедли­вость и гуманизм. Принципы уголовного права выражают осно­вополагающие идеи, в соответствии с которыми создается и функционирует эта отрасль права.

Итак, к числу принципов уголовного права России отно­сятся принципы гуманизма и справедливости, отражающие ко­ренные требования этики.

В уголовном праве принципиальное значение имеет опре­деление понятия преступления, а одну из сложных и важных для общества проблем составляет криминализация и декриминализация тех или иных деяний. При решении этой проблемы мы наблюдаем неразрывную связь уголовного права и нравст­венности.

Преступление, посягающее на права и свободы человека, на интересы общества, представляет собой нарушение не толь­ко правовых, но и нравственных норм. Поэтому отнесение тех или иных деяний к числу преступлений, установление за них уголовной ответственности опирается на их нравственное осу­ждение обществом, признание их злом в общественном созна­нии. «В принципе всякое деяние, прежде чем стать преступле­нием в глазах населения, во всяком случае подавляющей его части, рассматривается как безнравственное. В тех случаях, когда законодатель устанавливает уголовную ответственность за то или иное деяние, не осуждаемое нравственностью, созда­ние соответствующего уголовного закона является ошибочным или преждевременным» *.

* Ковалев М. И. Роль правосознания и юридической техники в развитии уголовного законодательства//Советское государство и право. 1985. № 8. С. 74.

С другой стороны, исключение из числа преступлений тех или иных деяний, противоречащих общественной нравственно­сти, глубоко безнравственных, должно производиться осмотри­тельно с учетом последствий как правового, так и нравственно­го характера.

Вопрос о включении признака аморальности в само поня­тие преступления, определяемое законом, вызвал дискуссию между учеными. Так, А. А. Пионтковский считал, что «хотя вся­кое преступление в нашем обществе есть одновременно не только действие противоправное, но и аморальное, этот последний при­знак нет необходимости специально вводить в определение по­нятия преступления, так как понятие противоправности дея­ния тем самым предполагает его противоречие коммунистиче­ской морали» *. А. А. Герценаон же полагал, что в определении понятия преступления должна быть отражена отрицательная морально-политическая оценка**. И. И. Карпец поддерживал по­зицию А. А. Герцензона и считал, что «элемент этический дол­жен быть выделен в определении преступления» ***.

* Курс советского уголовного права. В 6 т. Т. II. М., 1970. С. 28.

** См.: Герцензон А. А. Понятие преступления в советском уголовном праве. М., 1955. С. 51-52.

*** Карпец И. И. Указ. соч. С. 91.

Как видим, никто из специалистов в области уголовного права не отрицает того, что преступление - деяние не только противоправное, но и аморальное. Вряд ли последователен взгляд тех, кто признает аморальность любого преступления и одно­временно возражает против включения признака аморальности в законодательное определение понятия преступления.

Признак аморальности, моральной осуждаемости деяния характеризует каждый состав преступления, все без исключения преступления аморальны *.

* См.: Проблемы судебной этики/Под ред. М. С. Строговича. С. 33; Кузне­цова Н. Ф. Указ. соч. С. 50.

Тем не менее ст. 14 Уголовного кодекса 1996 г. в определе­ние понятия преступления признак аморальности не включила.

Вслед за международно-правовыми нормами ст. 54 Кон­ституции России в настоящее время устанавливает гуманный принцип уголовного права - nullum crimen sine poena, nulla роепа sine lege - «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось пра­вонарушением». Если после совершения правонарушения от­ветственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. При этом закон, устанавливающий или отягчаю­щий ответственность, обратной силы не имеет.

Последнее положение, крайне важное именно для уголов­ного права, обусловлено нравственно теми же причинами, что и отказ от аналогии. Человек, наказываемый за действия, кото­рые при их совершении не считались преступными, становится жертвой произвола, объектом расправы.

Целый комплекс нравственных проблем связан с уголов­ном наказанием. Среди них заслуживают внимания прежде всего цели наказания. Исторически цели и нравственное обоснование уголовного наказания получали разную трактовку. Объяснения природы и цели наказания давали различные теории: теория возмездия, теория устрашения, теория целесообразности, тео­рия психологического принуждения, теория заглажения вреда и т. п.*.

