Сценарий праздника гжели в начальной школе. Познавательно – творческое развлечение «Сказочная гжель. Удивился царь заморский и говорит

Цель: познакомить детей с народным промыслом: гжельским, дымковским хохломским искусством, особенностями того искусства, с технологией производства предметов искусства; развивать психические процессы: память, внимание, воображение, логическое мышление; связную, разговорную речь; эмоциональную отзывчивость; воспитывать любовь к Родине, людям: уважение к труду мастеров-умельцев, ремесленников, художников; эстетический вкус.

Оборудование : в центре передней стены стоит бутафорский русский терем, перед ним скамейка (или завалинка); справа еще одна скамейка, слева березка; справа, недалеко от скамейки, мольберт с иллюстрациями предметов гжельской, хохломской, дымковской росписи (по типу перекидного календаря); магнитофон с записями русских народных мелодий.

Ход утренника

Звучит русская народная музыка, на площадку выходит мальчик Фома и обращается к залу.

Фома.

Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Музыка замолкает, Фома поворачивается боком к терему и говорит.

Фома.

Стою я, Фома, посреди двора,

Супротив терема широкого,

Супротив крыльца высокого.

Не тесан, терем, не тесан.

Только хорошо раскрашен.

Начинает играть на балалайке (звучит тихая фонограмма балалайки).

Фома.

Заиграй-ка, балалайка,

Заиграй-ка, звончата.

Дома ли девчата?

Стучит в окно терема.

Дома ль Марья,

Дома ль Дарья,

Дома ль душенька Катюшенька?

Фома . Красны девицы, погулять вас прошу.

Девочки . Отчего ж не пойти?

Выходят 3 девочки, одетые в костюмы с гжельской, дымковской, хохломской росписью, под музыку. Проходят мимо Фомы, кланяются зрителям.

Гжель.

Уж присядем ль, мы, молоденьки, на кленову лавку.

На кленову лавку, да под белую березку.

Гжель, Хохлома садятся на лавочку.

Дымка.

А я прогуляюсь, позабавлюсь.

Людей посмотрю, себя покажу.

Гжель.

Что же ты людям покажешь?

Чем ты добрых уважишь?

Дымка.

А я себя покажу, все о себе расскажу.

Разве я не хороша, не румяна, весела?

Гжель, Хохлома, Фома. Хороша! Да, ты, Дымка, очень красивая.

Дымка. Чтобы я была такой, очень многие мастера приложили ко мне свои умелые руки. Дымковские мастера сначала замесят глину, вылепят из нее фигурки людей, животных (показывает иллюстрации на мольберте). Затем фигурки в песке подсушат. После побелят всю-всю, с ног до головы.

Фома. А потом?

Дымка. А затем за дело берутся мастера по росписи. Возьмут их умелые руки кисти и краски, и появятся на фигурках разные оборки, яркие кружева, узоры, бусы на шее, цветы на переднике. Ой!

Фома . Что случилось?

Дымка . Да вот (показывает на передник). Так спешила, что надела передник, который не до конца расписан.

Гжель . Не беда. Мы сейчас поможем расписать тебе передник. Тут всего-то нужно завершить рисунок, точно так же как и на другой половине передника. Кто хочет помочь?

Выходит заранее подготовленный ребенок и выкладывает рисунок на переднике. Гжель и Хохлома надевают передник на Дымку.

Дымка . Спасибо вам. Как красиво получилось.

Раздается русская народная мелодия.

Фома. Кто это там?

Дымка. Это мои родственники. Дымковские игрушки. Сюда, сюда. (Машет рукой.)

Под русскую народную мелодию входят дети в дымковских костюмах. Они танцуют и поют русскую народную песню «Светит месяц».

Фома. Ах, как весело! Что за чудо, эти дымковские игрушки. Милости просим быть у нас в гостях. Присаживайтесь.

Рассаживает их среди гостей в зале.

Хохлома . Что это ты такая грустная, Гжель?

Гжель. Как же мне не грустить. Мне тоже хочется, чтобы у меня был такой же яркий наряд, а то на моем наряде только синий да белый цвета.

Хохлома.

Что ты, милая подружка,

Ты ведь тоже хороша,

Моя добрая душа!

Гжель . Спасибо за добрые слова. Да меня тоже, как и тебя, Дымка, делают умелые руки мастера. Отольют мастера фигурки из стекла (показывает на плакате). Делают мастера чашки, блюдца, чайники-курганчики, подсвечники и даже часы с шахматами. Покроют эти предметы глазурью, а потом начнут расписывать красками. Меня расписывают синей, голубой краской. Вот и получается у меня сине-голубой наряд. (Кружится, демонстрируя свой костюм.)

