Развлечение "Вечер загадок" материал (средняя группа) на тему. «Путешествие в страну сказок». Вечер досуга в старшей группе Конспект занятия вечер загадок и отгадок

План конспект

Развлечение «Вечер загадок»

(по сказкам)

в младшей и средней группе.

Воспитатель: Зорченко С.А.

2017г

Цель: воспитывать любовь к русскому народному творчеству; закрепить умение детей отгадывать загадки; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать память, мышление, внимание, речь.

Задачи: формировать умение отгадывать загадки разных видов; создать у детей радостное, бодрое настроение; развивать память, фантазию, внимание, умение ориентироваться в пространстве; с помощью проведения мероприятия с детьми средней группы.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, разгадывание загадок.

Используемое оборудование: ширма, маска лисы и кукла петуха, сундук и игрушками кота Васьки и собачки Жучки, дуги и обручи ; атрибуты: маска лисы и кукла петуха кукольный театр на пальчиках, корзинка с «телеграммами» и конфетами для детей, волшебный цветочек с загадками, компьютер (музыка).

Ход мероприятия.

Дети сидят в группе. Входит Баба Яга.

Баба Яга: Здравствуйте, ребята. Вот я и прилетела к вам. Узнали бабушку?

(Да, Баба Яга)

Баба Яга: Не боитесь меня?

(Нет)

Баба Яга: И правильно, я детей в печь сажать перестала .

я их теперь в гости зову, да чаем пою. А вы хотите ко мне в гости?

(Да)

Баба Яга: Тогда скорее превращайтесь в мой хвост и полетели.

Проход через расставленные дуги, разложенные обручи.

Баба Яга: Ой, ребятушки, в лесу нам надо сначала через сугробы пройти Будем прыгать с одного сугроба на другой, потом в снежную пещеру пролезем, а там уж и избушка моя недалеко.

Дети проходят полосу препятствий.

Баба Яга: Ах, какие молодцы! А теперь нам надо пройти мимо медведя. Ребята, что медведь зимой делает? (спит в берлоге). Чтобы его не разбудить - я вас в мышек превращу. Ну-ка, шур-шур-шур, абра-кадабра, превратитесь, детки в мышек. Пойдемте, мышки, тихо-тихо на носочках.

Баба Яга: Вот мы и пришли, садитесь, гости дорогие! Редко у меня гости такие чудные бывают. Поиграете с бабушкой?(Да).

Я теперь с ребятами люблю играть и загадки со сказками отгадывать. Слышала я, что и вы немало сказок знаете. Помогите мне разобраться, нашла я сумку с телеграммами, а кто их отправил никак не пойму. Поможете мне?

1. Помогите! Нас с бабушкой съел Волк! (Красная Шапочка) .

2. Жду бабку, внучку, Жучку, Кошку и Мышку тянуть репку. (Дед) .

3. Не пей, братец, а то козленочком станешь! (Аленушка) .

4. Всех зверей в Африке вылечил! Возвращаюсь! (Доктор Айболит) .

5. Помогите выгнать лису из лубяной избушки! (Заяц) .

- Молодцы, ребята! Помогли мне разобраться. Теперь все телеграммы попадут в нужные руки..

- С этим заданием справились. Ай да ребята, ай да молодцы!

Баба Яга: У меня тут сундучок волшебный есть, а в нем разные чудеса спрятаны. Давайте заглянем?

(Хорошо, да)

Баба Яга: Ой, а это же загадки. Сложные… Сможете отгадать.

(Да, конечно)

1. Кто на елке, на суку

Счет ведет: «ку-ку, ку-ку»? (Кукушка)

2. Летом ходит без дороги

возле сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге,

от мороза прячет нос (медведь).

3. Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Ёж)

4. Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

5. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее… (Лиса)

6. Мохнатенькая, усатенькая,

Молоко пьет, Мяу- песенки поет. (Кошка)

7. Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки, боится кошки. (Мышка)

8. Раньше всех встает «Ку-ка-ре-ку» поет. (Петух)

Баба Яга: Ой, молодцы! А что вы еще умеете?

Баба Яга: А поиграете со мной?

(Да)

Баба Яга: Вот у меня тут в сундучке есть собачка Жучка и котик Васька, они очень любят наперегонки бегать. А давайте проверим, кто быстрее?

Игра «Кто быстрее?»

Дети сидят в кругу, воспитатель пускает в разные стороны куклы кота и собаки, дети передают друг другу игрушки, пока они не пройдут весь круг.

Баба Яга: Ах, хороши, ребята. Уважили старую, надо вас лакомством угостить. Оно тоже у меня в сундучке. Сейчас достану.

Смотрит в сундучок, пугается.

Баба Яга: Ой, беда, ай, напасть. И петушок мой пропал, он конфеты охранял. А кто ж это украл? И следов-то никаких, вот только рыжей шерсти клок…

(Лиса, это рыжая лиса)

Баба Яга: Ах, плутовка, тогда надо скорее ее догнать и конфеты отобрать. Вставайте, сейчас мы к домику лисы пойдем.

Игра «Как зайка поскачи»

Ну-ка, ребятишки, как зайки поскачите (дети прыгают),

А как мишки потопчите (идут вразвалочку, как мишки) ,

А как птички полетите (машут крыльями),

А как мышки вы замрите (дети замирают).

Игра повторяется два раза. Баба Яга показывает на ширму.

Баба Яга: Вот и её домик. Ну-ка выходи, лиса! Не отвечает. Выходи, говорю! Давайте вместе позовем.

(Зовет с детьми.)

Появляется лиса.

Лиса: Кто меня звал? Аааа… Яга. Зачем пожаловала и гостей-то столько привела?

Баба Яга: А кто моего петушка опять утащил и мои конфеты для детей унес?

Лиса: Ну, я. И что?

Баба Яга: А ну-ка отдавай рыжая плутовка. А-то медведя позову.

Лиса: Ой, не надо медведя. Только так я вам их не отдам - загадки мои отгадаете?

Баба Яга: Они мои загадки отгадали, а твои и подавно разгадают.

Лиса: А мои не простые, они про сказки. Знают дети сказки?

Баба Яга: Ребята, вы знаете сказки?

(Да)

Лиса: Ну, попробуйте, вот вам волшебный цветочек с загадками. Отгадаете все - позовете меня.

(Уходит)

Загадки про сказки

Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

(Колобок)

Нравом зол, цветом сер,

Семерых козлят он съел.

(Волк и семеро козлят)

Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк,

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? …

(Медведь)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала.

(Гуси-лебеди)

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

(Репка)

Баба Яга: Молодцы, ребята, одна бы я не справилась. Выходи, лиса.

Появляется лиса.

Лиса: Как? Уже все? А я даже не вздремнула. Все-все отгадали?

(Да)

Лиса: Ну ладно, раз вы так хорошо знаете сказки, то скажите, в каких сказках встречаюсь я?

(«Волк и лиса», «Колобок», «Петушок - золотой гребешок», «Теремок»)

Лиса: Ой, а я вот люблю сказку «Теремок» очень люблю, расскажете, кто со мной в теремке жил, только по порядку.

Баба Яга: Расскажем, ребята?

Сказка «Теремок»

Дети вспоминают персонажей сказки «Теремок», выбирают нужные куклы из «Театра на пальцах» и выстраиваются в порядке появления персонажей (баба-Яга помогает).

мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка сестричка, волчок - серый бочок, медведь - косолапый,

Баба Яга: Ну что, лиса? Всех дети правильно назвали?

Лиса: И, правда, вы сказки знаете. А танцевать вы любите?

(Да)

Лиса: А потанцуете со мной?

(Да)

Баба Яга: Ой, а я знаю, как мы танцевать будем.

