Лень портит, а труд кормит: физические и моральные аспекты. Идеи для школьного сочинения. Классный час «Труд человека кормит, а лень портит Характер и мировоззрение трудящегося человека

Все в мире создается трудом: строятся города, фабрики и заводы, выращивается хлеб, создаются умные машины, добротные Дома, спроектированные инженерами, шахты, построенные строителями, уголь, добытый шахтерами, цветущие сады, ухоженные людьми, смеющиеся дети, воспитанные родителями, детским садом и школой, - во все это вложен труд людей. Их мысль взлетела высоко, а руки воплотили мысль в дело. И все это для человека чтобы он был сыт, здоров, весел и счастлив. А без труда нет и плода - говорит народная мудрость, ведь «всякое дело человеком ставится, человеком и славится» .
Нет числа пословицам и поговоркам, в которых народ возвеличивает труд. А труд превозносит человека, делает его сильным и стойким, богатым и независимым. «Труд для человека - здоровье и жизнь» . Ведь «кто привык тру­диться, тому без дела не сидится» . Таких всегда уважают, ценят и в семье, и на производстве.

Пословицы вездесущи. Они вторгаются во все области человеческой жизни. Много в народе сложено пословиц о труде. Пословица красноречива, емка, хороша и коротка. Познакомьте своих детей с наиболее известными пословицами о труде, разъясните смысл устаревших слов в пословицах.
Хорошая пословица не так проста в понимании, ведь весь смысл ее заключен в ассоциации. Рекомендую вам прочитать с детьми собранные в нашей статье пословицы о труде и о лени.


У лентяя Федорки на все отговорки.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Проснулась Ульяна ни поздно ни рано: все с работы идут, а она тут как тут.
Делу время, а потехи час.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Спозаранку трудится — сердце радовать.
Дело мастера боится.
По труду вам и честь.
Трудом праведным не наживешь палат каменных.
Труд человека кормит, а лень портит.
От скуки бери дело в руки.
Белые ручки чужие труды любят.
И Москва не вдруг строилась.
Кто ест скоро, тот и работает споро.
Кто встал пораньше, ушёл подальше.
Хоть работа черна, да денежка будет бела.
Ешь досыта, работай до поту.
Маленькое дело лучше большого безделья.
На дело не набивайся, а от дела не отбивайся.
Пчела далеко за каплей летит.
Есть калачи - не сидеть на печи.
Сделать то не трудно, трудно задумать.
Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.
За труд, попал в хомут.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Жизнь меряется не годами, а лишь трудами.
Грибов ищут - по лесу рыщут.
Один с сошкой, а семеро уж с ложкой.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Пилось бы, да елось, коль работа б на ум не шла.
Глаза страшат, а руки делают.
Ест руками, а работает брюхом.
Пашню пашут руками не машут.
Всей работы не переработаешь.
Пахать - не в дуду играть.
Барской работы не переработать
Кто не пашет, у того и огрехов нет.
Работа не черт, в воду не пойдет.
Умел ошибиться, умей и поправиться.
У бога дней много, наработаться успеем.
Попытка не пытка, а спрос не беда.
Работа с зубами, а лень с языком.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Хлеб за брюхом не ходит.
Без росы и трава не растёт.
Коль не трудиться, то и хлеб не родится.
Коси, коса, пока роса: роса долой - и ты домой.
Просо полоть - руки колоть.
Сам в пеленках, а лень уже с теленка.
Земля заботу любит.
Готовь летом сани, а зимой телегу.
Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
Терпенье и труд всё перетрут.
Всякая птица своим носом сыта.
Без работы жить — небо коптить.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Каковы труды — таковы плоды.
Каков работник — такова ему и плата.
Всякое дело мастера боится.
Всякому молодцу ремесло к лицу.
Тот разбогатеет, кто от ремесла потеет.
Как потопаешь, так и полопаешь.
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.
Кто в небо глядит, тот без хлеба сидит.
Без заботы и репу не вырастишь.
Без работы и печь холодна.
Без труда ничего не дается.
Боже поможи, а ты на боку не лежи.
Не всяк труд — добро.
Не молись, а трудись.
От бессонницы трудом лечат.
Смотри дерево по плодам, а человека по трудам.
Золото проверяют огнем, а человека — трудом.