Фома . Да. Всего три цвета: белый, синий, голубой, а какая красота получается. Глаз не оторвать. На такое способны только гжельские мастера.

Звучит мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла».

Гжель. А это мои сестрички.

Входят 3 девочки в костюмах с гжельской росписью и водят хоровод вокруг березки (1-2 куплета).

Фома . Просим и вас в гости. Присаживайтесь.

Провожает девочек к зрителям.

Хохлома. А теперь и мне пора себя показать, все о себе рассказать. Меня, в отличие от вас, мастера вырезают из дерева. Я Хохлома, - всегда молода и весела. Вырежут мастера из дерева тарелки, блюда, чашки, плошки, ложки. Глиной обмажут. Слой глины на дереве тонкий-тонкий. Затем такие заготовки в печку ставят, обжигают. Заготовки становятся золотистыми. Потом заготовки расписываются. Кисть в руки - и фантазируй. Вот какой наряд у меня получается.

Кружится, показывая свой костюм.

Фома . И вправду хороша! Яркая. Просто чудо!

Хохлома . Хорошо посидели да ноги отсидели. Не пора ли спеть да поплясать?

Гжель . Хорошо бы, Фома, частушки спеть.

Фома . Почему бы и нет. Хохломские, дымковские, гжельские мастера всегда за работой поют. И мы споем.

К действующим лицам присоединяются другие дети- игрушки и начинают петь частушки. Все дети в заключение поют вместе куплет:

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали.

Хохлома. Так же весело, как в старину, и сегодня, в наши дни мастера делали на радость всем дымковские игрушки, (кланяются дымковские дети и Дымка) гжельские (кланяются) и Хохломские (кланяются).

Фома.

Свечерело, потемнело.

И теперь, детвора,

По домам нам всем пора.

Говорим мы на прощание

Все вместе . До свидания!

Участники машут зрителям руками, зрители под музыку выходят из зала.

  • познакомить детей с народными промыслами, традициями русских народных праздников;
  • воспитание уважения к истории своего народа, патриотизма;
  • развитие творческих способностей детей.

Оформление: класс украшен работами детей, выполненными на уроках рисования (в технике гжельской, хохломской, городецкой росписи, дымковские игрушки), панно "Русская деревня", "Ярмарка", а также различные предметы народных промыслов, принесенные учениками из дома. Все дети одеты в русские народные костюмы.

Ход праздника

1. Ведущие - два скомороха.

1) На ярмарку! На ярмарку!
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!

2) Под кустом у дорожки
Сидели скоморошки.
Я - скоморох Трошка.

1) А я - Федул-скоморошка!
Пожалуйте к нам, гости дорогие!
Не скучайте, веселитесь!

2) На Руси промыслов разных много,
Тех, что глаз радуют и пользу приносят.

2. Рассказ о народных промыслах.

1) Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияйте охра с суриком
По всей земле в домах!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!

2) Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от города Вятки. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием Свистунья. Почему Свистунья? Да потому, что на этом народном празднике на разные голоса звенел веселый пересвист дымковских свистулек.

3) О древней дымковской игрушке
Мы споем сейчас частушки!
Наши руки крендельком,
Щеки, будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Дымковские барыни
Всех на свете краше.
А гусары-баловни
Кавалеры наши.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.

4) Кружева в стрекозиных крыльях
И в летящих сквозных облаках.
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной,
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава
Кружева:кружева:кружева.

5) Ритмы сине-белых чудных красок
Неба синь и белая метель
Подмосковье - ты всегда прекрасно,
Это наша сказочная гжель.
Гжель, гжель, сказочная гжель.
Песня задушевная, песня хорошая.
Словно белая метель синие цветы запорошила.

6) А мы все идем, вновь вперед и вперед,
Дорога нас в Павлов Посад приведет.
Что за чудо-узор, что за краски вокруг
Это поле, цветы, словно солнечный луг!
Эту русскую сказку каждый видеть тут рад.
Эта сказка с названием Павлов Посад!

7) Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива!
Ты, как и люди служишь Отчизне!
Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!

8) Сколько сказочных мест у России!
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!

9) "Матрешки" (под музыку). Исполняют девочки в костюмах матрешек.