Музыкальная игра «Танцы с игрушками»

Дети разбирают игрушки из «театра на пальцах». Баба Яга держит игрущку --человека и игрушку- зверушку, по очереди поднимает их. Когда наверху игрушка-человек, танцуют дети, у которых в руках игрушки-люди, а когда Яга поднимает игрушку-зверушку, то танцуют дети с игрушками-зверями.

Лиса: Давно со мной так никто не играл. Ну ладно, отдам я вам конфеты.

Баба Яга: А петушка?

Лиса: А петушка сами зовите.

Баба Яга: Как?

Лиса: А как я его из окошка выманила? У ребят спроси, они же сказки знают. Ребята вспоминают потешку

"петушок, петушок

Золотой гребешок!

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку »

Вылетает петушок, лиса отдает конфеты.

Лиса: Ну, до свидания, ребята, до свидания, Яга, заходите еще, мне с вами понравилось.

Все: До свидания, лиса.

Баба Яга: . Молодцы, ребята! Как много вы сказок знаете ! Все мои загадки разгадали ! Понравилось вам в волшебном лесу?

Дети : Да!

Баба Яга : Но нам пора возвращаться обратно и прощаться с волшебным лесом. А в подарок дарю вам корзину с конфетами. Дети по

очереди подходят к корзине, чтобы взять для себя угощение)

Бабушка : Вот и пришла пора мне возвращаться к себе домой. До свидания, дети!

Дети : До свидания!

И вам, ребятки, пора в группу возвращаться, пойдемте я вас провожу.

Уходят в группу

Самоанализ развлечения " Вечера загадок "

Развлечение осуществлялось в соответствии с конспектом. При подготовке к развлечению, конспект был подобран с учетом возрастных особенностей, интереса детей. В работе с детьми использовала беседу, загадки на сообразительность и логическое мышление - это способствовало эффективности мерроприятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы развлечения логически между собой объединены общей темой. Старалась вызвать интерес у детей к , разнообразить материал и задания. Использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Объем информации был достаточный. В ходе развлечения старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности. Материал был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время мерроприятия преобладал диалогический и групповой стиль общения. Поощряла и поддерживала детей. Я считаю, что выбранная мной форма организации развлечения была достаточно эффективной, динамичной. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей. В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Также необходимо добиваться четкого произношения слов. Работать над звукопроизношением. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

Наталья Белоусова
Досуг «Вечер загадок» в подготовительной группе

Цель : Закрепить знания детей об изменениях в природе осенью, названия овощей, фруктов, ягод, грибов.

Развивать зрительные, тактильные ощущения.

Воспитывать внимание, усидчивость.

Материал. Чудесный мешочек с муляжами овощей, Цветок с загадками , картинки, раскраски на осеннюю тему.

Воспитатель : Сегодня, в нашей уютной группе мы вместе с вами проведём интересную игру, «Вечер загадок » , посвященный нашей красавице Осени. Незнайка просит о помощи. Он прислал письмо с заданиями в наш детский садик, которые поручили ему выполнить.

Воспитатель : Ну что поможем?

Дети : Да.

1-е задание : необходимо закончить предложения, а для этого вспомните все признаки осени. Готовы?

Будьте внимательны.

Мы, ребята, друг друга спросим : Что настало нынче?. (осень) .

Осень, осень – непогода. Лужи прямо у … (порога) .

Лужи на дорогах, берегите свои (ноги) .

Как птица, туча по небу (мчится) .

Осень, осень листопад, листья жёлтые (летят) .

Дождик капает с утра –

Осень - грустная (пора) .

2-е задание : Отгадайте загадки о явлениях природы осенью.

1. Падают с веток

Золотые монетки (осенние листья) .

2. Летит птица по синему небу.

Крылья распластала –

Солнышко достала (туча) .

3. Крупно, дробно зачастило

И всю землю промочило (дождь) .