Пословица не стоит на месте. С течением времени, она меняется, обрастает новыми словами или трансформируется под среду. Если вы знаете новые пословицы о труде или по-вашему какие-то из приведенных в списке пословиц не совсем правильные, пришлите их нам, мы будем вам благодарны.

Каждое утро люди начинают с работы. Школьник садится за парту, водитель забирается в кабину, рабочий становится к станку. Студент берет книгу, ведь чтение – это тоже труд. Сотрудник офиса включает компьютер, бизнесмен звонит по телефону, домохозяйка зажигает плиту, а рыбак выходит в море. Никто не остается без дела. Все потому, что труд – естественное занятие человека.

Труд дает средства к существованию. Все, чего человек достиг, он достиг благодаря труду. Уютные дома, красивая одежда, вкусная еда, интересные развлечения – все это плоды человеческого труда.

Кроме того, не зря говорят, что труд облагораживает человека. Это, конечно, должен быть труд по душе, который приносит радость. Человек, который трудится, чувствует себя бодрым и энергичным, выглядит подтянутым. “Землю красит солнце, а…

человека труд” – такая поговорка ходит в народе.

У трудолюбивой личности способности и таланты не пропадают зря. Она приобретает авторитет и уважение других. “Трудом славен человек” – так говорят об этом.

Человека деятельного легко отличить от ленивого. Поскольку для человека неестественно ничего не делать, то ленивый и праздный сам себе не найдет места. Он будет скучать и “убивать время”. Ему даже развлекаться когда-нибудь надоест.

В произведениях русских классиков описаны дворяне, которым не нужно было работать, но счастливее они от этого не стали. Они не знали, куда себя применить. “Где труд, там и радость” – гласит пословица, а бездельник этой радости лишен.

Пусть каждый из нас найдет себе труд, который ему подойдет, и тогда его личность будет развиваться.

Вы сейчас читаете сочинение

Труд кормит, а лень портит

Беседа «Труд человека кормит, а лень портит»

Цель: воспитание положительных качеств личности.

Задачи: раскрыть значение и ценность труда в жизни человека.

Корригировать и развивать у них процессы памяти, зрительное и слуховое внимание, воображение, мышление, речь, творческие способности через чтения стихотворений, инсценировки.

Воспитание трудолюбия, старательности, ответственности.

Словарная работа: труженик, трудолюбие.

Оборудование: рисунки о труде, ИКТ, выставка книг о труде, карточки с заданиями, атрибуты к инсценировке, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: чтение стихов, рассказов о труде К. Д. Ушинский «Два плуга», Е. Пермяк «Золотой гвоздь», К. Д. Ушинский Как рубашка в поле выросла», беседа «Пословицы и поговорки о труде, игра «Скажи наоборот»

Здравствуйте ребята, уважаемые гости, коллеги. Я рада всех видеть. Ребята поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь,пускай хорошее настроение сегодня присутствует на занятии.

II Вступительная беседа

Воспитатель: внимательно послушайте стихотворение

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

тетрадь, ботинки, пара лыж

тарелка, вилка, нож.

И каждый ломтик хлеба-

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба.

За все, что создано для нас

Мы благодарны людям

Придет пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

Воспитатель: о чем это стихотворение?

Ответы: о труде.

Воспитатель: Правильно. Это стихотворение посвящено труду. Сегодня на занятии мы будем говорить о труде

III Слайд 1

Воспитатель: Прочитайте тему занятия.

Дети читают:

«Труд человека кормит, а лень портит»

Воспитатель: как вы понимаете эту пословицу?

Ответы: человек, который трудится будет зарабатывать деньги, а ленивый ничего не делает.

Воспитатель: прочитайте.

Труд- вид деятельности, результат которого закреплен в материальных и духовных ценностях.