Шли подружки по дорожке
Было их немножечко
Две матрены, три матрешки
И одна матрешечка.
Ой, да мы матрешки, мы матрешки!
Хоть и неуклюжие немножко
На празднике на нашем
Обязательно попляшем!
Ой да все мы, все мы круглолицы,
Очень знаменитые сестрицы.
Мы умеем раскрываться,
Друг из друга выниматься.
Ой да балалайка, балалайка,
Ну-ка, веселее заиграй-ка!
Поиграй-ка, не ломайся,
Для матрешек постарайся!

3. Вот сколько в России разных народных промыслов. А создавали все это "золотые руки" русских умельцев.

Дети исполняют песню "Русские умельцы" (В.Темнов, С.Абрамов)

Маленькие русские селенья,
Славные большие города
Часто вызывают удивленье
Красотою древнего труда.

Припев.
Ласковыми ситцами славится Иваново,
Тула - самоварами, звонкими баянами,
Оренбург - пуховыми славится платками,
Покоряет Вологда чудо-кружевами.

Словно в шали Кострома, Гусь Хрустальный, Хохлома,
Палех тоже славится, всем на свете нравится.
Никакого чуда в этом нету.
Тем Россия издавна живет.
Внук, увидев дедовы секреты,
Сыновьям своим передает.

На платках, на дереве, на ситцах
Каждый нашу землю узнает.
Как же нам Россией не гордиться
Мудрыми умельцами её!

4 Скоморохи.

Скоморохи загадывают старинные русские загадки. Ребята и гости отгадывают.

Скоморохи играют с ребятами в русскую народную игру "Царь и работники". Ребята объединяются по 2-3 человека, подходят к царю и пантомимой показывают, какую работу они умеют выполнять. Если царь угадывает, то он берет их в работники. Если - нет, то работники уходят, а все хором говорят: "Не догадался, без работников остался!"

5. На нашей ярмарке можно и корову купить и поторговаться.

Инсценировка стихотворения С.Михалкова "Как старик корову продавал".

6. Скоморохи рассказывают докучные сказки и потешки.

Гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да потешек послушать.

1) - Федул! Что губы надул?

Кафтан прожег.

Зашить можно?

Иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2) - Трошка! Что из леса не идешь?

Медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет!

Сам иди!

Да он не пускает!

3) - Сынок, сходи за водицей на речку.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть!

Ну, раз мать велит, надо идти.

7. - На ярмарке и музыку можно послушать.

Ребята играют на музыкальных инструментах. Исполняют народные песни.

8. - Какая же ярмарка без частушек!

Девочки исполняют частушки

1. Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

2. А у нас во дворе
Квакали лягушки.
Я с печи босиком,
Думала - подружки.

3. Про меня говорят:
"Не умеет хлеба печь!"
Ну, диковина какая -
На лопату, да и в печь!

4. У меня, у боевой
Ухажеров - ой-ёй-ёй!
Гриша, Миша, Сенечка
Не хватает времечка.

5. Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.

6. Я с высокого забора
Прямо в воду упаду.
Ну кому какое дело
Куда брызги полетят.

7. Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас.
Поведу свою хорошую
Всем людям напоказ!

8. Под горой стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.

9. Я работаю, работаю,
Работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь.

10. Мы с мальчишками плясали
Сапоги резиновы.
Вся деревня засмотрелась
Только рты разинули.

11. У меня в кармане роза,
Розочка пахучая.
А характер у меня
Как крапива жгучая.

12. У меня миленка нет,
А у подружки семеро.
Я спросила: "Где нашла их?"
"В огороде сеяла!"

13. По деревне я шла
И Петрушу видела.
Под плетнем сидел и плакал
Курица обидела.

14. Самовар, самовар
Золотая ножка.
Я посеяла горох,
Выросла картошка.

15. Хиханьки да хаханьки
Наши парни махоньки.
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней.

16. Мы частушки петь кончаем
До другого вечера.
Вы сидите до утра
Коли делать нечего.

9. Танец "Колечко".

Сначала танцуют ребята (4 пары). Потом каждый танцор приглашает гостя. Танец исполняется снова (8 пар).

10. Играет плясовая музыка. Желающие танцуют. На ярмарке столы с угощением.

Сценарий выступления 5-г « Гжельская ярмарка»

на школном фольклорном фестивале.

Декабрь 2005 г.

(Сценарий составлен классным руководителем Кашкиной Е.В.)
1.Сценка « Фома да Ерёма»

Фома: Здравствуй,брат Ерема.

Ерема: Здорово,брат Фома.

Ф. – Куда путь держишь?

Ер. – На ярмарку иду.

Ф. – На работу так позади последних, а как на ярмарку – наперед первых.