* См., например: Карпец И. И. Указ. соч. С. 156-199.

Признание целью уголовного наказания устрашения, воз­никшее, видимо, вместе с уголовным правом и бытующее до настоящего времени в обыденном общественном сознании, вле­чет за собой ужесточение уголовной ответственности, дегума­низацию уголовного права. Опыт средневековых государств с их поражающей воображение изобретательностью в мучитель­стве человека, разнообразии видов смертной казни и предше­ствовавших ей пыток свидетельствует о том, что наказание, целью которого является устрашение, не только антигуманно, но и не достигает целей, которые преследует законодатель.

Наказание как возмездие рассматривал еще Аристотель, который писал, что «люди стараются воздать за зло злом, и если подобное воздаяние невозможно, то такое состояние счи­тается рабством» * Кант также считал наказание возмездием и, как многие другие, поддерживал идею талиона. Возмездие есть отплата, кара за причиненное зло. Принятие идеи наказания как возмездия при всех ее модификациях приводит логически к признанию талиона. Талион был свойствен далекому прошло­му, когда возмездие за преступление должно было по силе точно равняться причиненному злу («око за око, зуб за зуб»). Призна­ние возмездия в качестве цели наказания влечет за собой признание того, что наиболее эффективны самые строгие нака­зания, и необходимость реанимации идеи талиона, несовмести­мой с представлениями о правопорядке в современном цивили­зованном обществе.

* Аристотель. Этика. СПб., 1908. С. 89.

Разработка нового уголовного законодательства актуали­зировала проблему нравственного обоснования системы уголов­ных наказаний. Здесь наибольшие сложности вызывает оправ­дание сохранения института смертной казни в национальном законодательстве. Не вдаваясь в аргументы активных против­ников и сторонников смертной казни, отметим лишь, что смерт­ная казнь представляет собой убийство человека по воле госу­дарства на основании решения других людей, которым доверя­ется судебная власть. Смертная казнь никогда не может быть гуманной. Но в то же время в конкретных обстоятельствах при наличии законных оснований она может считаться в отноше­нии отдельного человека справедливым наказанием. При этом надо иметь в виду, что судебная ошибка здесь непоправима: судебное убийство - самая крайняя и жестокая несправедли­вость в отношении человека, которую может допустить госу­дарство.

Система уголовных наказаний в России подверглась изме­нениям и, надо полагать, претерпит новые серьезные преобра­зования. Важно, чтобы эти изменения не вели к ужесточению системы наказаний, а сами наказания не унижали человече­ское достоинство осужденных.

Анализ нравственной стороны других институтов уголов­ного права, связанных с наказанием, потребовал бы многих ис­следований. Здесь уместно лишь отметить, что статьи Уголов­ного кодекса, определяющие общие начала назначения наказа­ния, предусматривают индивидуализацию уголовной ответст­венности как проявление справедливости в ее распределитель­ном аспекте: лицу, совершившему преступление, должно быть назначено справедливое наказание.

Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства

* Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса: В 2 т. Т. I. М., 1968. С.178.

Но если рассматривать законодательство об уголовном су­допроизводстве и уголовно-процессуальную деятельность как единую функционирующую систему, то нравственные начала уголовного судопроизводства выявляются достаточно отчетливо.

Уголовно-процессуальное законодательство и основанная на нем процессуальная деятельность проникнуты нравствен­ным содержанием.

Особенностью уголовно-процессуального права, характери­зующей его в целом, является гуманизм, ориентированность на создание системы гарантий личности.

Итальянский юрист Ферри (1856-1929), подчеркивая специ­фику уголовно-процессуального права, утверждал, что уго­ловный кодекс пишется для преступников, а уголовно-процессуальный - для честных людей. Этот афоризм не лишен рационального зерна. В уголовном законодательстве домини­рует карательное начало, в законодательстве о судопроиз­водстве ведущая роль принадлежит гарантиям личности и правосудия.