Трудолюбие-любовь к труду, нравственное качество, проявляющее в стремлении к труду.

Трудолюбивый---любящий трудиться

Лень--- отсутствия желания трудиться, склонность к безделью.

Воспитатель: Послушайте рассказ К, Д, Ушинского «Два плуга»

Чтение рассказа (читает ученик)

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

  • Не говорите мне, что Вам нельзя сегодня...

  • Каждый малейший шаг на поле свободного мышления...

  • Я - это я, а вы грехи мои по своему равняете примеру....

  • В долгах как в шелках...

  • Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают...

  • Уж сколько их упало в эту бездну, разверзтую вдали!..

    Уж сколько их упало в эту бездну,
    Разверзтую вдали!
    Настанет день, когда и я исчезну
    С поверхности земли.

    Застынет всё, что пело и боролось,
    Сияло и рвалось.
    И зелень глаз моих, и нежный голос,
    И золото волос.

    И будет жизнь с её насущным хлебом,
    С забывчивостью дня.
    И будет всё - как будто бы под небом
    И не было меня!

    Изменчивой, как дети, в каждой мине,
    И так недолго злой,
    Любившей час, когда дрова в камине
    Становятся золой.

    Виолончель, и кавалькады в чаще,
    И колокол в селе...
    - Меня, такой живой и настоящей
    На ласковой земле!

    К вам всем - что мне, ни в чём не знавшей меры,
    Чужие и свои?!
    Я обращаюсь с требованьем веры
    И с просьбой о любви.

    И день и ночь, и письменно и устно:
    За правду да и нет,
    За то, что мне так часто - слишком грустно
    И только двадцать лет,

    За то, что мне прямая неизбежность -
    Прощение обид,
    За всю мою безудержную нежность
    И слишком гордый вид,

    За быстроту стремительных событий,
    За правду, за игру...
    - Послушайте! Ещё меня любите
    За то, что я умру.









  • Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: воспитание положительных качеств личности.

    Задачи:

    • Помочь детям осознать значение труда.
    • Развивать память, мышление на основе анализа пословиц.
    • Воспитывать трудолюбие.

    Ход занятия

    I Орг. момент.

    Ребята, мне очень приятно видеть вас всех на занятии. Вы все в хорошем настроении. Я надеюсь, что и работать на занятии вы будете хорошо, будете внимательны, активны.

    II Вступительная беседа.

    Внимательно послушайте стихотворение и скажите о чём оно?

    Стол, за которым ты сидишь,
    Кровать, в которой ты уснёшь,
    Тетрадь, ботинки, пара лыж,
    Тарелка, вилка, нож...
    И каждый гвоздь, и каждый дом,
    И каждый ломтик хлеба –
    Всё это создано трудом,
    А не свалилось с неба.
    За всё, что создано для нас,
    Мы благодарны людям.
    Придёт пора, настанет час,
    И мы трудиться будем.

    О чём стихотворение? (о труде)

    Кто догадался, о чём будем говорить на занятии? (о труде)

    III Основная часть.

    Слайд №1.

    Давайте прочитаем тему занятия: “Труд человека кормит, а лень портит”

    Как вы понимаете эту пословицу? (Человек, который трудится, будет зарабатывать деньги, а ленивый человек ничего не делает)

    Слайд №2.

    На нашем занятии будут часто звучать слова:

    Труд – вид деятельности, результат которого закреплён в материальных и духовных ценностях.

    Трудолюбие – любовь к труду, нравственное качество, проявляющиеся в стремлении к труду.

    Трудолюбивый – любящий трудиться.

    Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

    Рассказ “Два плуга”.

    Начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д.Ушинского, который называется “Два плуга”. Внимательно послушайте, а потом ответите на вопросы.

    Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем, в то время как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

    Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

    От труда, мой милый, - отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

    Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме занятия.

    Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому, что он трудился)

    Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Он потемнел и покрылся ржавчиной)

    Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя)

    Какой вывод можно сделать, прослушав рассказ? (Труд человека красит, а безделье его уродует. Только в труде можно проявить все свои лучшие качества. Без труда человек заржавеет и заболеет)

    2. Обсуждение литературных произведений.