А кто же тебе про ярмарку сказал?

Ер. – Кума сказала.

Ф. – А кума откуда знает?

Ер. – Кума все знает, что на свете делается. Другой раз дело еще не сделается, а кума куме уже

о том на ухо шепчет. А нашепчутся две кумы, весь мир узнает. А ты бывал ли, брат Фома,

на ярмарке?

Ф. – Бывал.

Ер. – Велика?

Ф. – Не мерял.

Ер.- Сильна?

Ф.- Не боролся.

Ер. – А кого на ярмарке видел?

Ф. – Видел, как на цепи водили безрогую, безхвостую корову. Глаза у неё узенькие, а лоб

широкий.


Ер.- Это ведь медведь был.

Ф. - Какой там медведь? Я прежде медведя знавал, он не такой. Медведь серый, хвост

длинный, рот большой.

Ер. – Так это же волк.

Ф. – Все ты, брат Ерёма, говоришь не в толк, Я прежде волка знал. Волк маленький, глазки

косые, ушки длинненькие. С горки на горку подпрыгивает, от собак убегает.

Ер. – Это заяц.

Ф. – Какой там заяц. Я прежде зайца видал. Заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перелетывает да почирикивает.

Ф. – Да это ведь горностай. И байки, брат Фома, сказывать перестань.Давай-ка, лучше вместе на ярмарку пойдем. Вон и купец с товаром едет,
(под мелодию песни « Ехал на ярмарку ухарь купец» выходят дети с изделиями Гжели»

Ехал на ярмарку ухарь-купец,

Ухарь-купец, удалой молодец.

Гжельский товар он на ярмарку вёз

Чашек, кувшинов имел целый воз.

Собрал он девок-красавиц в кружок,

Выхватил с звонкой казной кошелек.

Купец (поет) Девушки, славьте мой чудный товар.

Все серебро я отдал бы вам в дар.

Радуются девки, чашки берут,

Шутят и пляшут, и песни поют.

Ухарь-купец подпевает, свистит.

Оземь ногой молодецки стучит


-Собирайся народ, мастер торговать идет!
-Солнце яркое разгорается, наша ярмарка начинается!
А если вы не побываете на нашей ярмарке, то никогда не узнаете что…
-… слово «Гжель» - производное от « жегель» .то есть « жечь глину»

-« Гжель « -это особое направление в искусстве керамики и фарфора

-« Гжель» -это городок в восточном Подмосковье, где трудились и трудятся замечательные русские умельцы - ГОНЧАРЫ!
Вы не узнаете что…

… Гжель как поселение впервые упоминается в 1328 году в грамоте московского князя Ивана Калиты.

… что слава крупного гончарного района пришла к Гжели в 18 веке, когда её мастера освоили производство майолики- керамических изделий покрытых глазурью и красками.
И вы не узнаете, что….

… у истоков производства фарфора стоял гжельский крестьянин Куликов


Мешали ту замесь упруго.

В избушке трудясь до утра,

Умельцы гончарного круга

И глиняных дел мастера.

Не зная расчетов науки,

Храня вековую мечту,

Из глины мужицкие руки

Умели лепить красоту.


… И вы не увидите сам процесс производства, когда в руках мастера из безформенного куска глины рождается сказка.
Песня на мотив песни композитора Крылатова « Крылатые качели»

Месят глину неустанно,

Прибавляя к ней песок.

Эта глина, как сметана

И как солнечный желток.

Ветерком её обдуют,

Зелье дивное вольют,

А еще над ней колдуют,

А ещё над ней поют.

Глина мягкая, как тесто,

Можно шанежки лепить.

Безусловно глине местной

Русской сказкою прослыть.

Чашкой стать с цветком чудесным,

Или синеньким коньком,

И матрешкою бедовой,

И задирой петушком,

Стать красоткой-водоноской,

В синей кофточке идти.

С поперечною полоской

На возвышенной груди.

Чтобы с двух сторон повисли

Ведра в утреннем луче.

На ажурном коромысле

И на девичьем плече.

А мотив росписи наших изделий подсказала природа Подмосковья с её обилием синих и голубых цветов.

(танец исполняет Гущина Наталия)
Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых.

Кувшины и кружки –быль или небыль?

Изделия рук золотых.


Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота,тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель!


Ерёма: Хорош ваш товар, купцы- молодцы!

Фома: А дорого ли продаете, девицы красавицы?

Купец: Цена красна и не простая.

Не купить товар, фольклора не зная!