Уголовно-процессуальное право призвано обеспечить справедливость при расследовании и разрешении уголовных дел.

Требование справедливости означает в уголовном процес­се исключение случаев осуждения невиновных, привлечения их к уголовной ответственности. Обвинительный приговор в отношении невиновного - проявление несправедливости, по­прание прав, свобод, достоинства человека той самой государ­ственной властью, которая обязана их защищать.

Справедливость в уголовном процессе означает раскры­тие преступлений и привлечение к ответственности винов­ных. Положение, при котором около половины преступлений, а по некоторым видам их преобладающая часть остается не­раскрытой, противоречит требованию справедливости. Зло, причиненное преступником, остается без должного воздая­ния, а сам преступник получает возможность совершать но­вые преступления.

Справедливость в правосудии по уголовным делам выра­жается в строгом соблюдении принципа индивидуализации от­ветственности, требований уголовного закона о назначении на­казания с учетом обстоятельств дела и личности виновного. Уголовно-процессуальный закон относит к числу задач уголов­ного судопроизводства справедливое наказание виновных в пре­ступлении. Именно с соразмерностью наказания действующий УПК связывает понятие справедливости приговора (ст. 347).

Справедливость обязывает в уголовном процессе обеспе­чить возмещение вреда, причиненного преступлением, восста­новить полностью или в максимальной степени ущерб, причи­ненный потерпевшему. Заметим, что там, где преступление ос­талось нераскрытым, возмещение причиненного преступлени­ем ущерба в соответствии со ст. 52 Конституции России обеспе­чивает государство.

Справедливость в уголовном процессе означает, далее, обес­печение равенства всех граждан перед законом и судом, запрет какой-либо дискриминации или каких-либо привилегий в зави­симости от различия людей по их происхождению или положе­нию в обществе и по иным признакам.

Основополагающие правовые принципы правосудия про­никнуты нравственным содержанием. Они базируются на нрав­ственных требованиях справедливости, гуманности, охраны чести и достоинства человека.

Ст. 15 Конституции России устанавливает принцип закон­ности. Органы государственной власти, органы местного само­управления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и за­коны. Принцип законности в уголовном судопроизводстве озна­чает строгое соблюдение материального и процессуального за­кона, всех гарантий личности и правосудия. Ни следователь, ни прокурор, ни суд не вправе отступать от требований закона под предлогом каких бы то ни было якобы благих целей (в интере­сах усиления борьбы с преступностью, целесообразности, эко­номии и т. д.).

Ст. 120 Конституции России предусматривает право и обя­занность суда, установившего при рассмотрении дела несоот­ветствие акта государственного или иного органа закону, при­нять решение в соответствии с законом.

Нравственная сторона принципа законности в уголовном процессе состоит в соблюдении нравственных требований, во­площенных в законе, запрете поступать по произволу, субъек­тивному усмотрению в отношении человека, что неминуемо сле­дует за послаблениями в отношении режима законности в уго­ловном процессе. Соблюдение закона- нравственный, а не толь­ко юридический долг судьи, следователя, прокурора, адвоката.

Нарушение закона судьей, работником правоохранитель­ных органов всегда безнравственно. Если это нарушение дела­ется сознательно, то оно может перерасти в должностное пре­ступление. Если закон нарушается деятелем юстиции вследст­вие низкого уровня профессионализма, плохой юридической подготовки, неряшливости и т. п., то такие действия и решения также аморальны.

Нравственная характеристика принципа равенства перед законом и судом как непременного условия реализации требо­вания справедливости в ее уравнительном аспекте очевидна. Проблема состоит в том, чтобы декларированный Конституци­ей, этот принцип правосудия реализовывался в жизни, чтобы на деле не было неравенства в защите от преступлений и от­ветственности за них между людьми разных национальностей, имущественного и социального положения и т. д.