    Ребята, все вы читаете рассказы, сказки. Назовите мне произведения, в которых рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях? (Сказки “Морозко”, “Золушка”, “Два мороза”, Е.Пермяк “Пичугин мост”)

    Как относятся к ленивым людям? (Их не любят)

    Почему? (Ленивые хотят пить, есть, одеваться, но не любят делать это своим трудом. Значит, на него работают другие.)

    Что труд даёт человеку? (Труд даёт радость, благополучие, здоровье. Если ты трудишься хорошо, то и к тебе будут относиться хорошо)

    В наше время человек в обществе ценится по труду. Труд – источник радости, удовольствия. От труда зависит благополучие человека. Мы знаем, как счастливы люди, которые много умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

    3. Практическое задание для учащихся.

    Сейчас я каждому из вас раздам листочки, где написаны качества человека. Вам нужно отметить “+” те качества, которые должны быть у трудолюбивого человека.

    • Старательность
    • Добросовестность
    • Завистливость
    • Умение заставить себя
    • Необязательность
    • Умение трудиться

    4. Пословицы.

    В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки о труде. Сейчас мы проверим, как знаете пословицы о труде вы.

    Игра “Доскажи пословицу”.

    • Деревья смотри в плодах, а людей......(смотри в делах)
    • Терпенье и труд....(всё перетрут)
    • Под лежачий камень.....(и вода не течёт)
    • Маленькое дело....(лучше большого безделья)
    • Не спеши языком....(спеши делом)
    • Любишь кататься - .....(люби и саночки возить)
    • Делу время....(потехе час)
    • Ищи невесту не в хороводе......(а в огороде)
    • Человек от лени болеет, а....(от труда здоровеет)
    • У лентяя Федорки всегда.....(отговорки)
    • Бездельник, что бесплодное.....(дерево)

    Слайд №3.

    А теперь прочитайте пословицу и объясните её смысл.

    Не сиди, сложа руки – не будет и скуки. (Если мы будем заниматься каким-нибудь делом, то время пройдёт быстро и нам не будет скучно)

    Была бы охота – будет ладиться работа. (За любую работу нужно браться с желанием и тогда всё получится)

    5. Инсценировка “Сказка про лень”

    (действующие лица: лодыри, аптекарь)

    Лодыри: Дайте средство нам от лени, от могу, но не хочу.

    Аптекарь:

    Есть душистое втиранье от укусов комаров,
    Есть микстура от чиханья, проглотил – и будь здоров
    Есть микстура от мигрени, а лекарства нет от лени.

    Хорошо бы это средство поскорей изобрели,
    Чтобы все лентяи с детства принимать его могли
    Появись лекарство это, я купил бы два пакета.
    Нет не два, а целых три нужно, что не говори.

    Аптекарь:

    Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
    Того не надо по утрам будить по десять раз.
    И он не станет говорить, что лень ему вставать,
    Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
    Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,
    И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.

    Ребята, а вы как считаете, нужно ли лекарство от лени? (Нет, это зависит от самого человека)

    Посмотрите на картинку.

    Слайд №4. (Иллюстрация лентяя)

    Как вы думаете кто это? Как выглядит лентяй?

    Физминутка.

    Давайте не будем лентяями, будем бодрыми и весёлыми. Немного подвигаемся.

    Что такое физкультура? Тренировка и игра.
    Что такое физкультура? Физ. и куль, и ту и ра
    Руки вверх, руки вниз – это физ.
    Крутим шею, словно руль – это куль.
    Ловко прыгай в высоту – это ту.
    Бегай полчаса с утра – это ра.
    Занимайся этим делом,
    Станешь сильным, ловким, смелым.
    Плюс хорошая фигура
    Вот что значит физкультура.

    Слайд №5.

    6. Отгадайте кроссворд.

    Давайте попробуем отгадать кроссворд и узнаем, куда лентяя гоняли из-под палки.