4. Неизвестно, где живёт.

Налетит – деревья гнёт.

Озорник, а не уймёшь! (Ветер)

5. Молоко над речкой плыло,

Ничего ни видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко (Туман) .

6. Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут (Облака) .

Воспитатель : Молодцы! Хорошо знаете признаки осени.

Кто в земле укрылся ловко? Это красная (морковка) .

От дождей земля промокла. Уродилась нынче (свёкла) .

Испытает много мук, кто без хлеба скушал (лук) .

Вот зелёный молодец, он зовётся (огурец) .

В огороде светофор? Это красный (помидор) .

Воспитатель : Здорово вы поработали, собрали большую корзину урожая, молодцы!

Воспитатель. А сейчас, я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Найди отгадку» (В нашем чудесном мешочке лежат овощи, на ощупь дети находят отгадку) .

Загадки .

1. Никого не огорчаю,

Маленький, горький,

А всех плакать заставляю (Лук) .

2. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая (Морковь) .

3. Луку брат (Чеснок) .

4. Что копали из земли,

Жарили варили.

Что в золе мы испекли,

Ели и хвалили (Картошку)

5. Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют -

К осени краснеют (Помидор) .

6. Не книжка, а с листьями (Капуста) .

Воспитатель : Молодцы! И с этим заданием вы успешно справились! А теперь, вам надо посчитать все овощи, слушайте внимательно и считайте овощи.

Бабуля однажды с базара пришла,

Бабуля с базара домой принесла :

Картошку, Капусту,

Репку, Морковку,

Горох, Огурец,

Свёклу, Фасоль

Петрушку и укроп.

Воспитатель : Кто самый внимательный, сколько же бабуля принесла овощей?

Дети : ответы детей.

Воспитатель : Совершенно верно, молодцы!

Воспитатель. В огороде мы побывали, а теперь я приглашаю всех занять свои места. Последнее задание, которое нам надо выполнить для Незнайки, это собрать корзину с овощами и передать ему. У вас на столах лежит пластилин, каждый из вас делает тот овощ, который хотел бы передать Незнайке, а я помогу тоже, я сделаю большую корзину, так как у нас получится большой урожай.

Воспитатель. Какие вы молодцы, все задания выполнили, которые просил Незнайка. Он для вас передал угощения, это вкусные, сочные, спелые яблочки.

Публикации по теме:

Досуг-вечер загадок «Что нам осень принесла» в средней группе Досуг Вечер загадок «Что нам осень принесла» в средней группе Задачи: 1. Развивать воображение, речевую и двигательную активность. 2. Учить.

Конспект досуга-развлечения «Вечер загадок» на тему «Весна-Красна» для средней группы №2 подготовил воспитатель: Соловей Ю. А. Задачи:.

Конспект досуга в средней группе «Вечер загадок» Цель: продолжать обучать детей отгадыванию загадок. Задачи: уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки,.

Математическая викторина в подготовительной группе «Бочонок загадок» Цель: активизация познавательной деятельности детей. Образовательные задачи: 1. Формировать умения и навыки применения математических знаний.

Развлечение для детей подготовительной группы «Вечер загадок» Цель: Развивать логическое мышление, смекалку, способствовать формированию положительных взаимоотношений. Осуществлять дифференцированный.

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 10 «Белочка»

Развлечение

для детей старшей и подготовительной группы и родителей

«Вечер загадок»

Милкина Анастасия Васильевна

Лангепас, 2016г.

Развлечение для детей старшей и подготовительной группы и родителей «Вечер загадок»

Цель :

Развивать логическое мышление , смекалку, способствовать формированию положительных взаимоотношений.

Осуществлять дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.

Ход

Ведущая.

Господа и дамы!

Ребята и мамы!

Папочки родные!

Сегодня вас всех без исключения

Ждут интересные приключения!

Будут конкурсы, задания личные

И аттракционы отличные!