Любим загадки. Продадим за отгадки! (Загадки)

1) Был я на копане, 2. Огня не страшусь, 3. От базара убежал,

Был я на топане, Воды не боюсь. Да в огонь попал.

Был я на пожаре, (Горшок) (Горшок)

Был на базаре,

Молод был –

Сколько душ кормил, 4.Четыре ноги, два уха 5.В брюхе - баня,

Сколько лет терпел, Один нос да брюхо. В носу - решето,

Ничего сам не ел, На голове – пупок,

А как пал, (Самовар) Всего одна рука

Так и пропал, И та на спине

А кости мои (Чайник)

И собаки не едят.

Чтобы чашечку купить, нужно быстро повторить (скроговорка)

1) Бык тупогуб, 2) От топота копыт пыль по полю летит.

Тупогубенький бычок, 3) -Вы слыхали про покупку?

Про какую про покупку?

У быка бела губа была тупа. – Про покупку, про покупку,про покупочку мою!
Купец - Ну, а оптом весь товар я вам дешево отдам,

Если ушки на макушке и послушаешь частушки.

ГЖЕЛЬСКИЕ ЧАСТУШКИ

Мастерицы мы из Гжели

Рисовать нам нравится

И любая наша вещь,

Как девица-красавица

Раз мазок и два мазок,

Вышел синенький цветок. .

Расцвели на чашках розы.

Не страшны цветам морозы

Пейте чай из гжельских чашек

Кушайте варенье.

Вашему желудку вкусно.

Глазам наслажденье!

Приезжайте в Гжель туристы

Заходите в магазин

В нем всегда приобретете

Лучший в мире сувенир!

Гжелью славится Россия.

Попадаешь словно в рай

Посмотреть на это чудо

Призжайте в гжельский край!

(В сценарии использованы материалы книги « Загадки, скороговорки, прибаутки» , учебника по краеведению «Подмосковье. На восток от Москвы».

Марина Анненко
Сценарий развлечения «Гжельские узоры»

Сценарий развлечения «Гжельские узоры »

Под мелодию песни «Осенняя» (слова Т. Артюховой)

1. Что случилось? Бело вокруг,

Лишь голубые цветы встали в круг.

Синий цвет и белизна…

Это Гжель к нам пришла (2 раза)

2. Белое поле, цветок голубой,

Как хорошо мне рядом с тобой.

Синяя речка березка бела….

Ой, до чего же ты, Русь, хороша! (2 раза)

3. Белая глина, белый фарфор.

Синяя краска, синий узор .

Это ты, Гжель родная моя ,

Спасибо, что к нам ты пришла(2 раза)

1-й воспитатель. Всего в 30минутах езды от нашего детского сада есть место, известное всему миру под названием Гжель ! Чем же она прославилась?

1-й ребенок. В Гжель из белой глины делают посуду.

2-й ребенок. И расписывают ее синей и голубой краской.

3-й ребенок. Больше такую посуду не делают нигде в мире.

2-й воспитатель. Работают в Гжели на славу , но и веселиться умеют.

В цент полукруга выходят двое детей.

1-й ребенок.

Беспокойные сапожки

Сами слышат, где гармошка,

Сами танцем идут,

Мои сапожки несут.

2-й ребенок.

Не стоится нам на месте,

Не дадите ли присесть мне?

Из-за вас, из-за вас

Я всегда пускаюсь в пляс

Оба вместе

Просим всех скорее встать,

Будем польку танцевать,

Вот и музыка играет,

Нас на танец приглашает.

(Исполняют польку на выбор)

Все дети танцуют,потом садятся по обе стороны зала.

1-й воспитатель. Делают в Гжели не только посуду ,но и фигурки людей и животных (показывает детям и родителям)

2-воспитатель. А однажды у мастера получилась вот такая матрешкав.

Исполняется сценка «Капризуля» Потом дети читают стихи о Гжели (автор В. К. Лобанва)

В тихом Подмосковье,

Речка Гжелка бежит .

Вдоль этой речушки

Деревенька стоит.

Разные оконца

На крыше конек,

Из чистого колодца

Водицы глоток.

Заросли ивы вдоль речке бегут.

Умельцы в той деревеньки живут

Расписную посуду они мастерят

Синим по белому чудо творят

Белый комочек глины

Мастер держит в руках,

Что- то родное почудилось

В появившихся вдруг чертах

Вот хозяюшка вышла

Корм курам раздать

Вот дочка к маме прижалась-

Синее на белом.

Тонкий контур цветом

Видим мы на узорах

Наших веселых лугов.