    • Что больше пугает лентяя, когда утром надо умываться? (Душ)
    • Какая из оценок чаще всего в дневнике у лодыря? (Двойка)
    • Какое состояние любит лентяй больше всего? (Сон)
    • Какая главная черта характера лентяя? (Лень)
    • Что на уроке заменяет лентяю кровать? (Парта)
    • Куда загоняют лентяя из-под палки? (В школу)

    Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся. Они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать окружающим в делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б.Заходера “Петя мечтает”.

    Если б мыло приходило
    По утрам ко мне в кровать
    И само меня бы мыло,
    Хорошо бы это было!
    Если б книжки и тетрадки
    Научились быть в порядке,
    Знали все свои места –
    Вот была бы красота!
    Вот бы жизнь тогда настала!
    Знай, гуляй, да отдыхай!
    Тут и мама б перестала,
    Говорить, что я лентяй!

    Скажите, сбудутся ли когда-нибудь мечты Пети? (Нет) – Почему? (Человеку нужно самому всё делать: умываться, трудиться и тогда всё у него будет в порядке)

    Послушайте другое стихотворение.
    Если долго ты в постели провалялся,
    Если выучить уроки не успел,
    Если маме помогать ты отказался,
    Значит, ленью ты серьёзно заболел.
    Ленью можно друг от друга заразиться,
    Лень прилипчива, как клей или смола,
    И одно лекарство есть – трудиться,
    Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

    Какое же верное средство есть от лени? (Трудиться)

    Что означает выражение “дом есть лицо хозяина”? (По дому всегда судят о людях, которые в нём живут. Если в доме чисто, значит, здесь живут чистоплотные, бережливые, трудолюбивые, старательные люди)

    Слайд №6.

    Показ картинки с комнатой, где всё валяется.

    Какие люди живут здесь? (Ленивые, грязнули)

    Внимательно послушайте стихотворение Г.Мамлина “Серёжа ищет карандаш”.

    Сегодня в доме ералаш:
    Серёжа ищет карандаш.
    Я положил его в буфет,
    Кто карандаш мой трогал?
    У нас порядка в доме нет! –
    Сказал он маме строго
    Вооружился кочергой
    Для поисков Серёжа
    И для начала он ногой
    Котёнка пнул в прихожей
    Искал в шкафу, вставал на стул
    Ничком ложился на пол,
    Он под диваны заглянул,
    Он с полки вазочку смахнул
    И стол он поцарапал.
    Поднялся в доме ураган
    Упал со шкафа чемодан,
    И понеслись под потолком
    Подушки, Брема толстый том,
    Тетрадки и газеты и прочие предметы.

    Как Серёжа искал карандаш? (Он всё разбросал)

    Кто пострадал от его действий?

    Будет ли порядок в доме при таком поведении мальчика?

    Слайд №7.

    Показ картинки с комнатой, где всё аккуратно прибрано.

    Какие люди живут здесь? (Аккуратные, трудолюбивые)

    У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому, что в нём царит доброжелательная атмосфера. Наверно всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый, но кирпичики своего дома надо закладывать уже сейчас. Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим и не окажется беспомощным.

    Слайд №8.

    7. Правила трудолюбивого школьника.

    А сейчас давайте разберём правила трудолюбивого школьника.

    1. Красиво застилай свою постель и делай это каждое утро.

    2. После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на своё место.

    3. Если насорил – собери мусор, вытри пыль.

    4. Следи за своими вещами, чистотой обуви.

    Какая неделя у нас проходила в группе на прошлой недели? (Неделя труда)

    Кого в группе можно назвать самым трудолюбивым?

    Кого в группе можно назвать ленивым?

    Конспект внеурочного занятия

    Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное

    Тема: «Труд кормит, а лень портит».

    Класс : 3

    Цель :обобщить знания детей о труде и лени в пословицах и поговорках.

    Задачи:

    Образовательные: р асширять информационную базу учащихся, знакомство с сокровищницами общечеловеческой культуры уточнять и расширять запас конкретных представлений по данной теме; способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления памяти, используя стихи, пословицы, поговорки.