Честь команды вам надо отстоять,

Что вы - лучшие, всем надо доказать.

Итак, друзья, начнем программу нашу!

Ведущий : Внимание! Внимание! Внимание! Открываем клуб любителей загадок . Сегодня в нашем заседании принимают участие две команды. Команда мальчиков и пап и команда девочек и мам. Тема нашего сегодняшнего заседания : «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки и мальчишки» . К выступлению готовы обе команды. Кого будем слушать первыми? (Мальчики предлагают девочкам выбрать очередность выступления.)

Выходят девочки и рассказывают стихотворение.

Из чего только сделаны мальчики?

Из улиток, ракушек

И зелёных лягушек.

Вот из этого сделаны мальчики!

Рассказав стихотворение, каждая девочка оставляет на синем подносе предмет, которым по ее мнению, пользуются или играют мальчики. (Машинки, пистолеты, роботы и др.)

Выходят мальчики и рассказывают стихотворение.

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных

И сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны девочки!

Рассказав стихотворение, каждый мальчик оставляет на розовом подносе предмет, которым, по его мнению, пользуются или играют девочки. (Куклы, заколки, бантики и др.)

Ведущий : Каждая команда придумала себе название. Но, чтобы узнать какое - надо отгадать загадку .

Первый конкурс «Угадай название команды»

Команда девочек (говорят хором)

Отыскала мама дочку

В распустившемся цветочке.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку.

(Дюймовочка)

Ответ дают мальчики.

Команда мальчиков (говорят хором)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(Емеля)

Ответ дают девочки.

Второй конкурс «Домашнее задание»

Ведущий : Девочки подготовили загадки для мальчиков .

Не живой я, но шагаю,

землю рыть я помогаю.

Вместо тысячи лопат

Я один работать рад.

(Шагающий экскаватор)

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он, станет гладко,

Будет ровная площадка.

(Бульдозер)

Рученька - ручища,
Что в земле ты ищешь?
-Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу.
(Экскаватор)
Человек немолодой,
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?

(Карабас)

Он из стран, где климат жаркий.

Ярко-желтый, но не сладкий.

Даже спелый кислый он.

Как зовется фрукт?

(Лимон)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи.

(Собака)

Рыжий, да не конь,

Рогат, да не баран,

Дома его не любят

И на базаре не купят.

(Таракан)

Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят,
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит...

(Строитель)
Две дорожки так узки,
Две дорожки так близки.
И бегут по тем дорожкам
Домики на круглых ножках.
(Трамвай)

Очень трудная работа -

О семье весной забота -

Строить в доме этажи!

Кто строители?

(Стрижи)

Ведущий : А вот какие загадки подготовили мальчики нашим девочкам.

Часто я в него смотрюсь,

Перед ним кружусь, верчусь.

Свои косы заплетаю

И костюмчик поправляю

(Зеркало)

Колесо свое верчу,

звонко, весело стучу.

Достает моей сноровки,

Чтобы делать вам обновки.

Получайте, ребятишки,

Платья, кофточки, штанишки!

(Швейная машинка)

В открытые окна,
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
(Ветер)

Глазки голубые,
Кудри золотые,
Губки розовые.
(Кукла)

Тук-тук-тук - с утра весь день

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

Тук-тук-тук - в ответ нам...

(Дятел)

Не мотор, а шумит,

Не пилот, а летит,

Не гадюка, а жалит.

(Пчела)

Не художник он, но краской,
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам!

(Маляр)
Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

(Баран)

Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)
За кучерявый хохолок

Из норки листку поволок.

Трогаешь - гладкая, Кушаешь - сладкая.

(Морковь)

Ведущий : А сейчас я приглашаю всех на веселую разминку.

Девочки и мальчики прыгают, как мячики.

Ручками хлопают, ножками топают,

Глазками моргают, после отдыхают.

Все выходят по порядку, дружно делают зарядку.