Принцип независимости судей и подчинения их только за­кону означает не только запрет вмешательства в судебную деятельность кого бы то ни было. Этот принцип одновременно возлагает на судей личную нравственную ответственность за справедливость принимаемых ими решений. Судья, которому гарантирована независимость, не вправе переложить свою ответственность за выполнение профессионального долга на кого-либо другого. Эта мысль достаточно ясно выражена в принятых VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обра­щению с правонарушителями 6 сентября 1985 года «Основных принципах независимости судебных органов». В п. 6 «Основных принципов. » говорится: «Принцип независимости судебных ор­ганов дает судебным органам право и требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблю­дения прав сторон».

Несменяемость и неприкосновенность судей, предусмотрен­ные ст. 121 и 122 Конституции России, служат охране незави­симости судебной власти. Одновременно они обязывают судью честно исполнять свой долг, руководствуясь только законом и собственной совестью, быть объективным и беспристрастным.

Ст. 123 Конституции России устанавливает принцип состя­зательности в судопроизводстве. Сердцевину состязательности составляет в уголовном процессе равенство процессуальных прав сторон обвинения и защиты. Так, в правосудии по уголовным делам находит свое реальное выражение требование справед­ливости в ее уравнительном аспекте.

Наряду с общими принципиальными установлениями уголовно-процессуального законодательства, придающими процес­суальной деятельности и процессуальным отношениям нрав­ственный характер, существует и система отдельных конкрет­ных норм, направленных на охрану нравственных ценностей в ходе производства на различных стадиях процесса, при со­вершении следственных и судебных действий и принятии ре­шений.

Так, уголовно-процессуальное законодательство запрещает при производстве следственных и судебных действий разгла­шать сведения об обстоятельствах интимной жизни (см. ст. 18, 170 УПК). Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола (ст. 172 УПК). Следователь не присутствует при освиде­тельствовании лица другого пола, если оно сопровождается об­нажением этого лица. В этих случаях освидетельствование про­изводится в присутствии понятых того же пола, что и лицо, подвергаемое освидетельствованию (ст. 181 УПК). Производст­во следственного эксперимента допускается, если при этом не унижается достоинство и честь участвующих в нем лиц и окру­жающих (ст. 183 УПК).

При заключении под стражу обвиняемого или подозревае­мого в случае наличия у заключенного под стражу несовершен­нолетних детей, остающихся без присмотра, орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны передать их на попечение родственников либо других лиц или учреждений (ст. 98 УПК).

К несовершеннолетним обвиняемым и подозреваемым за­держание и заключение под стражу в качестве меры пресече­ния могут применяться лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступления (ст. 393 УПК). При решении вопроса о санкции на арест несовершеннолетнего прокурор обязан во всех случаях лично допросить обвиняемого или подозреваемого несовершеннолетнего.

Суд вправе удалить несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств» могущих отрицательно повлиять на него (ст. 402 УПК).

Наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться только с санкции прокурора или по определению суда на основании мотивированного постановления следователя (ст. 174 УПК).

В случае наложения ареста на имущество из него должны быть исключены предметы, необходимые для самого обвиняе­мого и лиц, находящихся на его иждивении. Перечень таких предметов устанавливает закон (ст. 175 УПК).

При оправдании подсудимого или освобождении его от на­казания либо от отбывания наказания или в случае осуждения его к наказанию, не связанному с лишением свободы, суд, если подсудимый находится под стражей, освобождает его немед­ленно в зале суда (ст. 319 УПК).

До обращения обвинительного приговора к исполнению близким родственникам осужденного, содержащегося под стра­жей, по их просьбе предоставляется свидание с ним. Семья осу­жденного, приговоренного к лишению свободы, ставится в из­вестность о том, куда он направляется для отбывания наказа­ния (ст. 360 УПК).

В случае тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, суд может отсрочить исполнение приго­вора (ст. 361 УПК), а если осужденный во время отбывания наказания заболел хронической душевной или иной тяжкой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, суд может освободить его от дальнейшего отбывания наказания (ст. 362 УПК).