    Развивающие: развивать логические мыслительные операции, устную речь младших школьников.

    Воспитательные: прививать любовь к устному народному творчеству; формировать чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательное отношение к гостям и друг другу; совершенствовать умение внимательно слушать взрослого и своих товарищей.

    Метапредметные:

    Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы, выделение проблемы, выполнение сравнения, аналогии, установление причинно-следственных связей;

    Регулятивные – принимать поставленную задачу познавательной деятельности; оценивать познавательную деятельность в соответствии с поставленной задачей;

    Коммуникативные - умение слушать и понимать других;формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы.

    владение диалогической и монологической речью.

    Личностные: оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания

    Средства обучения (интернет-ресурсы): презентация, проектор, дидактический материал (карточки).

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Вводная часть (мотивация и актуализация познавательной деятельности)

    - Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас всех на занятии. Вы все в хорошем настроении. Я надеюсь, что и работать на занятии вы будете хорошо, будете внимательны, активны.

    Внимательно послушайте стихотворение и скажите о чём оно?

    Стол, за которым ты сидишь,
    Кровать, в которой ты уснёшь,
    Тетрадь, ботинки, пара лыж,
    Тарелка, вилка, нож...
    И каждый гвоздь, и каждый дом,
    И каждый ломтик хлеба –
    Всё это создано трудом,
    А не свалилось с неба.
    За всё, что создано для нас,
    Мы благодарны людям.
    Придёт пора, настанет час,
    И мы трудиться будем.

    О чём стихотворение?

    Рассмотрите фотографии.

    Людей, каких профессий вы видите на них?

    Что объединяет этих людей?

    Кто догадался, о чём будем говорить на занятии?

    Давайте прочитаем тему занятия: “Труд человека кормит, а лень портит”

    Как вы понимаете эту пословицу?

    Хорошо, молодцы.

    Приветствуют учителя.

    О труде

    Отвечают.

    Эти люди трудятся, выполняют определенную работу.

    О труде

    Человек, который трудится, будет зарабатывать деньги, чему-то учиться, а ленивый человек ничего не делает.

    2. Основная часть занятия (10 минут)

    На нашем занятии будут часто звучать слова, представленные на слайде. Что эти слова обозначают?

    Труд

    Трудолюбие

    Трудолюбивый

    Лень

    - Начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется “Два плуга”. Внимательно послушайте. О чем этот рассказ?

    Два плуга”

    Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем, в то время как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

    Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

    От труда, мой милый, - отвечал тот.

    – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

    О чём этот рассказ?

    Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?

    Что случилось с плугом, который пролежал без дела?

    Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?

    Какой вывод можно сделать, прослушав рассказ?

    Дети, на доске написаны пословицы. Какая, по вашему мнению, пословица подходит к этой сказке? Почему?

    КТО НЕ РАБОТАЕТ - ТОТ НЕ ЕСТ.

    КАК ТЫ К РАБОТЕ, ТАК И РАБОТА К ТЕБЕ.

    КТО ЛЮБИТ ТРУДИТЬСЯ, ТОМУ БЕЗ ДЕЛА НЕ СИДИТСЯ.

    ПО ТРУДУ И НАГРАДА.

    Ребята, все вы читаете рассказы, сказки. Назовите мне произведения, в которых рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях?

    Как относятся к ленивым людям? - Почему?

    - Что труд даёт человеку?

    - В наше время человек в обществе ценится по труду. Труд – источник радости, удовольствия. От труда зависит благополучие человека. Мы знаем, как счастливы люди, которые много умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

    Сейчас я каждому из вас раздам листочки, где написаны качества человека. Вам нужно отметить “+” те качества, которые должны быть у трудолюбивого человека.

      Старательность

      Добросовестность

      Завистливость

      Умение заставить себя

      Необязательность

      Умение трудиться

    - В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки о труде. Сейчас мы проверим, как знаете пословицы о труде вы.

    Игра “Доскажи пословицу”.