Бело-синее чудо,

Соловьиная трель

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель !

1-й воспитатель

Люблю березку русскую

То светлую,то грутную.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчике

Дети водят хоровод под русскую народную песню «Во поле березонька стояла»

2-й воспитатель

Ставьте ушки на макушки,

Мы про Гжель спое частушки

Дети исполняют частушки (слова Л. А. Ляпиной)

По полю гуляла я

Три цветка нашла.

Белый,синий,голубой…

Я любуюсь красотой.

Дома краски я нашла,

Синим глазки подвела,

Щечки порумянила…

Мама,не ругай меня!

Юбку белую надела,

Синию ленту заплела.

Вот такая стала я,

Полюбуйтесь на меня!

На окошке два цветка,

Синенький и беленький

Когда, мама, подрасту,

Подарю их миленькой!

Я в окошко посмотрю

На березку и ель.

Приглашу с собой Кирилла

На экскурсию в Гжель !

Голубые облака,

Синяя водица

Капитаном стану я,

Будешь мной гордиться!

Мыла гжельскую посуду ,

Разделились брызги всюду.

Брызги вытру- не беда!

Ох, посуда хороша!

Мы пропели вам частушки.

Хорошо ли? Плохо ли?

А теперь попросим вас,

чтобы вы похлопали.

1-й воспитатель.

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет

Она крылышком помахивает,

Нас цветы водичку стряхивает.

Девочки исполняют танец «Гжельские узоры » под русскую народную песню «Светит месяц, светит ясный»

1-й воспитатель.

Закончим праздник дружной песней!

Ее все вместе мы споем

2-й воспитатель.

Нет на Земле страны чудесней,

Чем та, в которой мы живем!

Дети становятся полукругом и исполняют песню о родном крае, уходят.

Публикации по теме:

Цель: всестороннее развитие детей на свежем воздухе. Задачи: Провести работу по ознакомлению с окружающим миром. Как провести время прогулки.

Просмотрев публикацию Ирины Сафаровой «Дидактическая игра «Укрась посуду». Городецкая роспись», решила показать и свою игру, сделанную по.

Игры и забавы с песком «Узоры на мокром песке» Цель: Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование.

На мой взгляд, гжельская роспись - самая красивая. На белоснежном фоне её росписи расположились диковинные цветы, листья и травинки синего.

Осень золотую мы встречали, детский сад "Росинку" украшали. Листопад мы наблюдали за окошком и в саду, радоваться не уставали, настроение.

Конспект занятия по рисованию «Морозные узоры» Тема: «Морозные узоры» Цель: обучение детей рисованию узоров на окне. Задачи: Учить рисовать в определенной последовательности; Вызвать.

Цели: познакомить учащихся с историей развития народных промыслов; обобщить знания о народных мастерах; рассмотреть виды матрешек: загорской, семеновской и полховской; развивать воображение, творчество; воспитывать познавательный интерес к народному искусству, чувство гордости за мастеров нашей страны.

Оборудование : выставка работ учащихся и их родителей (хохломская роспись, городецкая роспись, дымковские игрушки, гжель); записи русских народных мелодий и песен «Калинка», «Русская матрешка», «Веселые матрешки», «По малину в сад пойдем», сбор иллюстрированного материала: разнообразные матрешки, фотографии, репродукции, рисунки, призы и грамоты. В подготовке праздника активно участвуют родители учащихся (изготовление костюмов, подбор иллюстрированного материала, музыкальных сопровождений, оформление класса).

Оформление праздника:

На классной доске: на листе ватмана нарисована матрешка и написан текст «Где труд, там и счастье». Развернута выставка рисунков и поделок учащихся. На столе - матрешки-сувениры, книги о народных промыслах, репродукции,рисунки.

Дети одеты в русские народные костюмы: девочки в сарафанах или юбочках с кофточкой, в платочках и фартучках; на мальчиках - брюки, белые рубашки с нашитой тесьмой.

Костюмы трех матрешек соответствуют особенностям росписи тех народных промыслов, которые они представляют.

Ход праздника

I. Организационный момент.

Звучит народная мелодия. В класс входят родители, дети. Заходят двое учеников, одетых в русские народные костюмы.

II. Рассказы о народных промыслах.

1-й гость. Мы к вам прибыли из старинной русской слободы Дымково, которая расположена недалеко от города Хлыново (так раньше назывался город Вятка) и привезли вам в подарок дымковскую игрушку.

2-й гость.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Сырости сырой,

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично -

Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,

В ней удаль и размах.