Раз, два, три, четыре – руки выше, ноги шире.

Влево-вправо поворот, наклон назад наклон вперед.

На носочки поднимайся, приседай и выпрямляйся.

Ножки в стороны, ножки вкось, ножки вместе, ножки врозь.

А теперь всем ровно встать, руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать, руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко и отправились в дорожку.

Третий конкурс « Загадка-пантомима »

Команда «Дюймовочка» показывает пантомиму. Команда мальчиков должна назвать и загадку и отгадку . (Берутся знакомые детям загадки )

Маленького роста я,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Иголка с ниткой)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Ведь они сидят друг в дружке,

А всего одна подружка.

(Матрешка)

Команда «Емеля» показывает пантомиму. Команда девочек должна назвать и загадку и отгадку .

Толстый тонкого побьет –

Тонкий что-нибудь прибьет.

(Молоток и гвоздь)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь-далек,

Лишь оставили дымок.

(Поезд)

Четвертый конкурс «Нарисуй отгадку»

Командам раздают бумагу и фломастеры. Ведущий загадывает загадки , нужно нарисовать отгадки. Побеждает та команда, которая сделала это быстрее и лучше.

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка, сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

Три глаза – три приказа,

Красный самый опасный.

(Светофор)

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Раздается стук в дверь.

Воспитатель. Ребята, к нам пришел гость.

На самокате въезжает почтальон Печкин (переодетый воспитатель).

Печкин . Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я приехал к вам на транспорте, который сам катит (демонстрирует.) Как его можно назвать одним словом? (самокат)

Верно, это сложное слово состоит из двух простых слов, повторите эти слова хором.

Молодцы. Мне прислали посылку с загадками, а я ни одной разгадать не могу. Помогите, пожалуйста. (достает из посылки иллюстрации-отгадки, раскладывает их по столу обратной стороной, обращает внимание детей, что здесь написаны цифры, а с обратной стороны - секрет, увидим его если отгадаем загадку).

Воспитатель . У меня тоже есть цифры (1-7), (располагает их на доске по порядку)

Под ними тоже есть секрет, увидим его в конце вечера.

Печкин. Ребята, под какой цифрой вы хотите отгадать загадку? (дети ходят вокруг стола и сами выбирают карточку с любой цифрой - называют 3)

Печкин читает.

Мойдодыру я родня,

Отверни, открой меня.

И холодною водою

Живо я тебя умою. (Водопровод)

Идут рассуждения детей.

Печкин. Молодцы, вы отгадали загадку (переворачивает лист и показывает картинку водопровода).

Из каких слов вы составили слово «водопровод»? (воду проводит)

Воспитатель. Вы отгадали загадку под цифрой 3, давайте откроем ее на доске (переворачиваем карточку-там буква Л).

Печкин. Под какой цифрой отгадываем загадку? (по желанию детей -1)

Печкин читает.

Ей забили мясом рот,

И она его жует,

Жует, жует и не перестает

И в тарелку отправляет. (Мясорубка)

Идут рассуждения детей.

Печкин. Верно (показывает картинку мясорубки.) Назовите 2 простых слова (мясо рубит)..

Воспитатель. Вы отгадали загадку, открываем цифру 1 (М)

Печкин. Походите вокруг стола и выберите следующую загадку. (дети выбирают 6).

Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

Что такое?.. (Самолет)

Идут рассуждения детей.

Печкин. Молодцы! отгадали загадку (показывает картинку).

Воспитатель. Вы отгадали загадку под цифрой 6. Переворачиваем ее (Ц)

Вы были внимательными. Какую загадку сейчас отгадываем? (2)

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит как лайнер «ТУ». (Пылесос)

Печкин. Правильно. Назовите 2 простых слова (пыль сосет), (показывает картинку).

Воспитатель. Вы отгадали загадку, открываем карточку (буква о)

Печкин. Под какой цифрой отгадываем загадку? (дети выбирают цифру 7)

Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолет)

Идут рассуждения детей.