      Деревья смотри в плодах, а людей......

      Терпенье и труд....

      Под лежачий камень.....

      Маленькое дело....

      Не спеши языком....

      Любишь кататься - .....

      Делу время....

      Ищи невесту не в хороводе......

      Человек от лени болеет, а....

      У лентяя Федорки всегда.....

      Бездельник, что бесплодное.....

    А теперь прочитайте пословицу и объясните её смысл.

    Не сиди, сложа руки – не будет и скуки.

    Была бы охота – будет ладиться работа.

    Физминутка.

    Давайте попробуем отгадать кроссворд и узнаем, куда лентяя гоняли из-под палки.

    Что больше пугает лентяя, когда утром надо умываться?

    Какая из оценок чаще всего в дневнике у лодыря?

    Какое состояние любит лентяй больше всего?

    Какая главная черта характера лентяя?

    Что на уроке заменяет лентяю кровать?

    Так куда же загоняют лентяя из-под палки?

    -Правильно, ребята.

    Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся. Они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать окружающим в делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б.Заходера “Петя мечтает”.

    Если б мыло приходило
    По утрам ко мне в кровать
    И само меня бы мыло,
    Хорошо бы это было!
    Если б книжки и тетрадки
    Научились быть в порядке,
    Знали все свои места –
    Вот была бы красота!
    Вот бы жизнь тогда настала!
    Знай, гуляй, да отдыхай!
    Тут и мама б перестала,
    Говорить, что я лентяй!

    Скажите, сбудутся ли когда-нибудь мечты Пети? Почему?

    Показ картинки с комнатой, где всё аккуратно прибрано.

    Какие люди живут здесь?

    У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому, что в нём царит доброжелательная атмосфера. Наверно всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый, но кирпичики своего дома надо закладывать уже сейчас. Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим и не окажется беспомощным.

    Составьте правила трудолюбивого школьника.

    Воспринимают.

    – вид деятельности, результат которого закреплён в материальных и духовных ценностях.

    – любовь к труду, нравственное качество, проявляющиеся в стремлении к труду.

    – любящий трудиться.

    – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

    Воспринимают, анализируют.

    -О труде и лени.

    Потому что он трудился

    Он потемнел и покрылся ржавчиной

    Труженика и лентяя

    Труд человека красит, а безделье его уродует. Только в труде можно проявить все свои лучшие качества. Без труда человек заржавеет и заболеет.

    Сказки “Морозко”, “Золушка”, “Два мороза”, Е.Пермяк “Пичугин мост»

    Их не любят. Ленивые хотят пить, есть, одеваться, но не любят делать это своим трудом. Значит, на него работают другие.

    Труд даёт радость, благополучие, здоровье. Если ты трудишься хорошо, то и к тебе будут относиться хорошо

    Выполняют задание

    Смотри в делах

    Все перетрут

    И вода не течет

    Лучше большого безделья

    Спеши делом

    Люби и саночки возить

    Потехе час

    А в огороде

    От труда здоровеет

    Отговорки

    Если мы будем заниматься каким-нибудь делом, то время пройдёт быстро и нам не будет скучно.

    За любую работу нужно браться с желанием и тогда всё получится.

    Отгадывают кроссворд

    Нет, потому что человеку нужно самому все делать: умываться, трудиться, тогда у него все будет в порядке.

    Аккуратные, трудолюбивые.

    Составляют.

    1. Красиво застилай свою постель и делай это каждое утро.

    2. После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на своё место.

    3. Если насорил – собери мусор, вытри пыль.

    4. Следи за своими вещами, чистотой обуви.

    3. Заключительная часть (рефлексия познавательной деятельности) (2 мин.)

    Наше занятие подошло к концу.

    Что вам больше всего понравилось?

    Какие задания у вас вызвали затруднения?

    Надеюсь, на сегодняшнем занятии вы узнали для себя что-то новое и сможете применять полученные знания в дальнейшем.

    Все большие молодцы. Спасибо за занятие!

    Выполняют рефлексию познавательной деятельности.

    Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.