Сияйте, охра с суриком,

По всей земле в домах!

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!

В. Фофанов

1-й гость. Дымовская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково. Игрушка была самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием - свистунья.

А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда.

Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.

С тех пор и отмечают горожане свой праздник - свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.

Каждый из гостей громко читает прибаутку, загадку, читалку, связанную с игрушкой, которую он держит в руке.

Барашек - свисток,

Левый рог - завиток,

Правый рог - завиток,

На груди - цветок.

Л. Дьяконов

Утка-Марфутка

Бережком идет,

Уточек-Марфуточек

Купаться ведет.

Т. Маврина

Бока крутые,

Рога золотые,

Копыта с оборкой,

На спинке Егорка.

Л. Дьякова

Индя-индя-индючок,

Ты похож па сундучок,

Сундучок - не простой -

Красный, белый, золотой!

Л. Дьякова

Звучит народная песня «Калина». Гости из Дымково приглашают детей танцевать.

Учитель. Спасибо, гости дорогие. Порадовали вы нас своими подарками. Ребята, отгадайте загадки и узнаете, кто еще к нам приехал.

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Как две радуги - брови,

Губы - маки, пунцовый наряд,

И румянцем, свежее моркови,

Глянцевитые щеки горят.

В этой молодице прячутся сестрицы,

Каждая сестрица - для маленькой темницы.

(Матрешки)

— Правильно. Это наша матрешка. Русской матрешке свыше 100 лет.

Учащиеся исполняют песню «Русская матрешка» (слова Ю. Жулькова, музыка В. Казелина).

Кто матрешку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

«Ну и ой, гуляй теперь по свету,

Весели себя, честной народ».

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слова

О безвестном мастере-творце!

В класс входят три девочки, в руках несут матрешек.

До чего же вы, матрешки, красивые! И откуда вы пришли к нам? Кто подарил вам такие наряды?

1-я гостья (держит в руках загорскую матрешку). Я пришла к вам из Загорска. Сейчас это город Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. В России мы, матрешки, появились в конце XIX столетия. В старинной подмосковной усадьбе Абрамцево собирались многие замечательные русские художники. Попала как-то к ним японская деревянная игрушка - кокэси. Это была фигурка японца, а в ней - мал-мала меньше - фигурки всех членов его семьи. Вот тогда художники и решили попросить знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звездочкина выточить игрушку, похожую на эту, но только свою, русскую матрешку. Потом матрешку расписал художник Сергей Малютин. Вот так и родилась первая русская матрешка. Игрушка изображала женщину в сарафане, с петухом в руках, а в ней фигурки девочек и мальчик, последним же был спеленатый малыш.

2-я гостья (держит в руках семеновскую матрешку). Нас, семеновских матрешек, расписывают иначе. Нас можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. У нас разноцветные платки, и край платка украшен цепочкой небольших бутонов.

А какие только истории с нами не приключались! Расскажу вам одну из них. Долго бродил по лесу семеновский мастер Евгений Безруков. Он искал дерево, из которого мог бы вырезать матрешку высотой один метр. Нашел, вырезал и потом принес готовую игрушку па фабрику сувениров. Начали открывать матрешку, а в ней - целых 70 матрешек! И каждая - в неповторимом наряде! На память сфотографировали всю необычную семейку. Посмотрите.

(Дети рассматривают цветную репродукцию)

Знаете, ребята, время накладывает отпечаток на сюжеты семеновской матрешки. Оказалось, что ей к лицу убор хоккеиста и моряка, тракториста и космонавта. В Монреале, на Всемирной выставке, была одна совсем необычная «матрешка». Художник Роман Пчелкин украсил цветами корпус ракеты. Она открывалась, и внутри оказывался космонавт, а в нем - еще два! Целый экипаж! (Показывает репродукцию) Вот такие истории приключались с матрешкой.

3-я гостья (держит в руках полховскую матрешку).

Я - Полхов-Майданская матрешка. Появилась я на свет не случайно и сравнительно недавно - в 20-х годах прошлого века. Есть такое село в нашей Нижегородской области - Полхов-Майдан. Село большое, около 700 дворов, и чуть ли не в каждом доме точат и красят «тарарушки» - так называют мастера свои поделки. Занималось этим делом не одно поколение сельчан.