Печкин хвалит детей и показывает картинку.

Печкин . Из каких слов состоит это сложное слово? (вертит и летит).

Воспитатель открывает карточку на доске под № 7.(ы)

Печкин предлагает разгадать следующую загадку. (5)

Закипит - исходит паром,

И свистит, и пышет жаром.

Крышкой брякает - Скорей,

Ты чайку себе налей! (Самовар)

Рассуждения детей.

Печкин хвалит детей и показывает картинку – отгадку, просит назвать 2 простых слова.

Воспитатель открывает на доске карточку под № 5(Д).

Печкин . Я сам отгадаю последнюю загадку под цифрой 4 .

Кто, на берегу пары клубя,

Пуская дым трубой,

Несет вперед и сам себя,

Да и меня с тобой? (Паровоз)

Дает неправильный ответ, дети его исправляют.

Воспитатель открывает последнюю букву и предлагает детям прочесть слово, которое получилось на доске « молодцы».

Печкин. Спасибо, ребята, за помощь. Вы внимательные, умные, старательные. Помогли мне разгадать загадки. Поощряет детей подарками и прощается с ними.

Жюри подводит итоги конкурса. Воспитатель приглашает детей и родителей на чаепитие .


НОД по ознакомлению с художественной литературой и фольклором.

Тема: Литературная гостиная «Вечер загадок».

Цель : познакомить детей с историей возникновения загадок;

развивать логическое мышление, память, речь и творческие способности.

Задачи: закрепить с детьми понятие «загадка», представления о жанровых особенностях загадок; учить осмысливать загадки; воспитывать умение слушать друг друга; развивать умение и желание сочинять загадки, интерес к жанрам художественной литературы, словотворчеству.

Словарная работа: загадка - малое литературное произведение, жанр х/л, старина.

Материал : иллюстрации с изображением жизни людей в старину, свеча, подбор загадок, конверты с загадками.

Ход :

Дети с воспитателем находятся у экрана, на котором по ходу рассказа появляются картинки ( иллюстрации с изображением жизни людей в старину), слайды.

1. Организация.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую книгу я нашла у нас в шкафу. Какая она яркая и красивая. Послушайте, что в ней напечатано. (Чтение загадок). Что я вам прочитала сейчас (Загадки). Верно.

Хоть я ещё, конечно, мал –
Недолго голову ломал,
И вот пришла она – отгадка.
Хорошая была … (ЗАГАДКА).

Воспитатель: Дети, так что же такое загадка?

Дети: Загадка – это задача, которую надо решить. Предмет загадки не назван, но даются его признаки, действия и назначение, по которым надо найти отгадку .

Воспитатель: Да, вы правы, загадка – это задачка, которую надо решить, а еще – это малое по форме литературное произведение - жанр х/л, описывающее предметы или явления, заключающего в себе задачу или вопрос. Отгадать загадку, значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

А как возникла загадка, вы знаете, расскажите? (ответы детей) А, хотите я вам расскажу историю загадки и даже немного покажу.

Рассказ воспитателя: Давным-давно в старину люди начали создавать загадки. Чтобы составить загадки и разгадать их, людям требовалось много наблюдать за окружающим их миром (предметами и объектами, различными явлениями). Загадка развивала у людей наблюдательность, учила их мыслить.В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли, чтобы уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот, орудия труда. К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных не известными вам словами, а загадками, т. е. замысловатым описанием, которое надо было расшифровать (отгадать). Содержание загадок отражало жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Без рук, без ног, На все стороны клонится.

(Люлька) Слайд

Скручен, связан, По избе пляшет.

( Веник .) Слайд

С развитием человека, изменилась его жизнь, она стала богаче и разнообразнее. Изменились и загадки, в них рассказывается о достижениях культуры человека, его быта.