Высоконравственный, гуманный смысл названных выше и многих других норм уголовно-процессуального права наполня­ет все уголовно-процессуальные отношения и процессуальную деятельность на досудебных стадиях нравственным содержа­нием. При этом уголовно-процессуальное право, как и все рос­сийское право, развивается в направлении последовательной гуманизации, расширения гарантий справедливости, уважения достоинства личности.

Ст. 243 УПК России, определяющая положение судьи, пред­седательствующего по делу, возлагает на него руководство су­дебным заседанием, обязанность принимать все предусмотрен­ные законом меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела и установлению истины. Он обязан устранять из судебного разбирательства все, не имею­щее отношения к делу, и обеспечивать воспитательное воздей­ствие судебного процесса. Решение всех этих задач требует стро­гого соблюдения как правовых, так и нравственных норм. Искание истины не может быть успешным, если судья необъекти­вен, пристрастен, склонен заранее к принятию одной версии. Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, его справедливое разрешение - обязанность суда, дея­тельностью которого руководит председательствующий, и су­дьи, единолично рассматривающего уголовное дело.

Воспитательное воздействие судебного процесса включает в себя и нравственное воспитание, которое достигается в зна­чительной степени безупречным соблюдением в судебном раз­бирательстве нравственных норм судьями и всеми профессио­нальными участниками уголовного судопроизводства.

К числу гарантий правосудия относится равенство прав сторон. Обвинитель, подсудимый, защитник, а также потерпев­ший, гражданский истец, гражданский ответчик и их предста­вители пользуются равными правами по представлению дока­зательств, участию в исследовании доказательств и заявлению ходатайств. Состязательность судебного разбирательства спо­собствует установлению истины по делу. Одновременно она от­ражает гуманные начала судебной деятельности, когда подсу­димый рассматривается законом не как объект исследования, а как активный участник судебного разбирательства, когда про­тивоборствующие в споре стороны уравниваются в своих пра­вовых возможностях.

Вышестоящий суд не вправе ухудшить положение подсу­димого, подавшего жалобу на приговор (ст. 340, 341, 350, 353 УПК).

О ряде других процессуальных норм, регламентирующих отдельные процессуальные действия в их нравственном аспек­те, будет сказано ниже. Но бесспорным является то, что все законодательство, регламентирующее деятельность суда, пред­полагает строгое соблюдение нравственных норм.

Основные проблемы этики

Любая наука имеет определенный круг проблем, наиболее сложных теоретических и практических вопросов, на которые она должна искать ответы. К основным проблемам этики относятся:

  • - проблема критериев добра и зла;
  • - проблема смысла жизни и предназначения человека;
  • - проблема справедливости;
  • - проблема должного.

Основные нравственные категории

Можно выделить целый ряд нравственных категорий, наиболее полно отражающих сущность и содержание этики. Среди них: нравственные принципы, нравственные нормы, нравственное поведение, нравственное сознание человека, нравственный идеал, добро и зло.

Нравственные принципы

Нравственные принципы - это основные моральные законы, представляющие собой систему ценностей, которая закрепляет через нравственный опыт моральные обязанности человека. Их еще называют добродетелями. Нравственные принципы формируются в процессе воспитания и в совокупности становятся основой развития ряда нравственных качеств личности (человечность, чувство справедливости, разумность и др.).

Способы и средства реализации каждого морального принципа разнообразны и зависят от индивидуальных особенностей самого человека, моральных традиций, сложившихся в обществе, и от конкретной жизненной ситуации. К наиболее всеобъемлющим и распространенным принципам относятся принципы человечности, почтительности, разумности, мужества и чести.

Человечность - это комплекс позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом. Человек отличается от животного тем, что ему присущи такие качества, как разум, совесть, духовность. Являясь интеллектуальным и духовным существом, в любых, даже самых тяжелых, ситуациях он должен оставаться человеком в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.

Человечность складывается из повседневных поступков, отражающих доброе отношение человека к другим людям и проявляющихся в таких позитивных актах, как взаимопомощь, выручка, услуга, уступка, одолжение. Человечность представляет собой волевое действие человека, основанное на глубоком понимании и принятии присущих ему нравственных качеств.