Урожаи в здешних краях были скудные, народ жил голодно. Спасал мужика только лес да умелые руки: мастерили чашки, корыта, черпаки, лоханки, бочки - деревянную утварь. Но красить свои изделия начали позже. Прослышали люди, да и сами на ярмарках увидели, что деревянную посуду можно украсить рисунком. Вот стали рисовать так, как нигде не рисовали, по-своему. Краски брали анилиновые, те, которыми красят ткани, выбирали из них самые яркие и чистые тона. Вот и мы, матрешки, отличаемся от своих старших сестренок. (Показывает образцы полховских матрешек).

Голова у игрушки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придает матрешке задорный, удалой вид. Еще обратите внимание на роспись. Платок на матрешке ярко-красный, юбка - фиолетовая. На голове, по центру платка, голубой трилистник с желтой сердцевиной, а прямо из-под него - жгучие, кольцами, кудри. Лицо у матрешки слегка скуластое, с нежным румянцем. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - ее фартук. Расцвел на нем чудо-букет. На зеленой изгибистой ветке - разноцветные цветы, бутоны, ягоды. Полюбуйтесь на меня!

Гости-матрешки (хором).

Мы - веселые сестрицы!

Мы - матрешки-озорницы!

Раз, два, три, четыре, пять -

Любим в прятки поиграть!

Гости-матрешки и остальные учащиеся весело танцуют. Звучит песня «Веселые матрешки» (сл. В. Некрасовой, муз. Ю. Слонова).

Мы - веселые матрешки,

Ладушки, ладушки

На ногах у нас сапожки.

Ладошки, ладушки!

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки,

Ладушки, ладушки,

Раскраснелись наши щечки,

Ладушки, ладушки!

Ребята, а вы знаете стихи о русской матрешке?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех «матрешками» зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки,

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой -

Будет третья со второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри:

Кто в пей прячется внутри?

Прячется в ней пятая

Куколка пустая -

В ней живет шестая,

А в шестой - седьмая,

А в седьмой - восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд

Сестры-куколки стоят.

«Сколько вас?» - у них мы спросим,

И ответят куклы: «Восемь!»

Учитель . Спасибо, вам матрешки, за рассказ! А теперь слово вам, мастера Гжели!

В класс входят двое учеников, держат в руках изделия из Гжели, читают стихотворение И. Кадухиной.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название - Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние -

И мастерство волшебное достойно восхищения.

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.

Мастера Гжели исполняют песню «По малину в сад пойдем» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко).

Спасибо вам за подарки! А теперь наступает черед новых гостей.

В класс входят двое учеников с городецкими игрушками, читают стихотворение И. Кадухиной.

Привезли вам поклон и подарки свои

Со сторонки родной, где живут журавли.

С мест, что Волгой омыты, где рассвет золотой,

Где умыты ракиты голубою водой.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись - сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит.

Спасибо, гости дорогие, за ваш рассказ! А сейчас послушайте легенду и отгадайте, о каком народном промысле она рассказывает.

Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица. Он и ее накормил пшеном. Когда жар-птица улетала, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды - и она стала золотой.

Учащиеся. Хохломская роспись.

К нам приехали хохломские мастера.

В класс входят двое учащихся, в руках держат посуду, украшенную хохломской росписью.

1-й гость. Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему. Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птиц: чаши, ковши, братании. И, кроме птиц, очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы, ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.

2-й гость.

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется, попробуй сумей-ка.

А где-то Кудрины по черному полю

Мерцают, как звезды, в небесном раздолье.

Еще характерен для всей Хохломы

Чудесный рисунок волшебной травы.

А вот посмотрите, знакомый сюжет.

Узнали вы сказку? Узнали иль нет?

Вам мамы ее рассказали когда-то.

Сейчас эту сказку напомнят ребята.

И. Кадухина

Учитель. Спасибо, гости дорогие, за ваш рассказ и подарки!

III. Итог занятия.

Учитель. Закончили мы свой рассказ о народных промыслах. Смотрю на ваши подарки - налюбоваться не могу. Трудно выбрать, какие изделия лучше. Да я и выбирать не буду - все ремесла хороши!

Народная мудрость говорит: «Где труд, там и счастье». Мы тоже трудились и сейчас покажем, что изготовили ребята в нашей мастерской.

Родители и дети рассматривают поделки на выставке. Жюри выбирает лучшие поделки, награждает призами взрослых и детей. В заключение праздника дети и родители поют частушки на слова И. Кадухиной.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Золотая Хохлома,

Ею не налюбуются:

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.

В Гжели делают посуду -

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки

Никогда нам не забыть.

Любовались гости чудом,

Громко восхищалися -

Городецкой красотой

Сраженные осталися.

Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,