Должностная инструкция главного специалиста в отделе. Макет должностной инструкции Должностная инструкция ответственного по профориентационной работе

Главного и ведущего специалистов

отдела (сектора) профориентации

Районного (городского) центра

Занятости населения

УТВЕРЖДАЮ

Директор_________________

(полное название _

районного (городского) центра

занятости населения

(подпись)

Должностная инструкция

_______________________________________________________________

(название должности в родительном падеже)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Основной задачей _________________________________является

(должность)

____________________________________________________________________

(формулировка основной задачи)

2. ____________________________________________________________

(должность)

2.1. Обеспечивает: _____________________________________________

2.2. Оказывает:________________________________________________

2.3. Внедряет __________________________________________________

2.4. Осуществляет: _____________________________________________

2.5. Второстепенные задачи: ____________________________________

3. Работает в составе: __________________________________________

4. Непосредственно подчиняется: ________________________________

5. Назначается и освобождается от занимаемой должности приказом ____________________________________________________________________

6. Взаимодействует с ___________________________________________

7. В своей работе руководствуется:

· действующим законодательством;

· законом Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”;

· методическими материалами вышестоящих организаций государственной службы занятости населения Российской Федерации;

· приказами и распоряжениями областного центра занятости населения;

· положением о центре занятости населения;

· профессионально-этическими принципами и нормами деятельности профконсультанта;

· настоящей должностной инструкцией.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

А. Главного специалиста

Главный специалист обязан:

1. В организационной работе:

1.1. Осуществлять общее руководство работниками, занимающимися вопросами профориентации в центре.

1.2. Участвовать в планировании профориентационной работы.

1.3. Разрабатывать планы организационно-методических мероприятий, графики проведения консультаций.

1.4. Определять потребность центра в справочно-информационных, диагностических и других материалах.

1.5. Участвовать (совместно с органами народного образования) в проверках учебных заведений, организаций, учреждений, предприятий по вопросам профориентации независимо от их ведомственной подчиненности; вносить в районный (городской) координационный совет по профессиональной ориентации предложения, направленные на совершенствование профориентационной работы.

1.6. Помогать учебным заведениям и заинтересованным организациям в правильной постановке профориентационной работы на договорных началах.

2. В профконсультационной работе:

2.1. Проводить профдиагностику и консультирование по вопросам выбора или перемены профессии с использованием методов психодиагностики, данных о потребностях региона и обслуживаемого района в квалифицированных специалистах, о предприятиях, их специфических особенностях (условиях труда, заработной плате, возможности профессионального роста, повышения квалификации, профессионально-производственных факторах и т.п.), сведений об учебных заведениях региона, условиях поступления и обучения в них.

2.2. В зависимости от результатов консультирования направлять клиента:

· к инспектору по трудоустройству;

· специалисту по переобучению;

· психологу.

2.3. Систематизировать результаты работы с клиентами в удобной для пользования форме.

2.4. Участвовать в апробации и адаптации методов психологической работы, рекомендуемых отделом профориентации ОЦЗН.

2.5. Формировать банк профориентационных методик для работы с населением.

2.7. Участвовать в методической работе отдела профориентации ОЦЗН.

2.8. Принимать активное участие в работе семинаров по повышению квалификации работников службы занятости, координации профориентационной работы.

2.9. Систематически повышать свой профессиональный уровень.

2.10. Совершенствовать умение пользоваться компьютерными вариантами психодиагностических методик.

Б. Ведущего специалиста

Ведущий специалист обязан:

1. Проводить консультации с целью оказания помощи клиенту в выборе конкретной профессии, опираясь на его потребности, и желания и учитывая реальную ситуацию.

2. Выявлять клиентов с отклонениями в состоянии здоровья и с ограниченной профессиональной пригодностью, содействовать им в профессиональном определении.