Почтительность - это уважительное отношение не только к родным и близким, но и ко всему окружающему миру, способность с признательностью и вниманием относиться к знакомым и незнакомым людям, вещам и природным объектам и явлениям. Почтительность ассоциируется с такими качествами, как вежливость, тактичность, учтивость, доброжелательность, сочувствие.

Разумность - это основанное на нравственном опыте действие. Оно включает в себя такие понятия, как мудрость и логичность. С одной стороны, разумность - это качество личности человека, зависящее от разума, данного ему от рождения, а с другой - эго поступки, сообразующиеся с опытом и системой нравственных ценностей.

Мужество и честь - категории, означающие возможности человека преодолевать сложные жизненные обстоятельства и состояние страха без потери чувства собственного достоинства и уважения окружающих людей. Они тесно взаимосвязаны и основаны на таких чертах личности, как чувство долга, ответственность и стойкость.

Нравственные принципы должны постоянно реализовываться в поведении человека для закрепления нравственного опыта.

Нравственные нормы

Совместное проживание индивидов в обществе требует определенного ограничения их свободы, поскольку некоторые действия человека могут быть вредными и даже опасными для общества. Нравственные нормы отражают установленные обществом принципы и правила взаимоотношений между людьми, возникающие в процессе совместного проживания. На основе норм нравственности строятся отношения совместной деятельности и взаимопомощи между людьми.

Нравственные нормы - явление социальное, так как они затрагивают проблему поведения индивида в обществе, представляя собой требования, которые социум предъявляет к каждому конкретному человеку. Именно общество определяет, как должны строиться взаимоотношения между его членами. Общество также выносит оценку поведению человека. Достаточно часто эти оценки не совпадают с индивидуальными: то, что для индивидуума представляется позитивным, может вызвать отрицательную оценку общества, и наоборот, зачастую общество принуждает человека делать то, что противоречит его устремлениям и желаниям.

То, что нравственные нормы носят социальный характер, сложилось исторически. Ведь нравственное сознание человека формируется под воздействием окружающей его среды, на основе выработанных обществом нравственных идеалов и нравственных авторитетов. Нравственные нормы отдельного человека представляют собой симбиоз социальных установок и личного сознания.

Нравственные нормы являются основой оценки обществом поведения человека. Единых критериев такой оценки не существует, они зависят от эпохи, типа общества, от традиционных н ра вст ве н н ы х уста н ово к, сложившихся на како й -л ибо территории, в той или иной стране, и т. д. Одни и те же поступки людей в разное время, в разных социумах могут считаться нравственными и безнравственными. К примеру, варварские традиции скальпирования у северных индейцев или поедания сердца поверженного врага у туземцев Океании в свое время не казались безнравственными, но считались проявлением особой доблести, заслуживающей общественного уважения.

Нормы нравственности в обществе существуют в виде запретов и негласных предписаний. Запреты представляют собой те нормы поведения индивида, которые нежелательны для общества в целом. Негласные же, неформальные предписания дают человеку свободу в выборе типа поведения в рамках общепринятых норм. Исторически запреты всегда предшествовали предписаниям.

Вся совокупность основных понятий, взаимосвязанных и взаимообусловленных, образуют так называемую систему моральной регуляции. В систему моральной регуляции обычно включают: нормы, высшие ценности, идеалы, принципы. Рассмотрим коротко каждый из элементов.

> Нормы - это повеления, предписания, определенные правила поведения, мышления и переживания, которые должны быть присущи человеку.

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.

В отличие от простых обычаев и привычек, моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общественного порядка, а находят идейное обоснование в представлении человека о добре и зле, должном и осуждаемом, причем в конкретных жизненных ситуациях.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта, сотрудника о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что и определяет характер нравственных санкций.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - десять заповедей в Ветхом завете: не убий, не укради и т. д.) так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду).

Моральные нормы указывают границы, за которыми поведение перестает быть моральным и оказывается аморальным (когда человек или не знаком с нормами, или игнорирует известные нормы).