Пыль увижу – заворчу,

Заворчу и проглочу.

(Пылесос) Слайд

Музыкант, певец, рассказчик,

А всего кружок да ящик.

(Магнитофон) Слайд

Крыльев нет, но это птица

Полетит и прилунится.

(Ракета) Слайд

Воспитатель: Ребята, а какие загадки бывают?

Дети: Загадки бывают разные. Бывают коротенькие в одну строчку, бывают в виде стихов. Народные и литературные. О предметах, о явлениях природы, о животных, о растениях, о профессиях.

Воспитатель: Вы правы. При этом в каждой загадке предмет не называется, и нужно самому угадать, о чем речь. Что бы легко догадаться, в загадке говориться, на что похож предмет, или его называют таким метким словом, что сразу понимаешь, что это такое.

Мяког, но не пух.

Зелен, но не трава.

Звери едят, но не ягода (Мох)

Эй, звоночки, синий цвет -

С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

У кого одна нога,

Да и та без башмака. (Гриб)

А ещё в загадках сравнивают предмет с другими. Например: Овальная, но не яйцо. Коричневая, но не картошка. Шершавая, но не кора. На кедре растет, но не иголка. (Шишка)

Что это? Правильно. Как догадались?

Физминутка «Покажи отгадку»

Дети я вам буду загадывать загадку, а вы движениями покажите отгадку:

1. Летом бродит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос (медведь).

2. Прыг-скок, прыг-скок,

Длинное ушко – белый бок. (заяц).

3. Хвост пушистый, шерсть ярка,

И коварна, и хитра.

Знают звери все в лесу

Ярко-рыжую….(лису).

4. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (бабочка).

5. Танцевать он всем велит,

Песни петь заставит.

Всех подряд он веселит,

Устали не знает.

Он века у нас живет,

Дружный, шумный …(хоровод)

Взявшись за руки, водим хоровод, останавливаемся и беседуем в кругу.

Воспитатель: Дети, скажите какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: А, вы знаете, осенью в далёком прошлом бытовали «вечера загадок», которые обычно проводились, по окончании сельскохозяйственных работ, т. е. уборки урожая. Садились люди вечерами целыми семьями, зажигали свечу и старшие загадывали младшим различные загадки: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечения усваивать знания, учили наблюдательности.

Вот и мы сегодня с вами проведем такой вечер- «Вечер загадок» в нашей литературной гостиной.

Дети с воспитателем проходят к «круглому столу» (столы выстроены в форме полукруга), и рассаживаются на свои места.

У каждого ребенка лежит конверт, где находится загадка, которую он придумал дома с родителями.

Литературная гостиная «Вечер загадок» (при зажженной свече).

Воспитатель: Дорогие дети сегодня в нашей литературной гостиной загадки мы будем с вами загадывать и отгадывать те, что вы придумали с родителями дома. А затем, мы поместим ваши загадки в альбом «Загадочный теремок», который мы с вами начали заполнять на прошлой недели.

1. «Домашнее задание – загадки о животных».

Воспитатель: Дети, кто из вас хочет первым загадать нам свою загадку.

Дети по очереди выходят к столу воспитателя и загадывают свою загадку, остальные ее отгадывают.

2. Составление альбома «Загадочный теремок».

Воспитатель: Я думаю, теперь мы можем поместить ваши загадки в наш альбом «Загадочный теремок».

Итог занятия: Беседа – рассуждение «В чем польза загадок»

Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились. Чем сегодня мы с вами занимались? Дети, что же такое загадка? Какие бывают загадки? Дети, а как вы думаете, какая польза от загадок?

Ответы детей.

Дети вам понравилось придумывать загадки?

У меня для вас есть предложение, давайте продолжим придумывать загадки по схемам и картинкам, и также будем их вкладывать в наш альбом «Загадочный теремок», который у нас теперь будет находиться в нашем книжном уголке и будет с помощью вас пополняться.