3. В зависимости от результатов консультирования и с учетом желания клиента направлять его:

* к инспектору по трудоустройству;

* главному специалисту-профконсультанту;

* специалисту по профобучению;

* психологу.

4. Вести документацию, фиксирующую данные, необходимые для подбора клиенту работы; составлять итоговые заключения, содержащие результаты собеседования, рекомендации; осуществлять сбор, обработку и систематизацию соответствующей информации в удобной для пользования форме.

5. Обеспечивать конфиденциальный характер использования данных консультационных бесед и обследований.

6. Анализировать для использования в профориентационной работе данные о потребностях региона и обслуживаемого района в квалифицированных специалистах, о предприятиях, их специфических особенностях (условиях труда, заработной плате, возможности повышения квалификации, профессионально-производственных факторах и т.п.), сведения об учебных заведениях региона, условиях поступления и обучения в них.

7. Формировать банк профкарт и информкарт; обучать правилам пользования ими специалистов центра, участвующих в обслуживании клиентов.

8. Систематически повышать свой профессиональный уровень.

9. Принимать активное участие в работе семинаров по повышению квалификации работников служб занятости, координации профориентационной работы.

10.Совершенствовать умение пользоваться компьютерными вариантами психодиагностических методик.

__________________(должность) имеет право:

1. Требовать:___________________________________________________

2. Привлекать:__________________________________________________

3. Участвовать: ________________________________________________

4. Использовать: _______________________________________________

5. Получать необходимые сведения: ______________________________

6. Подписывать:________________________________________________

7. Подавать заявки по формированию материально-технической базы и методическому обеспечению своей деятельности.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

_________________(должность) несет ответственность:

· за своевременное и качественное выполнение работы;

· достоверность представляемых данных;

· соблюдение профессиональных и морально-этических норм;


КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1. Специалист должен иметь высшее психологическое образование и стаж работы не менее 2 лет или высшее образование и стаж работы не менее 5 лет с обязательным прохождением курсов повышения квалификации.

5.2. Специалист должен знать:

· директивные материалы вышестоящих органов по вопросам профориентационной работы;

· цели и задачи профориентационной работы;

· постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов и другие руководящие, методические и нормативные материалы по вопросам, относящимся к компетенции _____________(должность);

· основные научные проблемы в области профориентации и профконсультации;

· требования к психологическим, психофизиологическим и личностным особенностям человека, предъявляемые различными профессиями.

_____________ (должность руководителя группы) ________(подпись)

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела профориентации

ОЦЗН __________________________________(подпись)

С должностной инструкцией

ознакомлены _________________________________(подпись)

__________________________________(подпись)


Введение...............................................................................................
Глава 1. Методологические основы профессионального консультирования.............................................
1.1. Виды психологической помощи. Понятие профессионального консультирования в психологической теории и практике.................................................................................
1.2. Системный анализ как научный метод консультирования..........................................................................................
1.3. Концепция как теоретический инструментарий профконсультанта................................................................................
1.4. Профессиональная позиция и опыт профконсультанта............................................................................................
1.5. Пятишаговая модель психологического интервью как основная модель консультирования. Фокус-анализ в психологическом интервью............................................................
1.6.
Глава 2. Профессиональное консультирование школьников..................................................................................
2.1. Профориентация в школе.....................................................
2.2. Методика индивидуальной профконсультации в ситуации выбора профессии..........................................................
2.3. Практические задания...........................................................
Глава 3. Профессиональное консультирование в организации.................................................................................
3.1. Профессиональное консультирование в службе управления персоналом......................................................................
3.2. Формирование персонала организации...............................
3.2.1. Профконсультирование в ситуации подбора кадров и найма на работу..............................................
3.2.2. Профконсультирование в ситуации профессиональной адаптации новых сотрудников. Помощь в освоении организационной культуры..................
3.2.3. Профконсультирование по вопросам кадровых перемещений.............................................................
3.2.4. Профконсультирование при высвобождении кадров.............................................................................
3.3. Профессиональное развитие персонала
3.3.1. Технология сопровождения профессиональной и внутриорганизационной карьеры сотрудника.......
3.3.2. Профконсультирование в программе подготовки кадрового резерва....................................................
3.4. Мотивация и оценка труда персонала.................................
3.4.1. Работа профконсультанта с мотивационной сферой сотрудников организации.................................
3.4.2. Участие профконсультанта в оценке персонала.....
3.5. Практические задания...........................................................
Глава 4. Профессиональное консультирование в службе занятости населения............................................
4.1. Система профориентации в службе занятости населения...
4.1.1 Психологический портрет клиентов службы занятости..........................................................................
4.1.2. Технология работы профконсультанта центра занятости населения.....................................................
4.1.3. Профдиагностика и психологическая поддержка безработных граждан...............................................
4.2. Профконсультирование в ситуации потери и поиска работы........................................................................................
4.2.1. Методика индивидуальной профконсультации в ситуации потери и поиска работы...........................
4.2.2. Социально-адаптационнные программы в службе занятости населения.................................................
4.3. Практические задания...........................................................
Литература...........................................................................................
Приложения..........................................................................................