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение, но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, отрицательные оценки и осуждение поведения сотрудника. Например, если сотрудник солгал своему начальнику, то за этим бесчестным поступком, в соответствии со степенью тяжести, на основании уставов последует соответствующая реакция (дисциплинарная) или наказание, предусмотренное нормами общественных организаций.

Позитивные нормы поведения, как правило, требуют наказания: во-первых, активности со стороны субъекта нравственности - сотрудника ОВД; во-вторых, творческого толкования того, что значит быть благоразумным, быть порядочным, быть милосердным. Диапазон понимания этих призывов может быть очень широк и разнообразен. Поэтому моральные нормы - в первую очередь запреты, а лишь потом - позитивные призывы.

> Ценности, по существу, являются тем содержанием, которое утверждается в нормах.

Когда говорят «будь честен», имеют виду, что честность - ценность, очень важная и значимая для людей, общества, социальных групп, в том числе и для коллективов сотрудников ОВД.

Именно поэтому ценности - не просто образцы поведения и мироотношения, а образцы, вычлененные как самостоятельные явления природы и общественных отношений.



В этом плане справедливость, свобода, равенство, любовь, смысл жизни, счастье - это ценности высшего порядка. Возможны и другие прикладные ценности - вежливость, точность, трудолюбие, исполнительность.

Между нормами и ценностями, которые тесно связаны между собой, есть существенные отличия.

Во-первых, выполнение норм одобряется, в то время как служение ценностям вызывает восхищение. Ценности заставляют человека не просто следовать эталону, а стремиться к высшему, они наделяют действительность смыслом.

Во-вторых, нормы составляют такую систему, где они могут выполняться сразу, иначе система окажется противоречивой, не работающей.

Ценности же выстраиваются в некую иерархию, и люди жертвуют одними ценностями ради других (например, благоразумием ради свободы или достоинством ради справедливости).

В-третьих, нормы довольно жестко задают границы поведения, поэтому о норме можно говорить, что она либо выполняется, либо нет.

Служение ценностям может быть более или менее ревностным, оно подвержено градации. Ценности не полностью переходят в норму. Они всегда больше ее, так как сохраняют момент желательности, а не только долга.

С этих позиций моральной ценностью может выступать обладание различными личностными качествами (храбростью, чуткостью, терпением, великодушием), причастность к определенным социальным группам и институтам (семье, клану, партии), признание таких качеств со стороны других людей и т. д.

При этом высшими ценностями являются те ценности, ради которых люди жертвуют собой или в нелегких условиях вырабатывают такие качества высочайшей ценности, как патриотизм, мужество и бескорыстие, благородство и самопожертвование, верность долгу, мастерство, профессионализм, личная ответственность за защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

> Идеал - это высшие ценности, обращенные к индивиду и выступающие как высшие цели развития личности.

Моральный идеал - это важный ориентир, как стрелка компаса указывающий верное нравственное направление. В самых различных, порой даже в конфликтных ситуациях необходимы не абстрактные, отвлеченные представления, а конкретный пример поведения, образец для подражания, ориентир для действия. В самом обобщенном виде такой пример выражается в нравственном идеале, который представляет собой конкретизацию исторических, социальных представлений о добре и зле, справедливости, долге, чести, смысле жизни и других ценных понятиях морали.

Мало того, в качестве идеала может выступать живая историческая личность или герой какого-либо художественного произведения, сакральные полумифические фигуры, нравственные учителя человечества (Конфуций, Будда, Христос, Сократ, Платон).

В современных условиях у молодых людей существует острая потребность в достойном и авторитетном идеале, который в значительной мере определяет содержание нравственных ценностей той или иной личности. Поэтому можно заметить: каков у человека идеал, таков он и сам. Разве не достоин, например, чести, уважения и идеала героический поступок старшего лейтенанта А. В. Соломатина в современных условиях. В декабре 1999 г. разведгруппа из 7 человек в Чечне обнаружила засаду, 600 боевиков, группа приняла бой, Александр потерял в бою руку, но продолжал стрелять. А когда боевики решили взять его живым, он встал во весь рост и пошел на них, не выпуская из руки пулемета, а потом дотянулся до гранаты и взорвал себя вместе с бандитами.