Файруза Салихджановна Исмагилова

Основы профессионального

консультирования

Учебное пособие

Редактор Е. А. Ушакова

Компьютерная верстка И. М. Намятова

Печатается по постановлению редакционно-издательского

совета университета

Лицензия ЛР № 040328 от 10.04.97


Подписано в печать 08.02.99. Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов. Усл. печ. л. 13,9. Уч.-изд. л. 14,8. Тираж 300 экз. Заказ

Издательство Уральского государственного профессионально-педагогического университета. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Типография УрО РАН. Екатеринбург, ГСП-170, ул. С. Ковалевской, 18.


* По материалам Российского учебного центра службы занятости.

* L. Usine Nouvelle. 1992. 17/ XII. N 2391. P/ 120-121.

* Интервью проведено и оформлено студенткой группы Г-403 факультета психологии УГППУ Н. Новоселовой

* Интервью проведено и оформлено студенткой группы Г-403 факультета психологии УГППУ Н Кунщиковой

* Интервью проведено студенткой группы Г-403 факультета психологии УГППУ Н. Петровской. Использованные сокращения: Пк ¾ профконсультант, К ¾ клиент.

1.1 Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность главного специалиста.

1.2 Главный специалист относится к категории руководителей.

1.3 Главный специалист назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке действующим трудовым законодательством приказом директора предприятия.

1.4 Взаимоотношения по должности:

1.4.1

Прямое подчинение

Директору предприятия

1.4.2.

Дополнительное подчинение

1.4.3

Отдает распоряжения

1.4.4

Работника замещает

Лицо, назначаемое приказом директора предприятия

1.4.5

Работник замещает

  1. Квалификационные требования к главному специалисту:

2.1.

Образование*

высшее профессиональное

2.2.

опыт работы

Не меньше 2 лет

2.3.

знание

постановления, распоряжение, приказы и прочие руководящие и нормативные материалы относительно технологической подготовки производства;

профиль, специализацию и особенности структуры предприятия;

перспективы технического развития мукомольной промышленности и предприятия, достижение науки и техники в области производства муки, правила организации и ведение технологического процесса на

мельницах, крупозаводах;

схемы технологического процесса подготовки зерна к помолу и размола;

технические характеристики, конструктивные особенности и режимы работы оборудование, правила его эксплуатации;

требования, которые относятся к зерну и готовой продукции, государственные и отраслевые стандарты на зерно и готовую продукцию;

средства механизации и автоматизации производственных процессов;

требования научной организации работы во время проектирования технологических процессов производства муки; положение об аттестации и рационализации рабочих мест;

порядок расчета экономического эффекта от внедрения рационализаторских предложений и изобретений;

основы рыночной экономики, организации производства, работы и управление.

2.4.