Маленькая разведгруппа спасла полк. Так поступают воины, постигшие сущность идеала в процессе формирования себя как высоконравственной личности. Об этом свидетельствует дневник А. В. Соломатина, в котором есть такие строки: «Я клянусь, я сделаю все, чтобы русская нация воспряла и стала достойна своих героических поступков. Все остается людям, прекрасные слова. Ничего нельзя взять с собой туда. Надо оставить след в жизни. Оглянись назад: что ты сделал для людей, Родины, земли? Будут ли помнить? Вот ради чего надо жить».

Идеал по своей природе есть не только возвышенное, но и недосягаемое. Как только идеал приземляется, становится выполнимым, он сразу же теряет свои функции «маяка», ориентира. И в то же время он не должен быть совершенно недосягаемым.

Сегодня в обществе часто раздаются голоса о потере нравственного идеала. Но вытекает ли отсюда, будто наше государство, несмотря на сложность криминогенной ситуации, утратило нравственные ориентиры? Скорее речь может идти о нахождении способов, средств воплощения нравственных ценностей в новой социальной обстановке, что предполагает серьезное нравственное очищение российского общества снизу доверху. При этом следует всегда учитывать, что со времен Платона предпринимались попытки создания схемы идеального общества (государства), конструирования различных утопий (и антиутопий). Но социальные идеалы могут рассчитывать на истинное, а не временное воплощение, если они базируются на вечных ценностях (истины, добра, красоты, человечности), согласующихся с нравственными идеалами.

Принципы. Моральные принципы - одна из сторон выражения нравственных требований.

> Принцип - это наиболее общее обоснование существующих норм и критерий выбора правил.

В принципах отчетливо выражаются универсальные формулы поведения. Если ценности, высшие идеалы - явления эмоционально-образные, если нормы вообще могут не осознаваться и действуют на уровне моральных привычек и бессознательных установок, то принципы - феномен рационального сознания. Они четко осознаются и отливаются в точные словесные характеристики. К числу моральных принципов относятся такие нравственные начала, как гуманизм - признание человека высшей ценностью; альтруизм - бескорыстное служение ближнему; милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма (противопоставление индивида обществу), и эгоизма (предпочтения собственных интересов интересам других).

Законом РФ «О полиции» определены также принципы ее деятельности: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность. Неукоснительное соблюдение этих принципов является непременным условием успешной практической деятельности сотрудников правоохранительных органов.

«Золотое правило нравственности», сформировавшееся в обществе с древнейших времен

В системе моральных норм человеческого общества постепенно выделилось правило, ставшее обобщенным критерием нравственности поведения и действий людей. Оно получило название «золотого правила нравственности». Его суть можно сформулировать следующим образом: не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе. Исходя из этого правила, человек учился отождествлять себя с другими людьми, развивалось его умение адекватно оценивать ситуацию, формировались представления о добре и зле.

«Золотое правило» - это одно из древнейших нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности, его гуманистическую сущность.

«Золотое правило» встречается уже в ранних письменных памятниках многих культур (в учении Конфуция, в древнеиндийской «Махабхарате», в Библии и др.) и прочно входит в общественное сознание последующих эпох вплоть до нашего времени. В русском языке оно закрепилось в виде пословицы: «Чего в других не любят, того и сам не делай».

Данное правило, сложившееся в отношениях между людьми в обществе, явилось основой возникновения правовых норм формирующегося общества в условиях государственности. Так, нормы уголовного права, охраняющие жизнь, здоровье, честь и достоинство личности, воплощают в себе принципы «золотого правила нравственности», гуманного отношения и взаимоуважения.

Это правило имеет огромное значение особенно в следственной, оперативной работе, поскольку выдвигает на первый план нормы уголовно-процессуального права, запрещающие добиваться показаний путем насилия, угроз и незаконных мер. Такой путь ведет только к снижению престижа правоохранительных органов.