навыки

2.5.

дополнительные требования

Последипломное образование в области управления

  1. Документы, регламентирующие деятельность главного специалиста

3.1 Внешние документы:

Законодательные и нормативные акты, касающиеся выполняемой работы.

3.2 Внутренние документы:

Устав предприятия, Приказы и распоряжение директора предприятия (руководителя отдела производства муки и круп); Положение об отделе отдела производства муки и круп, Должностная инструкция главного специалиста, Правила внутреннего трудового распорядка.

  1. Должностные обязанности главного специалиста

4.1. Организовывает внедрение в производство прогрессивных, экономически обоснованных технологических процессов и режимов работы оборудование, которое обеспечивают эффективное использование зерна, производственных фондов, сокращение затрат на производство продукции, улучшение ее качества и возрастание производительности работы.

4.2.Обеспечивает производство качественной стандартной продукции (муки), выполнение правил организации и ведение технологического процесса; разработка и внедрение технологических процессов, которые отвечают уровню современной техники, средств механизации и автоматизации, а также технологического оснащения, которые оказывают содействие повышению качества продукции, которая изготовляется, производительности работы и эффективности производства; своевременное освоение проектных мощностей; разработка всей технологической документации и контроль за ее применением в цехах и на участках предприятия; своевременную подготовку производства, максимальное использование имеющихся площадей и мощностей, постоянное повышение уровня использования технологического оборудования.

4.3. Рассматривает и утверждает изменения, которые вносятся в техническую документацию в связи с корректированием технологических процессов и режимов работы оборудование, а также рационализаторские предложения и изобретения, которые касаются технологии производства.

4.4. Контролирует выполнение перспективных годовых планов технологической подготовки производства, суровое соблюдение установленных технологических процессов, проявляет нарушение технологической дисциплины и принимает меры относительно их устранения.

4.5. Руководит разработкой мероприятий по предотвращению брака, освоение новой техники, новых высокопроизводительных технологических процессов, выполнение расчетов производственных мощностей и загрузки оборудования, повышение технического уровня производства и коэффициента переменчивости работы оборудование, внедрение прогрессивных норм трудовых затрат, затрат сырья, топлива и электроэнергии на производство продукции, снижение материалоемкости продукции и трудоемкости ее производства; проведением исследовательских и экспериментальных работ по усовершенствованию техники и технологий производства крупы.

4.6. Принимает участие в разработке и внедрении мероприятий по комплексной механизации и автоматизации крупяных цехов, модернизации технологического оборудования, сокращение сроков освоения новой техники и технологии, рационального использования производственных мощностей, снижение энерго - и материалоемкости продукции, повышение эффективности производства, улучшение качества продукции, научной организации работы, аттестации и рационализации рабочих мест; в разработке плана производства, проектов реконструкции предприятия; в промышленных испытаниях новых видов машин и оборудования, средств механизации и автоматизации производства; в работе комиссий по приему систем и оборудования в эксплуатацию.

4.7. Координирует и направляет деятельность цехов.

4.8. Готовит резерв на замещение вакантных должностей по цехам.

  1. Права главного специалиста

Главный специалист имеет право:

5.1. Ознакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

5.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкций обязанностями.

5.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в предпринимательской или коммерческой деятельности предприятия (его структурных подразделениях) и вносить предложения по их устранению.

5.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

5.5. Вносить на рассмотрение директора предприятия:

5.5.1. Представления о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей подчиненных ему работников.

5.5.2. Предложения:

О поощрении отличившихся работников;

О наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.

5.6. Требовать от директора предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных прав и обязанностей.

  1. Ответственность главного специалиста

Главный специалист отвечает:

6.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.

6.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.

6.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.

  1. Условия труда главного специалиста

Режим работы главного специалиста определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

  1. Условия оплаты труда

Условия оплаты труда главного специалиста определяются в соответствии с Положением об оплате труда персонала.

9 Заключительные положения

9.1 Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится у Предприятия, другой - у работника.

9.2 Задачи, Обязанности, Права и Ответственность могут быть уточнены в соответствии с изменением Структуры, Задач и Функций структурного подразделения и рабочего места.

9.3 Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом генерального директора предприятия.

Руководитель структурного подраздела

(подпись)

(фамилия, инициалы)

СОГЛАСОВАННО:

Начальник юридического отдела

(подпись)

(фамилия, инициалы)

00.00.0000

С инструкцией ознакомлен:

(подпись)

(фамилия, инициалы)

00.00.00

Должностная инструкция

Занятости населения

Районного (городского) центра

Главного и ведущего специалистов

Макет должностной инструкции

отдела (сектора) профориентации

УТВЕРЖДАЮ

Директор_________________

(полное название _

районного (городского) центра

занятости населения

(подпись)

_______________________________________________________________

(название должности в родительном падеже)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Основной задачей _________________________________является

(должность)

____________________________________________________________________

(формулировка основной задачи)

2. ____________________________________________________________

(должность)

2.1. Обеспечивает: _____________________________________________

2.2. Оказывает:________________________________________________

2.3. Внедряет __________________________________________________

2.4. Осуществляет: _____________________________________________

2.5. Второстепенные задачи: ____________________________________

3. Работает в составе: __________________________________________

4. Непосредственно подчиняется: ________________________________

5. Назначается и освобождается от занимаемой должности приказом ____________________________________________________________________

6. Взаимодействует с ___________________________________________

7. В своей работе руководствуется:

· действующим законодательством;

· законом Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”;

· методическими материалами вышестоящих организаций государственной службы занятости населения Российской Федерации;

· приказами и распоряжениями областного центра занятости населения;

· положением о центре занятости населения;

· профессионально-этическими принципами и нормами деятельности профконсультанта;

· настоящей должностной инструкцией.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Главный специалист обязан:

1. В организационной работе:

1.1. Осуществлять общее руководство работниками, занимающимися вопросами профориентации в центре.

1.2. Участвовать в планировании профориентационной работы.

1.3. Разрабатывать планы организационно-методических мероприятий, графики проведения консультаций.

1.4. Определять потребность центра в справочно-информационных, диагностических и других материалах.

1.5. Участвовать (совместно с органами народного образования) в проверках учебных заведений, организаций, учреждений, предприятий по вопросам профориентации независимо от их ведомственной подчиненности; вносить в районный (городской) координационный совет по профессиональной ориентации предложения, направленные на совершенствование профориентационной работы.



1.6. Помогать учебным заведениям и заинтересованным организациям в правильной постановке профориентационной работы на договорных началах.

2. В профконсультационной работе:

2.1. Проводить профдиагностику и консультирование по вопросам выбора или перемены профессии с использованием методов психодиагностики, данных о потребностях региона и обслуживаемого района в квалифицированных специалистах, о предприятиях, их специфических особенностях (условиях труда, заработной плате, возможности профессионального роста, повышения квалификации, профессионально-производственных факторах и т.п.), сведений об учебных заведениях региона, условиях поступления и обучения в них.

2.2. В зависимости от результатов консультирования направлять клиента:

· к инспектору по трудоустройству;

· специалисту по переобучению;

· психологу.

2.3. Систематизировать результаты работы с клиентами в удобной для пользования форме.

2.4. Участвовать в апробации и адаптации методов психологической работы, рекомендуемых отделом профориентации ОЦЗН.

2.5. Формировать банк профориентационных методик для работы с населением.

2.7. Участвовать в методической работе отдела профориентации ОЦЗН.

2.8. Принимать активное участие в работе семинаров по повышению квалификации работников службы занятости, координации профориентационной работы.

2.9. Систематически повышать свой профессиональный уровень.

2.10. Совершенствовать умение пользоваться компьютерными вариантами психодиагностических методик.